Авторское право сегодня - одна из наиболее сложных областей права, о которой все слышали, про которую все знали, но как именно заставить все эти замечательные законы на практике - никто не знает. И все равно, что авторскому праву у нас целый раздел в Гражданском Кодексе отведен, что там все прописано и задекларировано, а чего нет, так то указано в законе об авторских и смежных правах, потому что по факту добиться справедливости практически невозможно.
На фоне всего этого для меня весьма удивительно, что не только создали Российское авторское общество (сейчас в него входит 26 тыс. авторов), но оно еще и эффективно при этом работает! Поддерживает талантливую молодежь и вышедших на пенсию деятелей искусства (именно поддерживает, в плане выплат пенсий оно не ставит себе задачи конкурировать с Пенсионным фондом), выплачивает авторские гонорары (да, пусть не гигантские, но ведь раньше о таком не могли даже мечтать). Проблем, конечно, еще очень много, но их, по крайней мере, начали решать. О многих из них говорили в пятницу в рамках «Круглого стола», который
прошел в пресс-центре «Комсомолки».
О чем говорили:
- об интернете, куда сразу же сливаются все появившиеся новинки;
- о расширенных лицензиях (праве организаций по управлению правами на коллективной основе выдавать разрешения от имени неопределенного круга лиц);
- о праве автора вступить или выйти из РАО;
- о том, что защищать права авторов должны профессиональные юристы, которые есть в штате РАО (например, Литягин рассказал о том, как в зале суда ему предложили сыграть на гитаре, чтобы он как композитор подтвердил свои профессиональные навыки, - вот именно в таких случаях особенно важна роль организации, занимающейся защитой авторских прав);
- о многих других, не менее важных вопросах
Я уже много лет в авторском совете (РАО). Собственно, я пошел в него, потому что не очень понимал систему: как начисляются деньги, почему столько много недовольных. Я сам был недоволен, я не понимал, почему за мои спектакли не приходят деньги. Мне хотелось разобраться в этом вопросе. И, поступив в РАО, в авторский совет, помимо того что там замечательные люди смежных областей - и композиторы, и художники, и поэты, просто радостно на этом авторском совете находиться. Потому что можно поговорить, посмотреть в глаза друг другу, понять общие проблемы. Есть лист, который авторское общество при желании может выдавать каждый месяц, - ваши поступления за спектакли, за ваши работы. Вы можете ориентироваться, какой театр вам прислал, какой нет. Если происходят какие-то недоразумения и сложности, у нас есть замечательный юрист, к которому я не раз обращался по поводу сложностей у наших художников, и всегда эти вопросы решаются, всегда есть помощь, действительно настоящая помощь. Какие вопросы мы только не поднимали, всегда найдется нужный подход, нужный совет. Мне очень нравится сегодняшняя обстановка в РАО, честно говоря, - рассказал художник.
Виктор Вольский, театральный художник
Еще мне очень понравилась идея СРО для организаторов концертов, которой поделился Пригожин.
Мы пытаемся сейчас предложить государству создать это саморегулируемую организацию в концертной деятельности, для того чтобы навести порядок и для того, чтобы игроки на рынки были понятны. Например, РАО для нас понятная организация. А вот что происходит на рынке концертной деятельности, даже для РАО непонятно, а не только государству, например. Очень много мошенников, которые сегодня объявляют концерт, вешают афиши, продают билеты, уходят с деньгами…
Иосиф Пригожин
Но самая главная проблема, конечно не в этом: она в культуре населения. К сожалению, у нас до сих пор не принято ни уважать авторские права, ни платить деньги за использование авторского контента. И пока не решат эту проблему, дело с мертвой точки не сдвинется. Я бы на месте РАО запустила специальную пиар-компанию. Как считаете, поможет?