Фернандо де Рохас (Fernando de Rojas) студент права из Университета Саламанки в 1498году услышал историю про то, как некий молодой человек желал познакомиться с одной красивой девушкой, идея вдохновила будущего адвоката и через год он уже представит комедию про Калисто и Мелибею, потом ее переписал в трагикомедию и в 1502г была впервые поставлена "Tragicomedia de Calisto y Melibea". Позже трагикомедия стала называться "Селестина" по имени одной из главных героинь.
Селестина - старая ведьма, обладающая волшебной силой магии и ворожбы, способна зажечь любовь в самом холодном сердце. Молодой рыцарь Калисто безумно влюблен в хорошенькую девушку. Пытаясь добиться ответного чувства, он прибегает к помощи черной магии Селестины.
Действие начинается в саду, где гуляет красавица Melibea Мелибея и где юноша Calisto Калисто ее видит впервые, и в нем загорается "первая любовь".
Затем Калисто втречает девушку в церкви и пытается с ней заговорить и признаться в своих чувствах, но Мелибея не желает с ним общаться и уходит.
тот самый сад в Саламанке, недалеко от Университета
Юноша в отчаянии возвращается домой. Его слуга Sempronio Семпронио расспрашивает господина о причине его слез и советует ему обратиться к старой своднице и ведьме Селестине.
Калисто отправляет двух слуг - Семпронио и Pármeno Пармено к старухе, со словами что в случае удачи он готов вознаградить ее.
Селестина - старая ведьма, которая содержит дом терпимости и оказывает отдельные услуги за деньги. Не долго думая, она сводит слуг Калисто со своими содержанками - Elicia Элисия и Areúsa Ареуса. Она соглашается выполнить поручение Калисто.
На следующий день Селестина наряжается торговкой никами и лентами и отправляется в дом Мелибеи. Селестина рассказывает девушке о страданиях Калисто, уговаривает ее хотя бы на одно свидание. Мелибея злится при упоминании имени Калисто, и хочет выпроводить старуху. Но ведьма применяет черную магию...
После этого, однажды ночью, в дом к Селестине приходит служанка Мелибеи согласовать встречу с Калисто.
Селестина сообщает это слугам Калисто и юноша от радости преподносит своднице очень дорогой золотой браслет.
.
С этого времени платоническая любовь Калисто становится более "ощутимой", он проводит ночи в спальне Мелибеи, в то время как его слуги встречаются с содержанками Селестины.
Слуги Семпронио и Пармено хотят получить свою долю от тех драгоценностей, которые отдал старухе их хозяин. Но Селестина не намерена ни с кем делиться и в ссоре Семпронио убивает старуху. Шум в доме привлекает стражу и они хватают Семпронио и Пармено, слуги осуждены и обезглавлены за убийство старухи.
Elicia и Areúsa переживают смерть своих возлюбленных , считая во всем виновным Калисто. Они решают нанять убийцу Centurio Сентурио для того, чтобы он убил Калисто.
В одну из тех ночей когда Калисто поднимался по лестнице в окно к Мелибеи, а его слуга Тристан ждал своего господина внизу, наемный убийца Сентурио спутал слугу Калисто с самим юношей. Возникла драка, и Калисто, стремясь помочь своему слуге, падает с лестницы и умирает.
Мелибея не смогла вынести смерти своего возлюбленного и выбрасывается из окна башни.
Пьеса заканчивается плачем отца Мелибеи.
"Нет повести печальнее на свете?" (с)
памятник Селестине в Саламанке
для справки
- "Ромео и Джульетта" написаны на 90 лет позже "Селестины", в 1595г
- Селестина стало именем нарицательным, так называют сводниц
-
"Селестина" пьеса Николая Коляды в Московском Современнике, где Селестину играет Лия Ахеджакова
-
"Селестина" 2006г фильм с участием Пенелопы Круз
-
Литературная энциклопедия о "Селестине"Тема произведения - борьба нового человека с феодальным укладом в форме требования полной свободы личного сердечного чувства. Эта тема развивается в «трагикомедии», в к-рой изображение реальных человеческих отношений доведено автором до предельной простоты и даже обнаженности. Калисто стремится к физическому обладанию Мелибеей, разрушая установленные средневековым укладом социальные и нравственные перегородки, и добивается цели при помощи своих слуг и сводницы Селестины. Эти пособники любви Калисто и Мелибеи беспощадно совлекают идеальные покровы с феодально-рыцарских представлений о любви, обнажая ее чувственную природу и открыто издеваясь над романтическими иллюзиями Калисто,воспитанного на лирике трубадуров и рыцарских романах, над робостью и неуверенностью Мелибеи, упорно защищающейся от страсти Калисто. Здоровое, не нарушаемое никакой рефлексией, грубо чувственное влечение слуг Калисто, Пармено и Семпронио, и практицизм опекаемых Селестиной проституток Элисии и Ареусы представляют контраст мучительным переживаниям дворян Калисто и Мелибеи. Особенно выпукло нарисован образ Селестины. Она - воплощение хитрости, жадности, расчетливости и скупости. Однако, нарушив казавшуюся столь прочной феодальную мораль, герои произведения сами падают жертвой собственных начинаний. Гибнут слуги Калисто как пособники в «святотатственном» деле, гибнет Калисто, кончает самоубийством Мелибея. В исповеди Мелибеи, повествующей с вершины башни о своей любви к Калисто, звучат однако не ноты отчаяния и раскаяния: эта исповедь - одновременно и реабилитация сводницы Селестины и властный голос всепобеждающей страсти, требующей полной свободы для своего выражения. В обстановке переходного периода, когда устои средневекового быта еще упорно сдерживали натиск новых веяний, шедших из недр подымающейся буржуазии, предсмертный голос Мелибеи прозвучал как призыв к освобождению человека в сфере личного чувства"