Я уже, кажется, писал, что сам лектор, Пол Блум, специализируется на детской психологии и он рассказал о нескольких экспериментах, которые они проводили на детях.
Игры типа диктатора, проведённый с участием детей, показали, что дети делятся куда менее охотно, чем взрослые.
Возможно дети просто жаднее, но, вероятнее на мой взгляд, принимают правила игры и менее заботятся о своей репутации.
Очень любопытен другой эксперимент.
Ребёнку говорят, что в качестве награды за те упражнения которые он сделал, он (или она) получит специальные жетончики, которые сможет обменять на игрушки.
Ребёнку предлагается сделать выбор между двумя возможными распределениями жетончиков:
1. один жетон для себя и один жетон для того мальчика (или девочки), который придёт после обеда; или
2. два жетонa для себя и три для того незнакомого ребёнка, который придёт после обеда.
Казалось бы выбор прост.
Если ребёнок жаден, то должен выбрать распределение 2:3, поскольку две игрушки для себя лучше, чем одна (какая ему разница сколько игрушек получит неизвестный ребёнок?)
Если ребёнок щедр и не думает о своей прибыли, тo тем более должен выбрать распределение 2:3, поскольку одарит этим незнакомого ребёнка тремя игрушками, вместо одной.
Не имеет никакого смысла выбирать распределение 1:1. Взрослые это понимают. И дети старше 7 лет это тоже понимают и выбирают распределение 2:3.
А вот дети от четырёх до семи лет стандартно выбирают распределение 1:1. Они наказывают себя игрушкой, лишь бы кому то другому не досталось больше.
Может быть разговор идёт о чувстве справедливости? Возможно равное, честное распределение кажется детям настолько ценным, что они готовы отказаться ради него от одной игрушки?
Проверяем.
Ребёнку предлагается выбрать между распределением 1:0 (один жетончик для него и ничего для того, кто придёт после обеда) и 2:2 (по два жетончика каждому).
Прекрасный честный вариант: две игрушки тебе и две игрушки кому-то другому и альтернатива в виде всего одной игрушки для тебя, зато некто, кого ты не знаешь и никогда не увидишь, не получит игрушек вообще.
Результат? Большинство детей от 4 до 7 лет предпочитало ограничится одной игрушкой, лишь бы кому-то неизвестному не досталось вообще ничего.
Вот тебе и ангелочки, цветы жизни.
Всё по анекдоту.
- Я дам тебе всё что хочешь, но соседу дам в два раза больше.
- Выколи мне один глаз.
Да, для полноты отчёта надо упомянуть, что была ещё и контрольная группа, которая выбирала между распределениями: 1:1 и 2:2. Все до единого выбрали 2:2, то есть при прочих равных 2 игрушки всё-таки лучше, чем одна.
Просто для ребёнка сравнение с другим, которого он никогда не увидит, важнее, чем получение для самого себя.
Забавная у нас природа.