Я в СССР. Украина. Часть 2. Студенческие годы. Киев.

May 26, 2013 00:11

Продолжу серию воспоминаний "Я в СССР". Украина.
О  путешествиях в студенческие годы по Крыму я уже писала.

Теперь расскажу о своей единственной в жизни поездке на 4 курсе института в славный город Киев, хотя проезжала его потом много раз. Воспоминаний совсем немного, поэтому постараюсь передать общее впечатление о столице советской  Украины.

В Киев я отправилась всё с тем же своим другом, с которым вместе училась. Мы оба никогда там раньше не бывали, и рассказы о красоте Крещатика и Киево-Печорской Лавры будоражили наше воображение.

Когда я слышу "Киев", то перед глазами сразу встаёт панорама, которая открывается всем пассажирам, подъезжающим на поезде из Москвы к столице Украины. Это действительно завораживающее зрелище. Просторы Днепра и виды городских застроек с блеском куполов потрясают, и ты буквально всасываешь в себя эту красоту, чтобы сохранить её в своей душе уже навсегда.

В ту поездку мы тоже прилипли к окну и не могли оторваться от проплывавших мимо красот: охали и ахали, перебивая друг друга восклицаниями: "Смотри,смотри!", и тыкали пальцем на что-то особенно восхитившее, ну прямо как "крестьянские дети" Некрасова.)

Первое шокирующее впечатление на вокзале - речь киевлян. Хотя,может это были и не киевляне вовсе, а приезжие из других уголков Украины.:-)
Очень смешило и удивляло, когда очень красивая, элегантно одетая девушка, вдруг начинала громко изъясняться не на русском и не на украинском языке, а на грубом смешанном "говоре" с глухой буквой "Г". К этому невозможно было привыкнуть, мы постоянно ухмылялись и смеялись.
Но вот что приятно тогда порадовало - общительность киевлян.
В Москве, собираясь в поездку, я наслушалась от  однокурсников с Западной Украины рассказов о том,что киевляне "гонористые жлобы". :-)
Но наши опасения не подтвердились: наоборот, поражала доброжелательность киевлян и их готовность поговорить: все с удовольствием нам показывали дорогу, отвечали на вопросы, а заодно ещё успевали рассказать о себе и своих проблемах.

Воспоминание об этой поездке у меня связано с одним личным приключением. :-)

Сойдя с поезда рано утром, мы прямо на вокзале поссорились друг с другом, не сойдясь во мнении, как лучше спланировать день: сразу определиться с ночлегом, а потом осмотреть город или наоборот.
Видимо от усталости и бессонной ночи вспылили оба, и со словами "Ну и до свидания," развернулись и разошлись в разные стороны. Это случилось очень неожиданно -  такие ссоры нам  были абсолютно несвойственны.

Города мы не знали и совсем в нём не ориентировались. Каждый брел наугад - куда глаза глядят.

Проплутав часа два по Киеву, голодная и холодная, глотая слёзы от обиды и горя, я вышла на какую-то площадь. Увидела экскурсионный автобус, подошла к нему и стала раздумывать: покупать билет на экскурсию по городу или нет. Поднимаю глаза, а из окна этого автобуса на меня смотрит мой друг, с которым я поссорилась "навсегда". Мы встретились глазами, он выскочил из автобуса и бросился ко мне в объятья. Больше мы в Киеве не ссорились. :-)

Автобусная экскурсия была очень интересной, и она сформировала общее впечатление о городе.
Особенно меня потрясло посещение Бабьего Яра и рассказы экскурсовода о разыгравшейся там трагедии во время войны. Я раньше ничего даже не слышала об этом.
Мне запомнился рассказ одной киевлянки о том, как при оккупации города немцы развесили объявления: всем евреям явиться с вещами туда-то и тогда-то для отправки в Гетто. А вскоре к её свекрови-еврейке пришли соседи и попросили разрешения оставить в их квартире чемоданы, сказав при этом:
- Вас же всё-равно в Гетто отправят, а мы  вещи оставим, чтобы квартиру занять...

Ну что же тут скажешь -  практичные люди.
Свекровь этой женщины, будучи беременной её будущим мужем, потом убежала и спаслась, а свёкор поостерёгся город покидать, и был в этом самом Бабьем Яру расстрелян.
Этим рассказом я была потрясена  - он тогда оставил в моей душе очень болезненный след.

Потом мы погуляли по Крещатику.

Не пройтись по главной улице Киева приезжему никак не удастся: такое впечатление,что все пути в Киеве ведут к ней. Название улицы происходит от Крещатого Яра (то есть перекрещенного поперечными балками-оврагами). В документах XVII века вся эта местность называлась Крещатой Долиной. Крещатик, как улица, стал застраиваться в начале 19 века.

Но если честно, я плохо помню саму улицу. Сохранилось только общее впечатление солидности и внушительности.

А вот посещение Киево-Печорской Лавры запомнилось с подробностями. Туристов тогда больше всего привлекала экскурсия в подземелье с нетленными мощами святых старцев.

В дневнике одной пожилой женщины после её смерти я как-то прочитала  воспоминание о посещении ею пещер Лавры сразу после войны:
"Там, в нишах подземелья, лежат тела  старцев и не пропадают."

Вот и нам тоже очень хотелось посмотреть на "не пропадающих" старцев.:-))
Эта экскурсия прокручивается до сих пор в моём сознании, как фильм.

Киево-Печерская Лавра находится в центре Киева на правом, высоком берегу Днепра и занимает два холма, разделённых глубокой ложбиной, которая спускается до самого Днепра. В XI веке в этом лесу выкопал себе пещеру священник из близлежащего села - Иларион.Он уединялся здесь для молитвы.

В 1051году Иларион был поставлен митрополитом Киевским, и его пещера опустела. Но вскоре там поселился  монах с Афона Антоний, которому не понравилась суетная жизнь в киевских монастырях.
Потом к  отшельнику в  пещеру присоединились последователи. Когда их число возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи.
Антоний  же,предпочитающий одиночество, вскоре опять удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера и  послужила началом образования «ближних» пещер, а прежние пещеры получили название «дальних». С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы  и кельи. Число приходящих в обитель всё увеличивалось, и в последующем сам  великий князь Изяслав Ярославович разрешил отвести всю гору под церковь и Печорский монастырь.

В Ближних и Дальних  пещерах Лавры  покоятся нетленные мощи святых, но  есть в Лавре и захоронения мирян - там находится могила Петра Столыпина.

Погуляв по городу и вкусно перекусив в какой-то столовой, вечером на ночлег мы отправились на свой страх и риск в гости к одним моим знакомым - молодой семейной паре с ребёнком.
Заявились мы без предупреждения,так как телефона у них не было. Конечно, было  неловко так неожиданно сваливаться к людям, как снег на голову, но всё обошлось: встретили нас очень радостно, и мы допоздна просидели на кухне, болтая. Сейчас трудно себе представить такие простые отношения между людьми и такую непосредственность в поступках.
Но тогда мы были молоды, и была совсем другая жизнь: так неожиданно объявиться в доме приятелей было вполне допустимо.:-))

И уже утром, прощаясь, хозяин дома зажал нас в углу комнаты и стал украдкой совать нам подарок - томик И.Мандельштама. Мы от неожиданности начали бурно благодарить и отнекиваться -  ведь книга была дефицитной в то время, и нам было неудобно принимать такой ценный подарок. Но хозяин наседал и продолжал совать Мандельштама нам в руки.

И тут вдруг у него за спиной выросла жена. Подбоченясь и надвигаясь на супруга всем  своим телом, она зашипела:"Та-ак! Значит опять на  книжной толкучке был? Ты же обещал мне туда больше не ходить!"
Оказывается, незадачливый супруг был страстным книголюбом и спускал всю зарплату на покупку книг, редких и дефицитных по тем временам.

Мы поняли,что "подставили" благодетеля: он,видимо, не удержался и купил накануне этот злополучный томик Мандельштама, а потом решил воспользоваться подвернувшейся возможностью - удачно избавиться от "опасной" покупки, а заодно и нам сделать приятное.
Жену его потом мы дружно успокаивали и ублажали, выражая бурную радость от полученного подарка.:-)
Тогда очень многие в Киеве промышляли перепродажей книг, которые были в цене и пользовались большим спросом.

Вернулись обратно в Москву мы без приключений.
А Киев запомнился мне на всю жизнь, как один из красивейших городов СССР -  как столица республики Украина

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра.

Киево-печорская лвара фильм 1
Киево-печорская Лавра.Фильм 2

фильмы, СССР, Украина, воспоминания, институт, холокост, фашизм, Киев, антисемитизм