Недавно мы проводили
исследования для нашего проекта по маркетингу. Некоторые заинтересовались тем, что же получилось в итоге. Наконец, я созрела для того, чтобы выложить получившийся труд. Выкладывать буду частями, чтобы не получилось бессмысленной стены текста, которую никто не прочитает.
Экомаркетинг на российском рынке: возможности и перспективы
Часть первая. Введение в тему и знакомство с самой концепцией экологически чистого производства.
Введение
В современном мире очень большое внимание уделяется влиянию производственной сферы на окружающую среду. Данный вопрос находится в поле зрения не только природоохранных организаций и государства, но волнует и потребителей. Именно потребители подтолкнули западные компании развивать такое направление, как экологический маркетинг - разработка и создание методов продвижения и реализации экологически безопасной продукции или услуги. И если на Западе эко-маркетинг осуществляется вполне успешно, то каковы перспективы его применения в России? Именно этому вопросу посвящено данное исследование.
Как уже отмечено выше, экологический маркетинг имеет дело с экологически безопасными продуктами и услугами. Мы попытались рассмотреть этот вопрос со стороны производства и потребления на российском рынке, насколько те товары, что сейчас представлены на рынке соответствуют самому понятию экологически чистого продукта. С этой целью были использованы тематические статьи на специализированных ресурсах, а также статистические данные исследовательских агенств. Также мы провели опрос (см. приложение 1), в котором участвовали 90 человек разных возрастных категорий и с разным образованием. Данный опрос показал, как потребители относятся к экологически-чистым продуктам и услугам, а также степень их экологической «грамотности».
Итак, в данном исследовании, прежде всего, подробно рассматривается сама концепция экологического маркетинга применительно к разным группам товаров: продуктам питания, одежде, косметике, бытовой и компьютерной технике, автомобилям, мебели. Далее обратимся к практике проведения данной политики в западных странах, рассмотрим то, с какими трудностями сталкиваются их компании и как эти трудности преодолеваются. Затем проанализируем сегодняшнюю ситуацию с позиционированием экологических продуктов на российском рынке, рассмотрим перспективы спроса на данные продукты. И в итоге попытаемся ответить на поставленный вопрос, насколько эффективно предлагать российскому покупателю эко-продукты, какие особенности присущи российскому рынку эко-товаров и какие перспективы существуют на данном рынке.
Концепция экологически чистого производства
Обращаясь к самой концепции экологического маркетинга, необходимо понять, откуда появилось это понятие. Слово «экология» сейчас у всех на слуху, поскольку с увеличением населения планеты и научно-технической революцией человечество столкнулось с такими проблемами развития, которые ставят под сомнение перспективу выживания человека. Именно поэтому стало активно развиваться «экологически чистое производство», которое представляет собой полное изменение сегодняшнего экологически-разрушительного производства и потребления.
Экологически чистое производство имеет довольно конкретные признаки. Во-первых, это забота об окружающей среде, выражающаяся в использовании экологически чистого сырья и безопасных способов производства. Именно ради безопасности многие производители стали возвращаться к ручному труду, в тех отраслях, где это технически возможно. При этом, понятие «экологически чистое сырье» имеет множество нюансов, которые будут объяснены в дальнейшем для каждой отрасли в отдельности.
Во-вторых, экологически-чистое производство зачастую называют «этичным», потому что оно провозглашает ориентацию на социальные ценности. Это означает, что пристальное внимание обращено ко всей производственной цепочке, где все продукты должны быть произведены с наименьшей эксплуатацией человеческого труда, труда животных и ресурсов окружающей среды. Такое отношение к производству продукта называется этическим консюмеризмом.
В-третьих, экологически-чистое производство подразумевает прозрачность, этот термин скрывает в себе еще четыре фактора: сертификация, информация, коммуникации и обязательства. Сертификация позволяет понять, что тот или иной продукт отвечает минимальным стандартам эко-качества. С США, чтобы получить лэйбл «organic», компания должна пройти довольно сложный процесс сертификации, согласно закону о Национальных Стандартах. Остальные характеристики предполагают, что между производителями, продавцами и покупателями существует полноценный обмен достоверной информацией, который основан на долгосрочном сотрудничестве и авторитете.
Соответственно, маркетинг в области такого рода продукции должен учитывать особый характер экологичной продукции. Изначально на эко-бренды наложены определенные ограничения, начиная от цветовой гаммы, кончая материалами, используемыми в производстве упаковки.
С другой стороны, экомаркетинг должен исходить из потребностей покупателей и учитывать их представления об этой продукции. Что же среднестатистические потребители понимают под экотоварами?
В нашем исследовании, мы задавали вопрос «Как вы понимаете словосочетание экологически чистый продукт?», где респонденты выбирали самый подходящий им вариант ответа. Результаты представлены в диаграмме 1. Как видно из опроса, самая большая группа респондентов (39,8%) понимают под экологически чистой продукцией такую, которая не содержит вредных веществ. Но это не соответствует официальной концепции, которая описана выше. 34,5% ответили, что под экологически чистым товаром они понимают продукт, произведенный экологически чистым способом, что как раз соответствует общепринятой концепции. Как видно из диаграммы, остальные мнения также нашли своих респондентов, однако в целом это показывает, что большинство не обладает достаточной экологической грамотностью, чтобы отличить экологичный продукт от натурального или полезного для здоровья.
Далее мы спросили «Покупая товары в магазине, какие характеристики товара будут для вас самыми важными?» (диаграмма2).
Большинство обращает внимание в первую очередь на то, из чего произведен товар, то есть в первую очередь до покупателя необходимо доносить, что продукт произведен из экологически чистых материалов, чтобы заинтересовать его как можно больше. Но эта информация должна быть достоверной, необходимо, чтобы ее легко можно было проверить.
Далее мы рассмотрим экологический маркетинг в разных отраслях производства.
upd: добавлю источники, чтобы это всё не казалось высосаным из пальца
Список использованных источников:
1. «Экомаркетинг» Владимир Ляпоров;
http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategy/ecomarketing.htm2. Рынок экологически чистых продуктов: зарубежный опыт и перспективы России. Опубликован: Маркетинг в России и за рубежом №6, 2004. Горшков Д.В.,
http://www.dis.ru/library/market/archive/2004/6/3494.html3.
http://en.wikipedia.org/wiki/Ethical_consumerism4.
http://www.nist.gov/index.html5.
http://www.ecowiki.ru/