«Приходите на тренинг» или О физиологических механизмах получения знаний

Jun 17, 2012 12:02


Сам стресс безвреден. Вреден способ реагирования на него.

Это не статья о негативном жизненном сценарии и не указание на то, как этого избежать, потому что все это прекрасно рассказано в этой статье (Сценарий на неудачу, воровство, пьянство, мазохизм)  . Я хочу попробовать объяснить всего одну фразу, которая вызывает бурю эмоций, несогласных и, наоборот, одобрительных комментариев, обвинений и приступов «баблофобии». Эта фраза: «Приходите на тренинг».

Я попытаюсь объяснить физиологическую суть процесса получения информации как на тренинге, так и в психотерапии, и психоанализе, и, что самое главное, на мой взгляд, в «духовном поиске».

Итак, все знания делятся на 2 типа: полезные и бесполезные, в зависимости от потребностей индивида, которые, в свою очередь, определяются его желаниями. Например, как саньясина (монаха) может волновать появление нового айфона, или психолога новые способы деревообработки? Но есть и другие способы разделения - на внешние и внутренние. Что здесь ложно, а что верно? Может быть, стоит поискать суть в физиологии?

Физиологический механизм получения знания вполне ясно дает понять, что все знания приходят равно извне и изнутри. Когда человек проходит этапы взросления, он получает опыт реагирования на изменение информации. Информация поступает снаружи через органы восприятия и изнутри - от проприорецепторов (рецепторов внутренней чувствительности, которые следят за состоянием организма) и от центров самораздражения в головном мозге. Эта информация должна быть адекватной, т.к. только ее адекватность способствует выживанию. Так, например, люди с расстройствами чувствительности (аналгезия, например) могут умереть от кровотечения (т.к. не чувствуют порезов), ожогов, нарушения координации движений и т.д. И адекватность этой информации зависит от предыдущих опытов.

Цель организма - выжить, сохранить целостность, т.е. избегать опасного и вредного любым способом. 


Для этого он формирует программу действия. Вот схема функциональной системы, составленная П.К. Анохиным:




Где: А - стадия афферентного синтеза; ОА - обстановочная афферентация; ПА - пусковая афферентация; Б - принятие решения; В - формирование акцептора результатов действия и эфферентной программы самого действия; Г - Д - получение результатов действия и формирование обратной афферентации для сличения полученных результатов с запрограммированными.

Суть действия, вкратце выглядит так: есть набор параметров внешней среды, которые создают обстановочные афферентации (ОА). ОА - получаются организмом как перманентные паттерны информации, из которых выбираются пусковые афферентации (ПА) или стимулы, как говорят этологи. ПА зависят от доминанты, служат одной цели - выжить и сохранить целостность организма (избегать того, что причиняет дискомфорт, и удовлетворять потребности организма - ЕПДС).

В качестве примера рассмотрим такую ситуацию: идет человек по улице, никого не трогает. Вдруг подбегает собака и кусает его. Организм (а мы знаем, что он хочет выжить и сохранить свою целостность) реагирует инстинктивно (оборонительный инстинкт - убежать или сражаться): поднимается кровяное давление, выбрасывается в кровь адреналин, перекрываются сосуды на периферии(чтобы уменьшить кровопотери) и т.д. И человек принимает решение как реагировать (убежать или сражаться). Решение формирует программу действия (куда бежать, как сражаться). ПД (программа действия) осуществляет действие и получается результат действия (РД). Параметры РД поступают в мозг в центр оценки и, в соответствие с этим, либо корректируется программа, либо ПД откладываются в памяти, и появление таких же ПА/стимулов (собака) будет неизбежно приводить к повторению этих ПД.

Программы (способы реагирования) остаются на всю жизнь и могут, при неудачах, слегка корректироваться. Интересен еще и тот факт, что способ реагирования есть на все - на любые изменения информации. Способ реагирования зависит от психики индивида или, как это называл П.К. Анохин, от типа нервной системы. Если все это перевести в терминологию СВП, то есть 8 типов первичных реакций: кожный, мышечный, анальный, уретральный, звуковой, зрительный, обонятельный и оральный. Т.е. в любой новой ситуации каждый из этих типов реагирует по-разному и выбирает различные параметры стимула. Возьмем тот же пример с собакой: у одного человека ПД будет реагировать на образный стимул (окраску, размер), у другого на звуковой (например, когда собака напала, у него звонил телефон) и т.д. Каждый раз (даже если нет никаких объективных причин), как будут появляться эти стимулы (ПА) будет возникать реакция, соответствующая ПД/опыту.

В НЛП это явление называют якорями. Но ни НЛПеры ни ученые-физиологи не могут никак понять, почему разные люди выбирают различные параметры стимула/ПА: звук, цвет, запах, кинестетические ощущения. За ответом далеко ходить не надо, системно-векторная психология (СВП) уже имеет на это ответ: все зависит от  вектора или их сочетаний.

Я уже писал и о генетической предрасположенности, и об импринтах, и о том, что на основе импринтов формируются фильтры восприятия. Информация из внешней среды/ОА проходит через эти фильтры и в сознание поступают только самые важные (для индивида) параметры. Например, в институте нам рассказывали, что человек, на  которого напали хулиганы, «по каким-то странным обстоятельствам» (и почему, не известно) помнил, что в наушниках у него в этот момент играла музыка Led Zeppelin, но не помнил, как они выглядели. И такие случаи не редкость. Ученые-психологи говорят: «Фильтры восприятия, импринты», а почему они именно такие никак не поймут…

Программа действия - это и есть жизненный сценарий, который, чаще всего, бывает негативным, т.к. именно стрессовые ситуации сильнее всего влияют на организм. Сам стресс безвреден, а вреден способ реагировать на него (ПД). В возрасте 10-12 лет происходит отождествление человека с его ПД/опытом/способом реагировать и любую попытку как-либо повлиять на ПД он автоматически воспринимает как угрозу целостности организма и результатом этого является напряжение (постоянная готовность убегать или сражаться), как в случае со стимулом (собакой). Напряжение, в свою очередь, ведет к различным заболеваниям. В этом случае все попытки убрать симптомы заканчиваются неудачно и врач, сделав грустную мину, заявляет: «Это, батенька, у вас хроническое».

Можно это изменить? Нет! Сама идея что-то изменить - это та же самая собака, только у вас в голове. Откуда взялась идея, что надо что-то менять? Вам это кто-то сказал, вы это где-то прочли, это смутное ощущение какого-то недостатка? Это не ваше желание, а очередная программа действия. «Надо измениться и точка!» - это все только в голове и, получая параметры результата действия, ПД остается. Это вводит в состояние «божественной шизофрении» - погони за самосовершенствованием, счастьем, удачей, карьерой, богатством и т.д.

А что же делать? Разорвать этот порочный круг невозможно. Можно только перепрограммировать себя. Как? Теперь можно раскрыть суть того, о чем написано вначале статьи. «Приходите на тренинг».

Вот схема передачи знания:




Здесь: учитель - это психотерапевт, психоаналитик и т.д. ученик - вы.

ПД учителя не может стать вашей, как и ваша ПД не передастся ему. Вам могут дать информацию и только информацию, а перейдет она в знание или нет, зависит от вас самих. Важно и какая это информация.

«Духовные учителя» советуют искать знание внутри, но вы должны сначала принять их знание за истину(духовные практики). Т.е. гуру дает знание о самом себе, чтобы вы таким образом пришли к пониманию себя. Парадокс не так ли?

Психотерапевт - дает универсальные инструкции, каким образом вы можете придти к себе. Минус - расчет на то, что ПД и психика у всех одинаковая.

Тоже и с психоанализом Фрейда и Адлера: каждый символ сновидения, независимо от контекста,  имеет одно и то же значение для разных людей.

В психоанализе Юнга и в гуманистическом психоанализе вообще нет определенности: все люди слишком разные, у каждого свой путь самореализации и т.д.

На большинстве психологических тренингов вы получаете только ту информацию, за которой пришли, а подходит это именно для вас или нет не важно (априорно считаем, что психика одинакова, есть только хроники-неудачники, для которых все бесполезно).

У Ю. Бурлана на тренинге СВП вы получаете информацию о себе, о своей психике. Т.е. универсальный ключ для своего типа психики. Здесь и тотальность и индивидуальность в одном флаконе.

Только получением информации о себе можно перепрограммировать себя, свести на нет негативные воздействия и переписать их на позитивные. Да, забавная ситуация. Нам надо, чтобы кто-то рассказал нам о нас? Мозг человека так устроен, что нельзя изменить тип первичного реагирования (иначе говоря, программу вектора, как он задает сценарий), но его (мозг) можно перепрограммировать простым получением информации, а чтобы информация прошла через фильтры восприятия, нужны 3 условия: постепенная и разносторонняя подача информации и полное осознание с вашей стороны (слушать и понимать, то что слушаешь - разные процессы).

Каждый сам выбирает то, что хочет и сам пожинает плоды. Измениться невозможно, можно только научиться не мешать себе становиться тем, кем вы являетесь. Птенец должен становиться птичкой, щенок - собачкой, котенок - котом и т.д., а пытаясь это изменить, приносите только вред.

Закончить я хочу одной притчей.

Однажды к Анаам Бабе на даршан (чтобы увидеть его и обрести просветление) пришли несколько ищущих и каждый по очереди подходил к нему с личной просьбой.

- Тебе чего? - спросил Баба очередного.

- Учитель, я хочу быть свободным (мокша (просветление) - дословно переводится как «освобождение»).

- Свободен! - сказал Баба - Следующий!

Пояснение. Если вы истинно (вам это не навязали) к чему-то стремитесь - вы уже этого достигли, осталось только осознать это, принять это и забыть об этом. Как узнать это? Получайте знания, которые полезны именно вам.

P.S. Здесь только факты из физиологии, не более того. Кто хочет знать более подробно - ищите и найдете… А всем, кто хочет «сделать из рыбки птичку», желаю удачи. Если получится, обязательно пишите…

Источник: «Измениться за 60 секунд»


психоанализ, тренинги, бесплатные тренинги по психологии, научные факты, Юрий Бурлан

Previous post Next post
Up