Мрачной тьмы псто.

Aug 10, 2021 00:22

Поднимая вопрос по войне-888 нельзя сказать, что мы не ждали, что гоги и их родное сакартвэлло не отколет какую-то маленькую победоносную гамарджобу, тем более, всё к тому и шло - суетливое военное строительство и риторика колхидского царя Сакашида говорили об этом. В целом, когда у гоги обострялось саперави, обычно в С. Осетии или ещё где поблизости проводились какие-нибудь учения, под видом которых у границы в ударных дозах скапливались войска, после чего саперави немного попускало. Но в этот раз гоги решили не снижать градус гамарджобы и тупо дождались окончания учений и отвода войск. А дальше началась олимпиада и все отвлеклись на то, как российские олимпийцы сражаются за карьеру госслужащего.

Гоги были хитры, но на этот случай у нас была домашняя заготовка, в виде двух находящихся в готовности групп. Войска первой группы стояли у населенного пункта Кесатикау (два или три дома плюс руины, 2 км над уровнем моря), рядом с которым было оборудовано стрельбище и пункт постоя для войск. Главным плюсом этого мерзкого местечка было то, что это село находилось в полутора километрах от северной горловины Рокского туннеля, на небольшом ответвлении вбок от Транскама, практически идеально, чтобы построить и вытянуть колонну техники.
Вторая группа стояла на полигоне Тарское, это рядом с Владикавказом. Эта группа должна была выйти на Военно-Грузинскую дорогу и через пропускной пункт “Верхний Ларс” проламывать гогий до самого Тифлиса на случай, если первая группа не выполнит свои задачи и всё пойдет совсем хуёво. Особого сопротивления на Военно-Грузинской не ждали - почти вся армия сакартвэлло была стянута к Ю. Осетии. и Абхазии, в итоге ввода войск на этом направлении не случилось.

Приключения начинаются с Рокского туннеля, построенного и недостроенного в позднем совке. Туннелю не повезло с самого начала - его строили осетины на пару с гоги, получилось, скажем так, хуёво и сий памятник дружбы народов дышал на ладан, до кучи он был узкий - штатно у танков снимались бортовые экраны и ехали в грузовике, чтобы не ободрались, плюс туннель имел проблемы с вентиляцией, проход колонны техники превращал его в газенваген, где дышать возможно было сугубо сквозь тряпку, а от смрада вытекали глаза. Про такую хуйню, как довольно эпизодическое освещение упоминать не стоит - и если бы в начале нулевых туннель явочным порядком не был взвален на Росавтодор, который в меру сил поддерживал его в пригодном состоянии, не факт, что туннель бы остался к 2008 году. Туннель говно - но альтернатива ему - огромный крюк по Военно-Осетинской дороге через Мамисонский перевал - порядком заброшенный ад и пиздец на высоте 3 километров с большим вопросом по грузоподъёмности мостов.

Дальнейшая дорога оптимизма не прибавляла - не очень широкая, не очень в исправном состоянии, с кучей мостов и противолавинных галерей, завал каждого из этих сооружений мог бы надолго задержать движение по дороге. Для полного счастья добавьте на выбор погоду, темное время суток и потоки беженцев навстречу. Но это всё лирика - самое главное место на дороге до Цхинвала это деревня Гуфта и находящийся рядом с ней Гуфтинский мост (через который находится село Джава), за дорогу до Гуфты можно было переживать меньше - чтобы доехать до Рокского туннеля, надо было продраться сквозь крупное осетинское село Джава. Стратегическая важность Гуфтинского моста определялось тем, что он пролегал через довольно глубокое ущелье, а в Гуфте сходились две дороги - собственно, Транскам, который по ущелью реки Большой Лиахви вел напрямую в Цхинвал и обходная Зарская дорога - огибавшая горный массив, расположенный севернее Цхинвала. С точки зрения гогий каждая дорога имела свои плюсы и минусы - Транскам был прямой и широкой дорогой, которую оседлывали хутора, населенные расовыми гогиями, однако придется прорываться через Цхинвал и пригороды, Зарская дорога была в разы более длинной, узкой и серпантинистой, однако чтобы воспользоваться ей, не надо было прорываться через крупные населенные пункты. Поэтому преимущество в Ю.Осетии получала та сторона, которая бы первая оседлала Гуфту - российские войска могли бы в целом беспрепятственно перебрасывать силы, а гоги могли бы просто не дать российским войскам уехать дальше Джавы, а при удачном стечении обстоятельств - даже продавить территориальную целостность сакартвэлло до туннеля.

Важность моста понимали все. Не знаю, как насчет миротворцев, были ли у них планы прикрытия этого моста, но миротворцев (точнее, их командующего Кулахметова) поразила старая болезнь под названием “не поддаваться на провокации”, миротворцы не поддавались на провокации так долго, что в итоге сидящие там десантники и спецназовцы оказались блокированы и активных действий вести не смогли. А с учетом того, что связь с миротворцами пропала, поперву считалось, что их уже как организованной силы не существует.

Когда “началося”, заготовка была применена - после оперативного получения команды бронегруппа 693 мсп ломанулась в сторону Рокского туннеля, первой, разумеется, пошла разведрота (кто первый - тот и разведрота, бггг), они дошли до южного портала туннеля и заняли оборону вокруг него. После этого основные силы батальонной группы, выйдя из туннеля, безотлагательно двинулись в сторону Джавы. За группой 693 мсп выдвинулась бронегруппа 135 мсп. В их задачи не входило оказание помощи миротворцам или кому-бы то ни было, задачей было взять под контроль дорогу, не допустить уничтожения мостов и галерей и перемещения по дороге грузинских войск, 693 мсп нарезали участок от туннеля до Джавы, 135 мпс - дорогу от Джавы до Цхинвала. Бронегруппа 639 мсп, по пути отщипывая от себя по взводу для охраны мостов и противолавинных галерей, к утру таки докатилась до Джавы, впереди было самое интересное - Гуфтинский мост. Внезапно, но мост был цел и на нем даже не было блока, хотя противодействие и было - какие-то гоги-бегистреляи решили остановить колонну путем обстрела, но их довольно быстро сдули огнем, впрочем, доложить они успели и гоги начали понимать, что что-то пошло охуенно не по плану - в Гуфте уже стояли российские войска (гоги даже поначалу считали, что они были рассредоточены севернее Джавы, а не шли от туннеля, такой прыти не ожидал никто). Гоги не растерялись и отправили штурмовики бомбить Гуфтинский мост, однако, штурмовики, прикинув хуй к носу, не стали лезть под ПЗРК (как стало ясно в дальнейшем - очень не зря, бгг), а сбросили бомбы с прохода, попав во что угодно, кроме моста (к слову, моста там два - один нормальный советский, другой - натурально экспонат каменного зодчества), второго шанса им отбомбиться не дали, видать, к этому времени российские авиаторы смогли организовать взлет истребителей.

К этому моменту половина дела была сделана - Зарская дорога, Транскам и Гуфта контролировались российскими войсками уже к тому моменту, когда гоги начали штурмовать Цхинвал. Сами по себе эти силы, к тому моменту порядком измотанные, на остатках топлива и амфетамина уже не были способны вести активные боевые действия, они даже не стали пробиваться к Цхинвалу вдоль Транскама через населенные гогиями села, где пассивно сидели сакартвэльские войска. Впрочем, какая-никакая артиллерия с собой у батальонных групп была и она ещё будет стрелять, да и со стороны России уже шли “двести километров танков”™, но это всё будет потом. Потом будут трофеи, десантники, спецназовцы, летчики и фоточки, которые приятно раз в год вывалить в интернетах под охуительные истории. А в основе этого лежал тяжелый труд мехводов и командиров 19 дивизии, которые в обстановке полнейшей невнятности отправились в неизвестность - ночью, по горной дороге, в составе колонны, рискуя сорваться с дороги, попасть в засаду, под удары артиллерии, авиации, остановиться перед подорванным мостом или улететь с ним в ущелье, выскочить на бронегруппу гогий, заехать на мины - но они смогли проехать эти сорок два ебаных километра. Без них этой победы не было бы.

скоро дембель, переписка, похмельный синдром.

Previous post Next post
Up