Картина Репина "Иван Грозный и его сын Иван". Как живопись лечит и калечит.

Jun 06, 2018 16:52

Постоянно думаю о печальном происшествии на прошлой неделе, когда приезжий из Воронежа 37-летний мужчина
нанёс серьезные повреждения картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая находится в Третьяковской галерее.

Вандал ударил по стеклу, которое защищало полотно от влаги температурных колебаний. Стекло разбилось, холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича.

Также от падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. Как отметили в Третьяковке, по счастливой случайности самое ценное - изображения лиц и рук царя и царевича - не пострадали.

Прибывшие на место сотрудники полиции задержали вандала.
По факту произошедшего возбуждено уголовное дело об уничтожении или повреждении объектов культурного наследия.
Нарушитель пояснил полиции, что повредил картину из-за недостоверности изображенных на полотне исторических фактов, но перед этим он выпил в буфете 100 гр водки и в момент преступления находился в нетрезвом состоянии. https://youtu.be/swMgAuv23M0

Сейчас сотрудники музея пытаются спасти картину. Работа Репина была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея.

image Click to view


Картина, также известная под названием «Иван Грозный убивает своего сына», была написана в 1883 - 1885 г. Полотно изображает легендарный эпизод из жизни Ивана IV, когда он в припадке гнева из-за беременной невестки нанес смертельный удар своему сыну царевичу Ивану.

Сотрудники Третьяковки заявили, что картина ( почему-то) не была застрахована.
Хотя это уже не первый случай повреждения этого полотна Репина: 16 января 1913 года 29-летний иконописец и старообрядец Абрам Балашов нанес по полотну три удара ножом.
После этого самому Репину пришлось заново воссоздавать лица изображенных на нем царя и царевича.

То, что картины могут оказывать сильное воздействие на психику и человеческий организм в целом, известно давно.

Уже в Древнем Египте высоко ценилось искусство создания живых композиций из необыкновенно красивых цветов и растений, сооружений миниводопадов и искусственных прудов, основной целью которых было "восхищать взгляд". И это было не просто прихотью состоятельных семей Египта. Древнеегипетские жрецы знали тайны цветотерапии: воздействием цвета лечили больных, помещая их в комнаты определенной цветовой гаммы.

От любого живописного полотна идет общая энергия, состоящая из цветовой гаммы, изображения и энергии художника, которые влияют на наше подсознание, настроение и даже на мысли. Так под воздействием искусства и живописи меняется наше восприятие действительности и окружающего мира.

Начиная с средины 19 века европейские доктора вслед за целителями Егпта и Востока начали использовать в лечении больных цветотерапию - одну из достаточно результативных методик, суть которой заключена в созерцании шедевров живописи. Считалось, что суммарная энергетика излучения всех цветов художественного произведения, наложенная на подсознание пациента, дает тот магический эффект, который способствует не только духовному, но и физическому оздоровлению человека.
Стали активно выявлять и исследовать живописные полотна с мощной биоэнергетикой, исцеляющие душевные и физические недуги.

Так было исследовано полотно знаменитого художника  А.Иванова «Явление Христа народу».
В определённых кругах искусствоведов и целителей считается, что картины этого мастера имеют высокую положительную биоэнергетику, обладающую психотерапевтическим воздействием на здоровье людей.

Исследование экстрасенсами биоэнергетики картины показало, что радиус биополя Иисуса составляет восемь метров, Иоанна Креститетя - пять, а всех остальных персонажей намного меньше.
И это при том, что фигура Христа почти в три раза меньше, чем все остальные образы, изображенные на холсте.




Я склонна верить исследованиям экстрасенсов, так как именно эти две картины в Третьяковской галерее оказали на меня в детстве потрясающее и незабываемое воздействие. :-))

Когда в 7 лет я впервые оказалась рядом с картиной Репина "Иван Грозный убивает своего сына" у меня началась настоящая истерика.  Мама задержалась в другом зале, а я стояла перед этим шедевром и кусала руку,чтобы не выть на весь зал, но всё равно всхлипы были слышны окружающим. Слёзы из глаз текли рекой.
Мама, застав меня в таком состоянии, даже испугалась и стала всячески успокаивать, уговаривая пойти в буфет за мороженным или коктейлем.

Дежурные тётечки тоже не остались равнодушными и пытались гладить меня по голове и угощать конфетами. Мне было очень стыдно и я мечтала тогда только об одном: оказаться в тёмной комнате и голосить в рыданиях, чтобы никто не слышал, так как успокоиться я никак не могла.

А в возрасте  до 13 лет я могла часами не отрываясь, как заворожённая, стоять перед огромным полотном Иванова "Явление Христа народу", хотя была атеисткой и Христа воспринимала, как сказочного персонажа из Библии. Картина по непонятным причинам притягивала меня к себе, как магнит.

Ну а в середине 80-х у продвинутой интеллигенции и экстрасенсов в Москве начался бум на картины Рериха.
Рерих был не только авторитетом у теософов, считалось, что его пейзажи с Шамбалой оказывают магический лечебный эффект на зрителя.

Исследовав микровибрации художественных произведений Николая Рериха, испанский ученый Л.Олазабаль сделал вывод:
"Живопись Рериха оказывает лечебное терапевтическое воздействие, даже когда мы просто смотрим на его картины. Этот лечебный эффект, однозначно, есть, хотя для наблюдателя является чем-то немыслимым, невыразимым посредством слов".





В наши дни некоторые доктора России начали в своей практике прибегать к целительному эффекту лечебной арт-терапии. Так  петербургский военврач-невропатолог Анатолий Надеждин разработал методику лечения своих пациентов живописью.

Основательно изучив анамнез, он ставит диагноз и назначает созерцание картины, которую он пишет индивидуально для каждого больного, учитывая воздействие цветового спектра.



Однако нельзя забывать, что в истории живописи существует немало полотен, имеющих и дурную славу, после просмотра которых остается неприятный осадок. Или они возбуждают зрителей,  провоцируя  аффективные реакции и поступки.
Так что проявляйте осторожность и бдительность при посещении выставок - не принимайте алкоголь и прислушивайтесь к своему состоянию .)))

детство, живопись, Третьяковка, арт-терапия, Иван Грозный, музеи, воспоминания

Previous post Next post
Up