Когда-то я работала на одной фирме, где шеф был довольно любопытной личностью. Не очень много лет назад он был ведущим менеджером по продажам одного крупного ювелирного завода, а теперь организовал свой ювелирный оптовый бизнес. Менеджерское прошлое не давало ему покоя , и поэтому все его внимание было отдано именно отделу продаж, а не каким либо другим отделам. Простая схема «Купи-продай» предполагала наличие говорливых и юрких менеджеров по продажам. Успех такого примитивного бизнеса был построен на рьяности звонящих круглосуточно и повсеместно красноречивых сотрудников, поэтому их готовил самый успешный и самый опытный менеджер - наш шеф.
Шеф был энергичный, спортивный и честолюбивый. Помнится, он частенько устраивал собрания, на которых воодушевленно рисовал графики нашего роста и мечтательно описывал наши головокружительные перспективы. Во время собраний он чистосердечно пытался увлечь нас всех идеей коллективного переживания за работу. Сравнивал даже нашу оптовку с «Юкосом» Ходорковского, а себя , конечно, с самим Михаилом Борисовичем. Звучали такие фразы, как: не так важна прибыль, как сам процесс вовлеченности людей и ресурсов; упоминался и наш отдельный, пусть и небольшой, вклад в развитие экономики страны. А мы, балбесы и эгоисты, только и ждали , когда, наконец, кончится этот патриотический пафос и нам можно будет смыться по домам. За коллектив, развитие экономики и головокружительный рост мы особо не переживали. Что с нас взять?
В порыве откровенности, шеф закатывал глаза и мечтал перейти на новый уровень - стать производителем. «Вот когда-нибудь мы добьемся того, что сможем открыть производство по изготовлению ювелирных изделий, например, серег-конго. Это такие кольца в ушах. Это классическая группа товара, посмотрите вокруг - и женщины, и бабушки, и девчонки, все носят серьги- конго. Беспроигрышный вариант...»
Так говаривал шеф. Но жизнь увела его все- таки в другую сторону. Оптовая торговля пошла у нашей фирмы очень удачно. У менеджеров закипали в руках телефонные трубки; также, поставщиков, желающих, отдать нам свой товар за «рупь», чтоб мы его продали за «рупь двадцать», было много. Клиентская база и ассортиментный ряд фирмы расширялись в геометрической прогрессии. Через пару лет после того, как я пришла туда работать, наша оптовка стала одной из крупнейших в стране. На этой высокой ноте я покинула свой пост и уплыла в море частного предпринимательства.
Своего шефа и всю нашу фирму я потеряла на пару-тройку лет, а, когда опять наше общение было налажено, выяснилось, что оптовка превратилась в ювелирное производство. А производил шеф, догадайтесь сами - серьги- конго, колечки в ухо! Простые, серебряные, дешевенькие колечки - эконом вариант.
Я в шоке - звоню старым приятелям- сослуживцам - что, как и почему? Они то ли смеются, то ли плачут - шеф выкинул фортель. А дело было так. Оптовка растет как на дрожжах: месячные обороты превышают несколько миллионов долларов, в распоряжении у руководства - бронированный автомобиль с водителем, на выставках достижений ювелирного хозяйства - у нашей фирмы самые крутые и самые дорогие стенды. Задарма и кому попало раздается следующая сувенирная продукция: шариковые ручки, кружки для чая, красочные календари и, апогей, банные халаты, - все с логотипом фирмы. Браво! Это реальный успех. Посторонний дядя пишет нашей ручкой отчет о расходах в командировке, пьет чай из нашего стакана и , о боже, выйдя из ванной облачается в наш халат! Шеф от умиления теряет связь с реальностью.
И в этот момент на него снизосходит вдохновение заняться, наконец, тем, о чем он так давно мечтал. Так шеф начинает стряпать производство. Но, в связи с тем, что он бывший менеджер по продажам, что означает «Человек слова», а не производственник, что означает «Человек дела», все у него получается плохо, дорого и медленно. Как говорится, полез шеф не в свои сани. Путем проб и ошибок процветающая ювелирная оптовая компания, в течение полугода превращается в злостного неплательщика по долгам. Бронированный автомобиль продан, остатки сувенирной продукции реализуются по бросовым ценам через сеть ларьков, менеджеры бегут как крысы с корабля. Один шеф и пара- тройка преданных лиц продолжают бой за мечту . Репутация пошла коту под хвост ради покупки очередных станков.
И вот я встречаю шефа на выставке достижений ювелирной отрасли в таком же виде, как он был в бытность моего поступления на работу - гол как сокол . Вместо респектабельного стенда стоимостью в пару миллионов, шеф имеет небольшой портфельчик с образцами пресловутых серебряных серег и носится с ними по всем друзьям и приятелям в надежде на удачные заказы. Живой такой, энергичный, ровно как десять лет назад.
На меня смотрит опасливо и в то же время с вызовом - не дай бог ляпну что-нибудь про утраченное великолепие. А я что? Я - нет. Я - деликатная. Спрашиваю у него, что и как. Он как простой коробейник распахивает мне свой чемоданчик и на меня глядят бесконечные кружки бесконечных серег. М-да, -думаю я, - и это после того, как мы успешно торговали бриллиантовыми и изумрудными коллекциями «Ювелиров Урала».
А вслух жизнеутверждающе воскликнула: «Ну надо же! Вы же всегда об этом мечтали. Мечты сбываются!»
И тут замедленная съемка: застывший взгляд шефа, потом вспышка воспоминания, удивление и далее - печаль.
Посмотрел он на меня странно и не улыбнулся.
Вспомнилась фраза: «Мечтайте осторожно, мечты сбываются!»
Поглядела я на его удаляющуюся спину и перевела взгляд на сияющий успехом огромный стенд бренда «Sokolov». А потом вредненько так подумала: «Надпись Inna Frank Jewelry смотрелась бы здесь импозантней».
Тут я сморгнула, шмыгнула пару раз носом и почапала дальше…
Мечтать не вредно!
Читайте меня на Фейсбуке, страничка "Women's short stories". Там у нас живенько!