Привет.
Я давненько экспериментировал с фрактальными мелодиями и сегодня записал
интерлюдию для фортепиано в натуральном строе.
В музыке есть такой прием: небольшой кусочек мелодии (паттерн) повторяется от разных нот (транспонируется). Называется это секвенция. Услышать секвенции можно и у Баха (например, инвенция до-мажор с нее начинается), и в джазе (особенно в импровизации; тема Монка Bemsha Swing -- тоже секвенция, но это не совсем корректный пример). Понятно, что на основе секвенций можно делать мелодические фракталы. Достаточно повторять исходный паттерн, начиная от каждой ноты этого же паттерна. Получается рекуррентный алгоритм, что-то вроде L-систем.
Мне было интересно послушать, как звучат мелодии, сгенерированные таким образом. Оказалось, что, если исходный паттерн "удачен", то транспозиция маскирует его повторения: секвенция воспринимается как самостоятельный элемент мелодии; не как что-то повторяющееся. Насколько я понял, "удачность" паттерна зависит, в первую очередь, от его длины: чем короче, тем "удачней" (в интерлюдии использованы паттерны длиной от двух до четырех нот). Еще помогает, если после транспозиции паттерн укладывался в рамки какой-либо гармонии (как в интерлюдии); в этом случае секвенция воспринимается как арпеджио.
Я думаю, из подобных экспериментов можно получить представление о том, как наш мозг воспринимает мелодии: к каким структурным единицам мы привыкли, какие виды симметрии мы можем услышать и, самое главное, что мы замечаем в первую очередь.