В современном мире всё большее значение начинает играть рынок информационных технологий и рынок информации как таковой. Не так давно появился термин «big data», обозначающий такой массив информации, который ни одна стандартная база данных не сможет сохранить, перераспределить или проанализировать. Именно такой объем информации в последнем докладе McKinsey Global Institute определяется как новая граница для инноваций, конкуренции и производительности.
На сегодняшний день скорость роста объемов хранимой информации измеряется 40% каждый год, в том время как бюджет сферы информационных технологий растет на 5% каждый год. В масштабах экономики эти цифры представляются просто-напросто экспоненциальным ростом. Такой сложный процесс не может остаться без вмешательства регулирующих органов на разных уровнях, хотя, как представляется, найти оптимальные формы такого вмешательства достаточно трудно.
Считается, что есть несколько путей, как информация может влиять на процесс производства, потребление и рынок в целом.
Во-первых, создавая прозрачность в бизнесе, позволяя получать новую информацию и анализировать ее вовремя. Это позволяет эффективнее менять политику фирмы или маркетинговую стратегию. Во-вторых, доступность информации означает, что потребители выбирают все более персонифицированную продукцию, а значит рынок все сильнее сегментируется, что может произвести настоящую революцию на рынке товаров широкого потребления. В-третьих, наличие информации позволяет принимать решения лучше и быстрее. Возможно, что в скором времени продвинутые системы анализа данных заменят людей в области принятия решений, так как компьютерная техника может анализировать одновременно намного больше информации, чем человеческий мозг. В-четвертых, это позволяет быстрее создавать новые продукты и услуги. Однако, существует идея о том, что такая быстрота распространения и анализа информации может помочь предсказать наступление будущих экономических кризисов. Но, с другой стороны, можно представить себе ситуацию, что негативные явления, даже и предсказанные, могут распространиться еще быстрее, что создаст дополнительные трудности для их предотвращения, то есть могут возникнуть новые, ранее неизвестные формы проявления кризисов. В связи с этим становится актуальным вопрос регулирования и надзора в сфере информации.
Вместе с изменением структуры экономики, меняется и всё остальное общество. Меняется государство, которое, с одной стороны, не может оставить без контроля такую большую часть экономического процесса, а с другой стороны, не до конца понятно, как ограничивать использование информации, не превращая это в информационную блокаду.
Недавно в США разгорелись споры относительно законопроектов SOPA (Stop Onlone Piracy Act) и PIPA (Protect Intellectual Property Act), направленных на регулирование информационного потока в Интернете на первый взгляд с благой целью - борьба с пиратством. Например, SOPA объявляет уголовным правонарушением (преступлением) несанкционированное потоковое вещание или иное распространение защищённого авторским правом контента с установлением виновному максимального наказания в виде тюремного заключения на срок до 5 лет (при установлении факта распространения хотя бы 10 музыкальных или видеозаписей за 6 месяцев). Противники данного законопроекта считают, что под данную формулировку можно отнести практически всю сеть интернет, что делает это простором для исков и нарушает Первую Поправку Конституции, ограничивая свободу слова. Законопроект PIPA представляет собой новый набор инструментов с помощью которого органы власти могут воздействовать на «плохие» сайты с целью защиты авторских прав.
Но в чем же проблема?
Многие сайты, распространяющие контрафактный контент располагают свои сервера вне США, чтобы избежать юридического преследования, поэтому такой законопроект ударит в первую очередь по простым пользователям, нарушающим закон об авторском праве в наименьшей степени. Получается, что основные нарушители оказываются вне зоны действия закона, а мелким нарушителям грозит несоизмеримо большое наказание. Также следует учитывать издержки на отслеживание нарушителей и исполнение наказания. Кроме того возможна ситуация, когда под действие закона может попасть ресурс, который сам по себе не является контрафактным, но содержит в себе пиратскую информацию, загруженную другими пользователями, притом им пользуются миллионы людей, которые не нарушают закон.
Таким образом, сегодняшняя ситуация в США показывает, что пока не найден оптимальный инструмент для надзора и контроля за рынком информации. В этом проявляется неоднозначный характер процесса регулирования экономики в любой сфере. В данной области ситуация еще сложнее, так как неясно в каком объеме регулировать и нужно ли регулировать вообще.
Источники:
1.Trends Magazine, October 2011; "The "Big Data" Revolution"
2.
http://ru.wikipedia.org/