Социальные статьи. Час пик на краю пропасти

Sep 23, 2013 02:23

Неспокойно в обществе. Очень неспокойно. Новости похожи на вести с фронта. То в детдоме детей избили, то дом престарелых сгорел, то полицейские изнасиловали женщину, то офисный клерк расстрелял коллег. Вторят им социальные статьи. Рассказывая о жизни нищих и наркоманов, о расточительстве олигархов, о фактах коррупции и садизма. Обсуждаются темы о введении новых законов. Но, увы, в нашей стране закон не писан, даже если он прописан в конституции или в уголовном кодексе. Потому как нет этого закона в наших головах.

Новости и передачи на злободневные темы, а также социальные статьи сообщают нам информацию о произошедших событиях. Люди включаются в обсуждения, но, увы, это напоминает переливание из пустого в порожнее. Никто точно не понимает причин, происходящих в обществе процессов. И, естественно, что делать, чтобы изменить ситуацию в социуме, - никто не знает. Хотя споры ведутся весьма ожесточённые. Каждый отстаивает свою точку зрения. Теоретически, едва ли не каждый «знает», что надо делать. На уровне «надо» и «давайте», но это далеко от реальных действий приносящих результат, тем более осознанных.



Мало кто не гнушается поучать, даже не кого-нибудь, а самого президента, но по сути подобные высказывания превращаются в более или менее завуалированное выражение неприязни. Неприязнь высказывается даже в социальных статьях, а ведь их целью должно быть именно её ограничение.

До недавнего времени в России была элитарная культура. Культура, какой никогда не было ни в одной западной стране. Страны Запада сильны другим - действующим законом и масскультурой, что до сих пор обеспечивает им необходимые ограничения, сдерживающие асоциальное поведение человека. Для нас понятие масскультуры чуждо, в то же время, с переходом в новую фазу развития, которая пришла с перестройкой, мы вместе с изменением приоритетов, потеряли высокий уровень культуры, и вместе с ней последний фактор, сдерживающий неприязнь.

До перестройки мы жили, опираясь на социальный стыд и понятия нравственности. Приоритет целого над частным регулировал поведение человека. Стыдно было выражать неприязнь, стыдно было воровать, стыдно было клеветать, стыдно было иметь больше, чем у других… Стыд сдерживал всё то, что проросло, едва сменилась фаза развития.

В условиях прошедшей, анальной фазы развития, абсолютно комплементарной нашему менталитету, когда в почёте были семейные ценности, дружба, честность, порядочность, когда почёт и уважение были важнее премий и высоких зарплат, страх позора играл роль регулятора общественных норм и отношений. Социальные статьи того времени рассказывали о благородных поступках, о трудовых достижениях людей, коллективов, науки, медицины, а культура, литература и кино воспевали высшие нравственные ценности членов советского общества.

Самой большой честью для человека была публикация в социальной статье, напечатанной в газете «Правда» о нём или о коллективе, в котором он работал. Но были и разоблачающие, высмеивающие социальные статьи. Их «героями» были чиновники-бюрократы, халтурщики, стяжатели. Люди более старшего поколения помнят журнал «Крокодил» и телевизионный журнал «Фитиль». С большим юмором в социальных статьях высмеивались пороки, которые в современное время стали нормой поведения. А о таких понятиях, как плагиат необходимо было искать информацию в словарях.

В наше время появилось много новых тем для социальных статей. Наркомания, детский алкоголизм, детский суицид. Статьи, появляющиеся на эти темы, кричат о бессилии, о равнодушии властей и чиновников. Все готовы винить кого угодно, но не себя. А мы-то что? Но разве мы не видим, что происходит? Разве не на наших глазах погибают дети? Разве не с нашего молчаливого согласия разворовываются детские дома? Почему мы молчим? А если кричим, то с обвинениями, вынося себя за скобки причастности к происходящим событиям...



Все виноваты, но не я. Почему, например, видя сирот, мы не подарим им свою заботу, внимание, заодно научив этому и своих детей? И речь не идёт об усыновлении. Принести игрушки, научить чему-то, организовав мастер-класс, или подарить детдомовскому ребёнку выходной вместе с вами. Почему ждём, когда кто-то будет благоустраивать дворы домов, в которых живём мы сами?

А что мы знаем о своих собственных детях? Мы знаем, что для них важно? Как их воспитывать, развивать их способности? В чем они могут наиболее всего реализоваться? Чаще мы по старинке решаем, «как будет для ребёнка лучше», ведь у нас есть «понимание жизни», а он ещё мал, чтоб понимать и думать. А то ведь и ремнём поучить можем. И растим несчастных, недоразвитых, ненаученных состраданию людей, которые потом пьют, подворовывают по-мелкому и не очень, бьют своих жён и детей...

Насилие - ещё одна важнейшая тема для социальных статей. Но и здесь, психологи и социологи беспомощно разводят руками, подводя лишь печальную статистику. Не понимая, по какому принципу создаются пары, не понимая, как психические состояния влияют на то, как будут складываться отношения, проблему домашнего насилия не решить.

Существует ряд социальных статей и передач, поднимающих вопросы здорового образа жизни. Например, о причинах, ставшего массовым, ожирения. В качестве причин называются и социальные проблемы, дескать, в наше время, это болезнь бедных; и наличие в пище усилителей вкуса; и гиподинамию. Но если разбираться более глубоко и системно, то все эти причины лишь следствие непонимания себя, недостаточной развитости свойств или неполной реализации человека в социуме или в паре. Понимая себя, понимая, что может доставить ему наслаждение от жизни, человек перестаёт заедать проблемы.

Не менее актуальны и статьи об анорексии, когда девочки стремятся похудеть, порой доводя себя до полного истощения. Причины анорексии также кроются в бессознательном, и когда они выводятся на уровень осознания, проблема исчезает.

Крайне острой социальной проблемой стало одиночество. В условиях кожной фазы развития, в век индивидуализма секс стал потребительским, а браки - короткими, без прежних обязательств. Разрушающийся институт брака больно бьёт по определённой категории людей, для которых главные ценности - дом, семья. Этим людям вообще сложно найти себя в быстрых темпах современной жизни, они непредприимчивы, тяжело принимают происходящие перемены. Им вообще сложно создавать или разрывать уже существующие, пусть даже и неблагополучные, отношения. И это, в свою очередь, создаёт базу для ещё более острых социальных проблем, таких как садизм и насилие в семье.

Случаи с сексуальным насилием еще в недалеком прошлом были редкостью. О насилии над детьми в те времена, мы практически не слышали. Но всё чаще и чаще мы читаем страшные сводки о преступлениях над детьми. Детей убивают, детей насилуют. В одной из деревень осуждению деревни подвергся не человек, изнасиловавший соседского ребёнка, а мать ребёнка, предавшая огласке этот случай. Она, дескать, деревню опозорила. Мы стыдливо закрываем глаза на проблему, пытаемся её не замечать. Но не замечать не получится, потому что подобные явления будут только нарастать, принимая характер эпидемии. И это будет результатом нашего равнодушия и нежелания видеть корни происходящего.



Совсем новыми и вызывающими много разногласий и противоречий в социальных статьях стали темы педофилии и гомосексуализма. Ещё недавно о гомосексуализме практически не говорили. Непринято было поднимать такие темы в обществе и, тем более, в социальных статьях и телепрограммах. Ныне тема гомосексуализма стала едва ли не главной темой для социальных статей и передач. Тем не менее никто: ни врачи, ни психологи, ни социологи - не понимают истинных причин этого явления, что вызывает еще большее непонимание и неприязнь в обществе.

Неприязнь и ненависть к ближнему, стали главными элементами общественных взаимоотношений. Мы ненавидим людей другой национальности, другой сексуальной ориентации или вероисповедования, даже просто болельщиков за другую футбольную команду. Мы виним в проблемах кого угодно от соседей до правительства, но только не себя. Мы отрицаем чувство собственной причастности к тому, что происходит в стране и в мире.
Для выражения ненависти и неприязни причин не нужно. Если человек испытывает страдания и неудовлетворенность жизнью, то повод найдется всегда. Нет большего врага для нас чем мы сами. Главный враг в нашей голове, и линия фронта проходит именно там.

Единственным способом остановить цунами нарастающей неприязни, предотвратить преступления и злокачественные проблемы современного общества является самопознание. Осознание своих желаний - той движущей силы, которая неосознанно руководит и нашими мыслями, и всеми нашими поступками. Осознание бессознательных механизмов, формирующих то или иное поведение.

В результате этого человек перестаёт быть послушным исполнителем животных импульсов и становится способным контролировать свои, порой, разрушительные, как для него самого, так и для целостности государства желания. Это стало возможным благодаря познанию сущности человеческой природы, глубокому изучению его психического на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Осознание, которое впервые дает человеку свободу быть собой, проживать наполненную радостью жизнь, благодаря точному пониманию своих особенностей, своего пути, который всегда комплементарен целому.

Автор Галина Некрасова

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

ситуация в России, социальные статьи, системно-векторная психология

Previous post Next post
Up