Как воспринимают люди, в большинстве своем, всем известную сказку про Золушку:
бедная, угнетенная безропотная красотка получает волшебный шанс и обретает великую любовь, а это хоть раз выпадает каждому, надо просто ждать и верить.
Что на самом деле:
Золушка - дворянка по происхождению. Именно ее папу, а не мачеху, приглашают на бал во дворец. (
Read more... )
Есть очень и очень наглядные примеры - скажем Пиноккио сказка о трансформации, он в самом начале несоразмерно жестоко наказан за какой-то мелкий проступок, фактически проклят, что-то типа первородного греха. И он вынужден страдать, тяжело трудится, терять все что дорого, скитаться, подвергаться опасностям - короче искупать детскую шалость - только ради призрачного шанса на прощение. И в итоге исполняется его мечта о трансформации, он становится настоящим мальчиком. Это аналог Золушки - она безвинно страдала, но этим страданием искупила некий либо мелкий грех, либо вообще не ее грех.
А есть сказка Буратино, скажем так - современное прочтение Пиноккио. Это вообще совершенно другая история, в ней Буратино не трансформируется, не взрослеет, не страдает. Ничему не учится, даже в лайт-версии школы Мальвины. Тут посыл прямо обратный - оставайся ребенком, будь собой, шали и хулигань, и тебе воздастся всеми благами. Враги будут повержены, появятся верные друзья, на халяву обломится театр и всемирная слава. Буратино совершенно не собирается становиться человеком, ему и так хорошо. Он бы и остальных в кукол превратил, если бы мог.
Или Винни. Оригинальный Винни-Пух - сказка о взрослении, расставании, и по сути о потере детства, утраченных иллюзиях и неоправдашихся мечтах. Наш Винни, напротив, живет в бесконечном лете бесконечного беззаботного детства, у него даже нет Кристофера Робина, ему и так зашибись. Если нет меда - можно одолжить у соседа, если есть - наоборот, одолжить соседу. В крайнем случае всегда есть пчелы.
Так что важно, что за посыл люди видят в той же Золушке. Из сказки о том, что через терпение и кротость можно получить или заслужить положенное - она превратилась в "даже кухарка может управлять государством". То есть теперь большинство людей воспринимают историю Золушки как историю социального лифта буквально через постель - а не про преодоление невзгод со смирением и терпением.
Reply
Reply
Кстати, раз уж обсуждаем, там есть еще одна странность. Я бы разделил сказку на три больших куска - предыстория, подготовка к балу и сам бал, и поиск по туфельке. Вы наверное обратили внимание, что самым важным считается бал и туфелька, хотя они на самом деле банальные. Да, там помогла фея - но она ничего не наколдовала необычного. В смысле, магия была что надо, но того же эффекта проще и быстрее можно было добиться, просто взяв в аренду на вечер карету и заказав платье - именно так, очевидно, поступили сводные сестры. То есть именно волшебство для этого этапа сказки не нужно, хотя конечно тыкву в карету - это впечатляет. Другими словами, крестная могла и не быть феей, а просто неким щедрым другом семьи, которая решила разок осчастливить девочку, на судьбу которой она так долго забивала.
Про туфельку тоже странный момент, почему именно так ее искали, почему туфля не налезла даже на детей, но опять же как не трактуй сюжет - морали в истории с туфелькой не просматривается. Какая-то слишком бестолковая часть сказки, как будто она вообще от другой истории.
Но вот предыстория, жизнь Золушки до бала, довольно интересная, и почему-то именно ее воспринимают как должное. В первой части мачеха гнобит Золушку всякими унизительными и бестолковыми заданиями - и она их выполняет с помощью зверей и птиц. То есть вокруг Золушки изначально творилась какая-то чертовщина, но всем все равно - потому что потом пришла фея и колданула тыкву, и все такие - ну вот это колдовство, это мы понимаем. А заставить диких птиц зерно сортировать - подумаешь, так каждый сможет. Даже сама Золушка воспринимает это как должное, хотя любой нормальный человек напрягся бы, когда его работу пытаются сделать птицы или мыши. То есть она _привыкла_ к таким происшествиям - а вот приходу крестной феи она как раз удивилась, мол ты кто и "вау, тыква".
Вот я опять же не про сказку - а про _образ сказки_ в коллективном бессознательном. Почему все наши современники в своем "анализе" (типа как вы привели в посте) выдумывают что угодно про папу, про крестную, туфельки и бал, про общую мораль сказки - но все упорно игнорируют тот очевидный факт, что Золушка ведьма.
Если она могла заставить птиц выполнять нетривиальные поручения, то зачем ей крестная? Она сама могла заставить мышей и ящериц доставить ее во дворец. И уж конечно она могла заставить их сшить платье, тем более кажется они и так этим занимались для сестер.
Reply
Reply
Это объясняет и почему туфля больше никому не подошла и почему ее "случайно" оставили принцу.
Но тут возникает много нестыковок - почему бы, например, просто не приворожить еще и мачеху. Ну или если у той иммунитет - приворожить медведя или змею и заставить убить мачеху.
Reply
её ж папа любит, жить без нее не может
сплошные загадки с этой Золушкой)
Reply
Reply
Leave a comment