Орбита Гелактики. Николай Цискаридзе. Звезда на небосклоне искусства балета.

Mar 20, 2016 14:56


«Моя фамилия имеет перевод. Утром слово Цискари означает «заря», а вечером - первую звезду, появляющуюся на небе. У меня хорошая фамилия…»
Этот пост посвящается одному из величайших артистов балета - Николаю Максимовичу Цискаридзе.



Родился Николай в Тбилиси 31 декабря 1973 года. Ламара Николаевна Цискаридзе привила своему сыну любовь к искусству, когда тот был совсем маленьким мальчиком. И верно - ребёнок должен видеть прекрасное с малых лет. Именно в детском возрасте закладывается фундамент, на котором потом вырастет взрослая личность. Николай Цискаридзе до сих пор помнит как, будучи трёхлетним мальчиком, он был вместе с мамой в Третьяковской галерее. На него произвели неизгладимое впечатление работы М. Врубеля «Демон сидящий» и В. Васнецова "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали". В том же возрасте он познакомился с великим искусством балета:

"...я сам выбрал эту обожаемую, но бесконечно жестокую профессию. В три года, когда меня впервые отвели на балетный спектакль. Хорошо помню, что это была "Жизель". Балет меня сразу заворожил своей неземной красотой, и я навсегда погиб»



Будущий великий артист балета мог не оказаться в стенах хореографического училища. Сегодня даже страшно подумать об этом! Ламара Николаевна не сразу согласилась с мнением сына. Но в итоге судьба и сердце матери выбрали верный путь.

«Поначалу она не хотела даже слышать об этом…Но у меня присутствовали и горячее желание учиться танцевать, и способности. О том, что они есть, никто из родных не догадывался, ведь мама очень долгое время считала, что мои гибкость и подвижность в суставах объясняются вывихом бедра или каким-то дефектом, вызванным тем, что я поздний ребенок: она родила меня в сорок три года… Когда маме объяснили, что мой случай неординарный и есть шанс оказаться со временем в Большом театре, она сделала все, чтобы я состоялся в этой профессии».

В 1984 году Николая отдали в Тбилисское хореографическое училище. Природные способности, талант и настойчивость способствовали поступлению в 1987 году в Московское академическое хореографическое училище, где он попадает в класс самого Петра Антоновича Пестова. Хочется ещё раз сделать акцент на фразе "природные способности, талант, настойчивость". Гибкость, шаг, прыжок, подъём, вращение, музыкальность, умение управлять своим телом, а также строение самого тела - это ещё далеко не весь перечень данных, которыми должен обладать танцовщик балета. Природа оказалась щедра к Николаю Цискаридзе. У него всё это было…

«В этом нет моей заслуги, все это было заложено в меня природой»







И, конечно, способности укрепляются благодаря настойчивости и любви к своему делу. От одной репетиции к другой. Шаг за шагом.
В 1992 году, по окончании училища, Николай Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича: Конферансье в «Золотом веке» (1992), Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Французская кукла в «Щелкунчике» (1993). Взлёт карьеры начался в 1995 году, когда Николай исполнил главные партии в балетах «Щелкунчик» Ю. Григоровича, «Чиполлино» Г. Майорова, «Шопениана» М. Фокина, «Сильфида» А. Бурнонвиля. В следующем году он дебютировал в Голубой птице в «Спящей красавице» и в миниатюрах Касьяна Голейзовского «Нарцисс» и Михаила Фокина «Видение Розы». В 1997 году Николай Цискаридзе участвовал вместе с балериной Марией Александровой в Международном конкурсе артистов балета в Москве, где завоевал I премию в номинации «Дуэты».
Немалую роль в становлении молодого танцовщика сыграли Марина Тимофеевна Семёнова и Галина Сергеевна Уланова.



С Мариной Тимофеевной Семёновой



С Галиной Сергеевной Улановой

«Она была моим ангелом-хранителем. Я встретился с Улановой, когда умерла моя мама. Галина Сергеевна опекала меня. Учила работать перед зеркалом, ничего не делая так просто: подкладывать под любое движение текст».

В 1996 году Николай окончил Московский государственный хореографический институт, получив специальность "Артист балета. Педагог".
Как уже было сказано выше, природа наградила Николая всеми теми качествами, которыми мечтает обладать любой танцовщик балета. Но техника танца должна подпитываться духовно, внутренним содержанием исполнителя. И тогда перед глазами зрителя предстаёт высокое искусство. За что автор статьи очень любит Николая Цискаридзе, так это за одухотворённость и выразительность образа, сочетание танцевального и актёрского мастерства, индивидуальность, чистоту линий, безупречную технику.




Николай работает над каждой ролью, как настоящий художник. В «Лебедином озере» мы видим его в образе благородного, аристократичного принца Зигфрида. И совсем иным предстаёт перед нами в «Соборе Парижской Богоматери», где исполняет партию Квазимодо.




Несколько слов о Квазимодо: Ролан Пети был удивлён, вероятно, когда Николай выразил желание исполнить эту партию.

"После "Пиковой дамы" Пети предложил мне выбрать что-либо для его следующей постановки в Большом театре. И я назвал "Собор Парижской Богоматери". "Кого же ты там хочешь танцевать?" - "Вообще-то моя любимая роль - Эсмеральда, но поскольку я не могу это исполнить, я хочу танцевать Квазимодо." - "Кого?" - "Квазимодо!" - "Ну, я меньше всего ожидал от тебя такого." Пети загорелся: ему понравилось, что я хочу сломать свое амплуа классических принцев" (Из книги "Николай Цискаридзе. Мгновения").

Репертуар Николая Цискаридзе включает такие партии, как Меркуцио («Ромео и Джульетта»), Конрад («Корсар»), Принц Зигфрид («Лебединое озеро»), Ротбарт ("Лебединое озеро"), Квазимодо («Собор Парижской Богоматери»), Граф Альберт («Жизель»), Солор («Баядерка»), Герман («Пиковая дама»), Принц Дезире («Спящая красавица»), Голубая птица («Спящая красавица»), Щелкунчик («Щелкунчик»), Симона («Тщетная предосторожность») и т.д. Это далеко не весь список.










image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



На сегодняшний день Николай Максимович Цискаридзе возглавляет Академию русского балета им. А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. За три года он проявил себя как хранитель традиций великого русского балета, профессионал своего дела и любимый ректор воспитанников Академии.

«Это очень одаренные дети, которые в будущем, я уверен, станут гордостью российского балета».




С воспитанниками Академии русского балета им. А.Я. Вагановой:










image Click to view



image Click to view


Статья для сообщества Гелактика. http://gela-guralia.livejournal.com/
http://gela-guralia.livejournal.com/559499.html

Академия им. Вагановой, танец, балет, Санкт-Петербург, Цискаридзе Николай

Previous post Next post
Up