Дзен без любви

Feb 17, 2020 15:50


Посматривая на «Яндекс Дзен», давно недоумевал, что это за платформа такая? Вроде живые авторы, но выглядит это всё, как сочинения на заданную тему в школе юных копирайтеров. Вольные пересказы других источников, на уровне школьного реферата.  Спекуляции на «хайповых» темах, мыльные пузыри, диванная аналитика. Броский заголовок, а за ним несколько абзацев воды.

Оказывается, все эти авторы пытаются там заработать - «Яндекс» платит популярным авторам за просмотры статей. И у них там хитрая система начислений - в зависимости от просмотров, дочиток до конца, показов рекламы на странице…
Тысячи людей по всей стране решили, что это их шанс заработать.  И это уже не дневники, не вдохновенное авторское творчество - люди работают, делают контент. Домохозяйки и мамы в декрете, автомеханики и бодибилдеры, рыбаки и охотники - все делают контент.

И вроде бы, что плохого?  А в том, что монетизация приходит к тем, кто пишет часто, на понятные народу темы и понятным народу языком. И авторы вынуждены делать по несколько статей в неделю, лишь бы контент был. Авторы вынуждены писать массовое и доступное.  Сама система подталкивает писать не ради смысла, а лишь ради того, чтобы читатель докрутил статью до рекламного блока.

Это наглядно видно даже в каналах действительно талантливых авторов. Видно: вот над этим материалом человек искренне работал, явно сам к теме неравнодушен, а следующие два поста - филлеры, проходняк, чтобы выполнить норму.

Впрочем, есть и подобия дневников - вот, например, мама двоих детей искренне делится своим материнским опытом, обаятельно рассказывает житейские истории про свою семью, постит карточки детей и рецепты салатиков. А в другой, «технической» ветке, где авторы обсуждают проблемы монетизации, та же мама с той же непосредственностью пишет о том, как научилась понимать, какие темы народу «зайдут», а какие - нет, как расписала себе бизнес-план по работе с блогом…
То есть люди продают свою искренность за бабло. Планово монетизируют.

Можно сказать, что это всё нормальная блогерская практика и что великие писатели прошлого тоже продавали свой талант. Но в том-то и дело, что в схеме «Дзена» цена текста линейно зависит от его «народности»:  чем ближе к народным массам окажется твой текст, тем больше денег ты получишь. Либо угоди народному вкусу, либо голодай.

В сети, кстати, много споров среди тех, кто пробовал продаться «Дзену» - можно ли там заработать. Одни пишут, что там перед авторами постоянно маячит иллюзия заработка, и люди надеются, что если писать чаще, найти какой-то рецепт востребованности постов, то деньги придут; но в итоге это всё равно не стоит потраченного времени и сил. Другие говорят - да вы просто мало старались, или выбрали неудачную тему, а так - всё возможно, просто работать надо!
Ещё пишут, что выжить на «Дзене» могут только авторы с устойчивой психикой -поскольку аудитория массовая, и на любой яркий пост слетаются толпы хэйтеров и неадекватов.

Резюмируя ворчание: не нравится мне, что платформа, которая выглядит, как добродушный агрегатор авторских блогов, на поверку оказывается тихим монстром, который берёт всех этих авторов, талантливых и бесталанных, и нивелирует их до среднего, заставляя их угождать массовому вкусу во имя монет.  Не нравится мне, что мы живём в море всякого «контента», сделанного без любви.

текст

Previous post Next post
Up