Историческое штрихами, часть сорок четвертая

Dec 27, 2024 14:56

Давайте поговорим о "Белой книге" Макдонадальда, опубликованной 17 мая 1939 года. Именно из-за этой книги, по моему личному мнению, арабы несут часть ответственности за Холокост -- книга была опубликована под давлением арабов и, несмотря на соглашения "Хаавара", о которых мы говорили раньше [напоминаю: соглашения между сионистами и нацистской Германией о выезде евреев из Германии и сохранении части их имущества], миллионы евреев оказались в безвыходной ситуации -- им было некуда бежать, вообще, после чего их начали методично истреблять. Я не навязываю вам своего мнения, но лично я считаю, что часть ответственности -- моральной, естественно -- за Холокост лежит на плечах арабских лидеров. Диссертация сегодняшнего президента Палестинской Автономии, Махмуда Аббаса [Абу Мазена] посвящена теме, кратко описывающейся как "Холокоста не было, это еврейское изобретение". В этой части мы также поговорим об общей реакции евреев Палестины на Великое арабское восстание, о казни британцами еврея и о смене "политики сдерживания". На этом мы закончим говорить о Великом арабском восстании.

Еще раз кратко о чем речь. "Белая книга" 1939 года [также известная как "Белая книга" Макдональда] или, как ее официально называли "Палестина, политическое заявление", представляла собой политический документ, представленный британскому парламенту министром по делам колоний Малкольмом Макдональдом в мае 1939 года. Согласно этой "Белой книге", британцы намеревались создать одно государство на территории подмандатной [Западной] Палестины для всех ее жителей -- евреев и арабов. Они также намеревались жестко ограничить иммиграцию евреев и существенно ограничить покупку евреями земель, принадлежащих арабам. Документ был опубликован 17 мая 1939 года и одобрен Палатой представителей 23 мая того же года большинством в 281 голос против 181. Документ вызвал ярость еврейского Ишува и был воспринят как предательство британцев и нарушение их обязательств, выраженных в Декларации Бальфура. Документ получил уничижительные прозвища "Книга свыше" или "Черная книга". Ограничения на приобретение земли были закреплены в Законе о земле, опубликованном Верховным комиссаром 28 февраля 1940 года.

Этот документ был третьим по счету, ему предшествовали первая "Белая книга", опубликованная Уинстоном Черчиллем в 1922 году, и "Белая книга" Пассфилда 1930 года, о которых мы говорили ранее. "Белая книга" Макдональда была опубликована после провала конференции "круглого стола", на фоне событий 1936--1939 годов.

Основными положениями "Белой книги" были:

1) Палестина не может принадлежать арабам или евреям. Британское правительство ясно дает понять, что оно не намерено делать арабов подданными еврейского государства против их воли.

2) В течение десяти лет после публикации книги, на территории подмандатной Палестины, будет создано двунациональное государство для арабов и евреев, проживающих на этой земле. Арабы и евреи разделят власть таким образом, чтобы сохранялись жизненные интересы обеих сторон. Создание государства обусловлено одобрением Лиги Наций.

3) Квота еврейской иммиграции на следующие пять лет составит в общей сложности 75 000 человек: в течение пяти лет ежегодно будет разрешено иммигрировать десяти тысячам евреев. Помимо этого, в качестве помощи в решении проблемы еврейских беженцев, будет разрешено иммигрировать дополнительным 25 тысячам беженцев, которые смогут иммигрировать в течение всего этого периода. После достижения квоты, еврейская иммиграция будет разрешена только при условии согласия на это арабов. Согласно введенным иммиграционным ограничениям, в предполагаемом государстве арабы будут составлять две трети населения, а евреи -- одну треть. Алия должна прекратиться 31 марта 1944 года (если только арабы не захотят ее продолжения).

4) Покупка земли евреями будет ограничена до 5% от общей площади страны [нельзя будет продавать евреям землю на 95% земли страны на том основании, что у арабов наблюдается быстрый естественный прирост и им нужна эта территория].

После публикации "Белой книги" еврейская иммиграция была сокращена, а после того, как в 1940 году были опубликованы правила передачи земель, сионистские проекты выкупа земель в Палестине стали, казалось бы, практически невозможными. Но эти правила соблюдались не строго и, в интервале между публикацией этих правил и созданием государства Израиль, Еврейскому Национальному Фонду удалось приобрести 420 тысяч дунамов [1 дунам равен 1000 кв. м.] земли [которую добровольно продавали арабы, которых за это убивали другие арабы -- пример статьи того времени: 25 декабря 1947 -- Эмир Мохаммед Зейнати, арабский землевладелец, был убит [арабами] в Хайфе за продажу земли евреям].

"Белая книга" Макдональда давала очень узкое толкование термину "национальный дом для еврейского народа", который появился в Декларации Бальфура [которая позже была включена в решения конференции в Сан-Ремо] и была закреплена в тексте мандата, одобренного Лигой Наций в 1922 году. "Белая книга" определяла, что обязательство создания "национального дома" не является обязательством по преобразованию Палестины [или ее части] в еврейское государство. Интерпретация, согласно которой термин "национальный дом" означает еврейское государство, была дана безосновательно. Самоуправление, предоставленное еврейскому Ишуву в Палестине на момент публикации книги, включающее в себя политические и религиозные институты, такие как Гистадрут, Еврейское агентство и Главный раввинат, городские и сельские поселения, еврейскую систему образования и прессу на иврите -- уже представляет из себя "национальный дом" во всей своей полноте, и евреям не следует рассчитывать на большее.

В дополнение к вышесказанному, Великобритания обязалась, как в Декларации Бальфура, так и в записанных условиях мандата, не наносить ущерба статусу и правам других групп. Поскольку еврейская иммиграция и покупка евреями земель начинают вредить арабам и вызывать волны [арабского] насилия, наносящего ущерб экономике и безопасности, они [британцы] обязаны их [иммиграцию и покупку] ограничить.

Таким образом, с точки зрения британского правительства, "Белая книга" была не отменой Декларации Бальфура, а лишь разъяснением смысла двусмысленных фраз, фигурировавших в Декларации. С другой стороны, лидеры сионистского движения рассматривали "Белую книгу" как фактическую отмену Декларации Бальфура и отказа Великобритании выполнять свои обещания.

Книга, прозванная Давидом Бен-Гурионом "Книгой свыше", представляла собой полное изменение британской политики, начавшейся с Декларации Бальфура 1917 года, и завершавшейся постепенным отходом от первоначальной просионистской политики. Поэтому книга и прилагаемые к ней положения вызвали возмущение и протесты -- как в старом Ишуве, так и в сионистском движении. Ишув объявил всеобщую забастовку по всей стране, а в крупных городах прошли демонстрации и марши протеста. Вопреки "Белой книге", в мае было создано несколько новых поселений [примерно через неделю после выхода книги, в один день, 23 мая 1939 года, было основано семь новых поселений, а к концу октября того же года -- еще семь].

Фактически, именно из-за публикации "Белой книги" еврейская община Палестины объединилась против британцев и против "Белой книги". Но с началом Второй мировой войны "Хагана" и Иргун решили прекратить операции против британцев и продолжать только операции по нелегальной иммиграции и [нелегальному] построению еврейских поселений. Знаменитые слова Бен-Гуриона того периода:

"Мы должны помогать британцам в войне будто нет "Белой книги" и должны противостоять "Белой книге" будто нет войны."

На фоне решения "Хаганы" и Эцеля о прекращении операций против британцев, Эцель раскололся и появилось новое движение "Эцель в Израиле", которое впоследствии также раскололось и из него возникло движение "Лехи" ["Израильские борцы за свободу"].

Арабские жители Палестины также выступили против "Белой книги". Вместо этого они потребовали полной остановки иммиграции из Европы, а также отмены Декларации Бальфура и решений Конференции Сан-Ремо по Палестине -- как "национальному дому еврейского народа". Муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни отверг книгу, поскольку она не предоставляла арабам собственное государство.

Книга также подверглась критике в Великобритании -- как со стороны оппозиции, так и со стороны правящей партии, выступавшей против политики Макдональда. Среди наиболее известных противников были бывший верховный комиссар Герберт Сэмюэл и бывший министр по делам колоний Уинстон Черчилль. Британская пресса охарактеризовала "Белую книгу" как "справедливую", "разумную", "логичную" и как "чрезвычайно мудрое политическое действие". Джеффри Доусон, редактор The Times, назвал книгу "глупостью", а Manchester Guardian назвала ее "катастрофой".

В июне 1939 года Мандатный комитет при Лиге Наций в Женеве провел несколько встреч по вопросу "Белой книги" и пришел к соглашению, что политика "Белой книги" Макдональда несовместима с интерпретацией Лигой Наций текста мандата. Комитет рекомендовал обсудить этот вопрос на пленарном заседании Лиги Наций. Однако этот пленум не состоялся из-за начала Второй мировой войны 1 сентября.

Давайте теперь поговорим об общей реакции евреев на все события 1936--1939 годов.

С первых дней начала событий, ответственным за безопасность и благополучие Ишува стало ясно, что эти события имели роковое значение для сионистского предприятия и еврейского Ишува. Эти события не только изменили взгляд евреев на сионизм, еще больше усилив их чувство национальной миссии, но в конечном итоге также изменили подход и поведение еврейского поселения в Палестине.

На момент начала событий 1936 года в еврейском Ишуве существовали две военные организации: старая организация "Хагана", которая действовала в соотвествии с указаниями выборных институтов Ишува, и дополнительная, новая, организация, "Эцель" [Иргун], которая не подчинялась приказам институтов Ишува и была близка к ревизионистскому движению. Эти события привели к обострению дискуссий этих двух лагерей о способах реагирования на арабскую угрозу.

Эцель возражал против политики "сдерживания и терпимой защиты", которую практиковала "Хагана". Эцель считал подобную политику слабостью, вызывающей у евреев чувство беспомощности, и считал ее, прежде всего, бесцельной защитой. Кроме того, в Эцеле заявляли, что отсутствие [еврейской] реакции может привести к [арабской] неконтролируемой насильственной реакции как со стороны отдельных лиц, так и больших групп. Более того, по мнению ревизионистов и других, "политика сдерживания" подорвала уважение к Ишуву и интерпретируется арабами как признак еврейской трусости. Таким образом усиливается арабская наглость, а также укрепляется мнение -- как в мандатном правительстве, так и у мировой общественности, -- о неспособности евреев воевать. Поэтому Эцель поддерживал терроризм против терроризма и ответные действия в отношении арабов. На первых этапах арабского восстания Эцель возглавлял линию "реакции", что противоречило концепции лидера ревизионистского движения Зеева Жаботинского. Однако после казни Шломо Бен-Йосефа летом 1938 года, Жаботинский изменил свою позицию с оппозиции на поддержку этой линии.

Давайте на секунду отвлечемся от повествования об общей реакции еврейского Ишува на восстание, и поговорим о Бен-Йосефе. Он был членом движения, занимающегося нелегальной еврейской иммиграцией и бойцом "Бейтара" [молодежное сионистское движение], ставшим первым из двенадцати "убийц королевства" [еврейских виселиц] в период британского мандата. Он был казнен за попытку нападения на арабских пассажиров автобуса, что, по его словам, он сделал в ответ на убийство арабами девяти евреев.

Двадцать восьмого марта 1938 года арабы остановили такси с евреями, направлявшимися в Цфат, и расстреляли шестерых пассажиров. Шестнадцатого апреля был обстрелян еще один еврейский автомобиль. В автомобиле находились пять членов "Хаганы". Трое пассажиров погибли -- в их числе Давид Бен-Гаон, ранее служивший в роте "Рош-Пина" организации "Бейтар", лучший друг Бен-Йосефа. Когда стало ясно, что Зеев Жаботинский и командующий Эцель Моше Розенберг не одобряют начало наступательных операций, Шломо Бен-Йосеф и двое его друзей, Авраам Шейн и Шалом Зорбин [брат отца-основателя рекламы в Палестине Элиэзера Зорбина], решили отомстить за убийства. Без разрешения и вопреки позиции своих командиров, они предложили напасть на арабский автобус, следовавший из Тверии в Цфат [Бен-Йосеф считал, что Зеев Жаботинский будет доволен такой акцией. Двенадцатого июля 1938 года, после повешения Йосефа, Жаботинский задним числом одобрил эту операцию, а также задним числом "проконтролировал" ее исполнение].

Двадцать первого апреля 1938 года эти трое бросили гранату в арабский автобус на дороге Рош-Пина--Цфат. Брошенная в автобус граната не взорвалась, никто из пассажиров не пострадал. Все трое спрятались в соседней пещере [которая до сих пор называется "пещерой Шломо бен Йосефа" и в которой сейчас находится небольшой музей], но их поймала британская полиция. Некоторые полагают, что их местонахождение выдал британским офицерам еврейский полицейский, другие считают, что это были арабские пастухи, пасущие свои стада в этом районе. Всем троим было предъявлено обвинение в незаконном хранении оружия, а также в "намерении причинить смерть или иной вред". Наказанием за каждый из этих разделов согласно чрезвычайным правилам, применяемым британцами в стране, была смерть. Шломо Бен-Йосефа защищал адвокат Аарон Хотер Ишай, а Авраама Шейна и Шалома Зорбина защищал адвокат Филип Йосеф [тогда Джозеф]. По итогам суда, 3 июня 1938 года Зорбин был признан невменяемым, а Шейн и Бен-Йосеф приговорены к смертной казни. Наказание Шейна было смягчено в силу его юного возраста [Бен-Йосефу было двадцать пять лет].

Давид Бен-Гурион, тогдашний председатель сионистского руководства, хотя и был категорически против Эцеля и особенно против попытки мести Бен-Йосефа, встретился с Верховным комиссаром и призвал его помиловать Бен-Йосефа. Бен-Йосеф выступил против просьб об амнистии и отклонил план Эцеля по освобождению его из тюрьмы. Нехемия Бен-Тор писал, что он сделал это "чтобы утвердить образ бесстрашного воина-еврея, который гордо жертвует своей жизнью за свой народ и свою родину". Перед смертью Бен-Йосеф писал: "Я умру, и мне совершенно не жаль -- почему? Потому что я умру за нашу страну!" За день до повешения Бен-Йосеф написал письмо главе "Бейтар" Зееву Жаботинскому:

"Имею большую честь сообщить вам, что завтра я собираюсь выполнить свой священный и последний долг в качестве вербовщика "Бейтар" в Земле Израиля. .. Я даю вам последнее обещание, что я пойду на виселицу с поднятой головой, как Бейтаровец, и умру с вашим именем, которое так дорого мне, на устах."

Руководствуясь концепцией, согласно которой человек еврейского подполья должен выглядеть элегантно и не быть ничем опозоренным, в свой последний день он воздерживался от еды и питья, поскольку прочитал, что со смертью тело выделяет нечистоты. Также, по этой же причине, его последней просьбой была бритва и расческа, чтобы ухоженным достойно дойти до виселицы. В семь утра, за час до повешения, он принял ванну и почистил зубы; он с улыбкой подошел к виселице, выпрямившись и напевая песни "Бейтара", а когда ему надели мешок на голову, крикнул: "Да здравствует Жаботинский!" Бен-Йосеф был казнен через повешение в тюрьме Акко 29 июня 1938 года.

Позвольте напомнить вам о том, что практически всех арабов, зверски убивших большое количество евреев, помиловали и не казнили -- к слову об объективности правительства мандата.

Казнь Бен-Йосефа потрясла еврейскую общину и вызвала волну протестов и забастовок. В день его повешения генеральный секретарь Гистадрута Давид Ремез приказал водрузить черный флаг над зданием исполнительного комитета Гистадрута и прекратить его работу в знак траура. В совете Рамат-Гана было решено назвать улицу в его честь. Эцель предпринял военные действия в Иерусалиме. В результате акций протеста, британская полиция арестовала десятки Бейтарцев, бойцов "Хацохар" [ревизионистская организация] и многих других. Против всех еврейский ответных действий восстал председатель Еврейского агентства Давид Бен-Гурион, который приложил все усилия, чтобы предотвратить повешение, и заявил, что

"совершенный ими грех [Бен-Йосеф и его друзья] не заслуживает смертной казни... "

Однако, он возмутился концепцией "что запрещено вешать еврея в Земле Израиля... Это извращение человечности и сионизма. Сказать: Разрешено повесить человека в любой стране, разрешено повесить еврея в любой стране, но не разрешено вешать еврея в Земле Израиля... Я могу быть шокирован повешением в мире, но меня не шокирует повешение еврея именно в Израиле. Мне стыдно за поступок, который стал причиной повешения."

После казни Бен-Йосефа Жаботинский изменил свою позицию и стал поддерживать линию "ответа" [вместо сдерживания].

Как в "Хагане" так и в Ишуве были те, кто поддерживал активные действия, однако столкнувшись с трудной дилеммой, волновавшей Ишув -- начать войну или продолжать политику сдерживания -- руководство Ишува принял решение о политике сдерживания. Они призвали евреев не отвечать актами насилия и актами мести без разбора по принципу "око за око", но приложить все усилия, чтобы вред причинялся только виновным и не проливалась "чистая невиновная арабская кровь". Руководство Ишува и Хаганы объяснило политику сдерживания несколькими причинами:

1) Систематическое использование ответного терроризма поставит евреев в глазах британского правительства [несмотря на то, что они были атакованы] на ту же ступень, что и арабов, и оттолкнет от евреев всех тех англичан, которые поддерживают евреев только по политическим причинам.

2) Эскалация терроризма с обеих сторон приведет к прекращению еврейской иммиграции, при этом еврейское сопротивление не будет иметь морального и политического веса в глазах общественного мнения.

3) По словам Бен-Гуриона: Евреи не должны следовать путем арабов, если мы не хотим сознательно себя потерять из-за оправданной горечи и неспособности себя контролировать.

По мере развития событий сионистское руководство было вынуждено изменить свою политику и приняло решение о более жестком ответе мятежникам. Был разработан новый метод борьбы, получивший название "выход из-за забора" -- то есть, переход от простой защиты к нападению, с целью атаковать арабские банды на их собственных базах. "Хагана" создала мобильное подразделение под названием "Скитание" [Ханодедет], которое впоследствии превратилось в "Полевые роты" [Пош -- Плугот Саде]. Эти подразделения защищали населенные пункты от банд еще до того, как они достигали места назначения, а также проводили засады, погони и рейды на базы погромщиков.

В то же время началось сотрудничество с англичанами по созданию специальных ночных отрядов, подготовленных Ордом Вингейтом по прозвищу "Друг", которые устраивали засады и совершали набеги на центры арабских банд. Помимо ночных рот, евреи привлекались в качестве специальных полицейских в подразделения наблюдения, в том числе в еврейскую поселенческую полицию, которая охраняла еврейские поселения.

Арабское восстание и объявленная арабская забастовка должны были отрезать еврейское поселение от морских портов [порт Хайфа и порт Яффо]. Восстание действительно препятствовало доступу евреев в порт Яффо, но еврейские рабочие все еще работали в порту Хайфы, и он оставался открытым для еврейских поселений. Кроме того, в ответ на закрытие порта Яффо для евреев, евреи построили порт Тель-Авива, что способствовало устранению зависимости еврейской общины от порта Яффо.

Ишув отреагировал на события не только на уровне безопасности и связи, но и на поселенческом уровне -- в это время были созданы поселения "Стена и Башня". В период с десятого декабря 1936 года по 31 октября 1939 было создано 52 поселения "Стена и Башня".

Двадцать девятого сентября 1936 года Давид Бен-Гурион заявил, что с пробуждением арабов в этот период они стали "организованной и дисциплинированной публикой, демонстрирующей свою национальную волю из политической зрелости и таланта самоуважения".

Стандартный вопрос: расскажите мне, пожалуйста, что из этого вы знали до прочтения текста, заранее благодарю.

Просьба: мне достаточно тяжело это аккуратно и складно писать, поэтому если вы замечаете неточности или ошибки (как исторические, так и орфографические) сообщайте мне, пожалуйста, я еще раз проверю и, если я ошиблась, я обязательно исправлю.

историческое штрихами

Previous post Next post
Up