Развитие речи ребенка

Aug 10, 2016 08:36

В моем понимании, обучение говорению - это главная веха второго года жизни ребенка. Такая же важная, как для первого года - самостоятельное передвижение в пространстве.
Ниже ссылки и материалы на тему развития речи ребенка (как теория, так и практика), прежде всего, мне на память.

Итак, начнем с теоретических норм.
Рост словаря ребенка от года и старше:
1 год - 5-9 слов
1,5 года - от 20 до 40
2 года - от 50 до 200 слов
3 года - от 800 до 1000 слов
3,5 года - от 1100 до 1500 слов
4 года - от 1600 до 1900 слов
5 лет - от 1900 до 2200 слов
Развитие фразовой речи:
Появление словосочетаний из двух лексических единиц (ляля бах, папа ам) - начало с 1 года 9 месяцев до двух лет
Появление и развитие предложений - с двух лет
К трем годам начинается употребление сложных придаточных предложений, появляются вопросы "почему?" и "когда?", используются практически все части речи, предлоги и союзы, единственное и множественное числа.
К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
а) раннего онтогенеза речи (до трех лет):
гласные а, о, у, и,
согласные м, п б и их мягкие пары,
н, т, д и мягкие пары,
к, г, х и мягкие пары,
в, ф и мягкие пары . В ряде источников: -йот, с, з
По практическому опыту л'
б) среднего онтогенеза речи (3-4 года): гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л';
в) позднего онтогенеза речи (до пяти лет): р, р', ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л , ц.

Источники этих выдержек и просто полезные ссылки:
1. Про речь
2. Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка
3. Какие недостатки речи ребенка должны насторожить (по книге Кольцовой "Ребенок учится говорить")

А теперь о практике и собственном опыте.
В одной из статей по ссылкам выше есть пример о том, что развитие речи ребенка можно стимулировать через развитие моторики пальцев. Рекомендуются игры-шнуровки, застежки, замочки, бусинки, природные материалы (камни, песок), которые можно держать между пальцами, пластилин и прочая лепка, пальчиковые краски.
Наш набор:







А еще рекомендуются пальчиковые игры. Ниже дам примеры из нашего репертуара. Здесь не только пальчиковые игры, но и подвижные игры с движениями. Всем известные Коза рогатая, Сорока-белобока и Мишка косолапый здесь не привожу.

Веселый мяч (наша любимая игра с полугода и до года примерно)
Вот такой веселый мяч!
(Слегка сожмите ручку ребенка с шариком, потрясите ею)
Он готов пуститься вскачь!
(Не сильно потяните за мячик, так чтобы рука малыша испытала мышечное усилие)
Так и просится играть!
(Подергайте игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик)
Трудно будет удержать!
(Направьте мячик к другой руке малыша, так, чтобы он смог сам, или с Вашей помощью перехватить мячик другой рукой)
Мячик прыгал и скакал,
Снова в ручки к нам попал!
(Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка)

Ноги и ножки (наша любимая игра с начала хождения, сначала играли за ручки, сейчас Вовка встает у моих ног и держась за них шагает)
(Басом) Большие ноги идут по дороге
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (шагают)
(Тоненьким голосом) Маленькие ножки бегут по дорожке
Топ-топ-топ-топ-топ.
Топ-топ-топ-топ-топ. (бегают)

Самолеты (любим эту игру с самостоятельного хорошего бегания)
Самолеты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели.
(руки в стороны, бежим по комнате)
На полянку тихо сели,
(приседаем)
Да и снова полетели.
(руки в стороны, снова бежим по комнате)

Солнышко (этой игре научила меня коллега, очень хорошо идет)
(Начинаем сидя на корточках, ладони на полу) Утром солнышко встает
(медленно поднимаемся и поднимаем руки вверх)
Тихо по небу идет
(поднимаемся в полный рост, руки вверх над головой)
Солнце за день устает
(начинаем опускать руки)
И за горы спать идет
(опускаемся в исходное положение)

Звери спят (этой игре меня научила та же коллега)
В гнездышке спит птичка
(складываем руки гнездышком и покачиваем ими)
Белочка в дупле
(сгибаем руки в локтях, типа дупло, и выглядываем из него)
Муха на листочке
(пальцем одной руки тычем в ладошку другой)
Собака в конуре
(складываем руки над головой треугольником)

Далее игры, которые мы пока только осваиваем.

Игры пальчиковые
Ладушки
Ладушки-ладушки,
Кто в гостях у бабушки?
Это мы у бабушки.
Кушаем оладушки.
Пьём парное молоко.
Тут и куры: "Ко-ко-ко".
Пробуют оладушки.
Ой, ладушки-ладушки.
Вот корова у реки,
С ней гуляют пастушки.
И бурёнка вечерком
Угостит нас молоком.
-Га-га-га! - гогочут гуси
В огороде у бабуси.
-А у нашей бабушки
Вкусные оладушки!
Светит солнышко с утра.
Рада-рада детвора:
- Хорошо у бабушки!
Ой, ладушки-ладушки!

Ладушки-ладошки
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки
Ладушки-ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Замок
На дверях висит замок. (пальцы в замочек)
Кто его открыть бы смог (слегка покачивать замочком" вперед - назад)
Мы замочком повертели (повертеть "замочком")
Мы замочком покрутили (пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга)
Мы замочком постучали, (пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга)
Постучали, и открыли! (показать ладошки)

Заготовка капусты
Мы капусту рубим, рубим, (машем руками вверх-вниз, словно ножами, ладони выпрямлены при этом)
Мы капусту режем, режем (руки выпрямлены в ладонях, изображаем движение ножа- вперед-назад)
Мы капусту солим, солим, (имитируем соление- шевелишь пальцами в щепотке)
Мы капусту мнем, мнем, (сжимаем и разжимаем кулаки)
А морковку трем, трем. (трем ладони друг об друга )

Перчатка
Весёлая мышка перчатку нашла
(раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка)).
Гнездо в ней устроив
(складываем ладоши "ковшом"),
Мышат позвала
(сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)).
Им корочку хлеба дала покусать
(кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила всех
(большим пальцем гладим остальные (скользящим движением от мизинца к указательному))
И отправила спать
(ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)).

Зимняя прогулка
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки одну об другую)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, потом руки под щечку)

Игры с движениями
Ножки
Что умеют наши ножки
Что умеют наши ножки?
Мы шагаем по дорожке!
(Маршируем)
Что умеют наши ножки?
Побежим-ка по дорожке!
(Бег)
Что еще умеют ножки?
Приседаем на дорожке!
(пружиночка)
Что еще умеют ножки?
Пусть попляшут на дорожке!
(выставление ноги на пятку)
Что еще умеют ножки?
Отдохнуть бы нам немножко!
(Гладим ножки)

Кулачки
Кулачками вот как мы помашем («бокс»)
А теперь потопаем ногами (топают)
Кулачками стукнем по коленкам (стучат кулачками по коленям)
А теперь потопаем ногами (далее исполняют движения по тексту)
Кулачки мы спрятали за спинку
А теперь потопаем ногами
Кулачками снова мы помашем
А теперь потопаем ногами

Дождик
Дождик, дождик на дорожке
Он намочит наши ножки
Нужно ножки поднимать.
Через лужицы скакать.
Так вот так, так вот так
Через лужицы скакать
Мы наденем все сапожки
И сухими будут ножки
Можно ног не поднимать
И по лужицам шагать.
Так вот так, так вот так,
И по лужицам шагать.
Дождик, дождик, припустил,
Всех ребяток намочил.
Ну, скорее, поспешим.
От дождя мы убежим.
Поспешим, поспешим
От дождя все убежим.

Зайчик
Зайчик серенький сидит
(приставляем ладошки к голове)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(1. Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(2. Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(3. Прыгам, как зайчик)
Кто-то зайку напугал -
Зайка - прыг - и убежал!
(пугаемся и разбегаемся по комнате)

Заинька
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так топни ножкой!
Вот так топни ножкой!
Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так бей в ладоши
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так повернись!
Заинька, попляши
Серенький, попляши,
Вот так попляши!
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так поклонись!

Две веселые овечки
Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
(1. Весело прыгаем)
Скачут белые овечки
Рано утром возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
Вверх до неба, вниз до травки.
Вверх до неба, вниз до травки.
(2. Встаем на ножки, тянемся вверх 3. Приседаем, руки опускаем вниз)
А потом кружились
(4. Кружимся)
И в речку свалились.
(5.Падаем)

Стрекоза
Вот какая стрекоза,
(показываем размер двумя руками)
Как горошины глаза.
(прикладываем руки к глазам)
Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо),
Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед),
Ну совсем как вертолет.
Мы летаем высоко,
(поднимаем руки вверх)
Мы летаем низко,
(присаживаемся на корточки)
Мы летаем далеко,
(приставляем к голове руку козырьком)
Мы летаем близко.
(руки в стороны - бегаем по комнате)

Два жука
На полянке два жука
(пружинящие движения ногами)
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ, топ!
(топаем правой ногой)
Левой ножкой топ, топ!
(топаем левой ногой)
Ручки вверх, вверх, вверх!
(поднимаем руки вверх)
Кто поднимет выше всех?
(тянемся вверх)

Птички
Ой, летали птички
Вот летали птички
Птички-невелички
Всё летали, всё летали-
Крыльями махали (летают)
На дорожку сели
Зёрнышек поели
Клю-клю-клю, клю-клю-клю
Как я зёрнышки люблю (клюют)
Пёрышки почистим
Чтобы были чище
Вот так и вот так
Чтобы были чище. (чистят пёрышки)
Прыгаем по веткам
Чтоб сильней быть деткам
Прыг-скок, прыг-скок
Прыгаем по веткам (прыгаем)

Как на горке
Как на горке - снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под горкой - снег, снег,
(приседаем)
И на елке - снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под елкой - снег, снег.
(приседаем)
А под снегом спит медведь.
(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)
Тише, тише. Не шуметь!
(прикладывает палец к губам).

Снежинки
С неба падали снежинки,
(пружинящие движения)
Белоснежные пушинки,
Они вертелись, они кружились
(кружимся)
И в сугробы превратились
(садимся на корточки)
Вот такие вот высокие,
(поднимаем руки вверх)
Вот такие вот широкие,
(разводим руки в стороны)
Вот такие вот глубокие,
(присаживаемся на корточки)
Вот такие белобокие
(поглаживаем себя по бокам)

Примерно месяц назад я всерьез озаботилась этим направлением развития. Пока рано говорить об успехах и достижениях, ребенку нет и полутора лет, но я с интересом фиксирую новые слова.

my wonder, полезное о детях

Previous post Next post
Up