Давайте перенесемся вперед на почти семь лет от комиссий, о которых мы говорили, и поговорим о Великом [большом] арабском восстании 1936--1939 годов. И опять -- я повторю некоторые факты, о которых я уже говорила -- просто для того, чтобы рассказ был полным и не приходилось вспоминать сказанное ранее. Давайте сначала посмотрим на краткое содержание восстания, его причин и итогов.
Арабы требовали от правления британского мандата независимости, прекращения еврейской иммиграции, и противодействия созданию национального дома для еврейского народа в Палестине. В ходе восстания было убито более 400 евреев, около 200 британцев и около 5000 арабов, большинство из которых были убиты в рамках сведения счетов в арабском обществе и нападений на оппонентов. Во время восстания еврейские общины и небольшие поселения были разрушены, изгнаны или эвакуированы [среди которых, к примеру: Мишмар-Ха-Кармель, Хават Мишмар-Ха-Кармель, Эйн-Зейтим, Пкиин, Рухама, Хеврон, иерусалимский квартал Шимон ха-Цадик, иерусалимский квартал йеменских евреев и еврейские кварталы Яффо]. Восстание представляло собой главным образом террористические акты арабов против институтов британского мандата и его сил безопасности, а также против еврейских поселений на их территории и еврейских сельскохозяйственных предприятий. Восстание также включало внутренний терроризм среди арабской общественности, особенно против противников восстания. Это восстание отличалось от предыдущих по своему масштабу, интенсивности и организации, оно также было значительно более длительным. Масштабы насильственных действий и их интенсивность со временем увеличивались. Наряду с террористическими актами проводились демонстрации, крупномасштабная забастовка с целью нанесения ущерба еврейской экономике, а также акты гражданских беспорядков, такие как уклонение от уплаты налогов. Восстание не достигло своих целей: политические требования арабов были отклонены британским правительством, еврейский Ишув не только существенно не пострадал от террористических актов, но даже, как ни странно, укрепился. Снизилась зависимость от арабских чиновников и арабской экономики, в Тель-Авиве был открыт морской порт и родилась система поселений "стена и башня" -- с одобрения мандатных властей до 1938 года, в обход положений "Белой книги" Пассфилда.
Примечание: "Стена и Башня" -- прозвище серии операций по созданию укрепленных еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине во время событий 1936--1939 годов и вскоре после них. Целью операции было создание ряда поселений в точках стратегического значения и расширение границ еврейского поселения и будущего еврейского государства. Основной целью "Стены и башни" было создание в течение одного дня пункта поселения, включающего оборонительную стену и сторожевую башню -- это должно было защитить от арабских мятежников и, таким образом, позволить продолжать жить в этом месте. Мы поговорим об этом чуть подробнее позже.
Арабское же общество, напротив, пострадало в экономическом и военном отношении и впало в состояние внутренней анархии из-за внутреннего терроризма. Порядок сил британской армии увеличился с двух гарнизонных батальонов в начале восстания до двух дивизий, составлявших около трети британской армии.
Теперь давайте обо всем подробно. И, как всегда, мы начнем с того какие тогда происходили события, столь взволновавшие арабские умы.
1) Пятая иммиграция, начавшаяся после событий 1929 года и усилившаяся после прихода к власти нацистов в 1933 году, привела к тому, что еврейское поселение за эти годы удвоилось, поселение расширилось, еврейская экономика укрепилась и стала доминирующим фактором в экономике Палестины. Еврейский Ишув стал, фактически, ядром государства. Арабов переполнял страх про виде того как быстро Палестина становится "еврейской землей". Они осознавали мощь Ишува и опасались его роста. Главную опасность они видели в еврейской иммиграции, которая быстро и неуклонно меняла состав населения и облик страны. Арабам казалось, что день, когда евреи станут большинством, все ближе и ближе. В 1935 году иммиграция евреев в Палестину и покупка ими земель достигли своего пика. В 1936 году в Палестине проживало 400 000 евреев; они составляли около 30% населения.
2) В 1920-е годы отношения между арабами и британцами были умеренными и стабильными. В 1930 году была опубликована вторая "Белая книга", которая была поддержана арабским руководством как антисионистская. Год спустя, однако, было опубликовано письмо Макдональда, в котором британцы отказались от "Белой книги Пассфилда". В результате был создан Высший Мусульманский Комитет, в котором арабы Палестины призвали арабские страны вмешаться в происходящее в Палестине. Этот призыв разозлил британцев.
3) Среди арабов период, начиная с событий 1929 года, характеризовался постепенным усилением радикальных взглядов -- это выражалось в обострении антисионистских настроений, противодействии британскому правлению и готовности прибегнуть к терроризму в борьбе против Ишува и британцев. В этот период национальное руководство иерусалимского Муфтия Хаджа Амина аль-Хусейни окрепло, а престиж умеренных арабских лидеров упал. Под его руководством усилилась пропаганда против сионизма и евреев. Это делалось для того, чтобы накалить атмосферу и подготовить палестинских арабов к борьбе. В 1932 году была создана партия "Аль-Истаклаль" ["Независимость"]. Эта партия не подчинялась сановникам и привилегированным семьям и выдвинула [на своем знамени] ряд требований: прекращение еврейской иммиграции, запрет продажи земли евреям и создание в Палестине арабского государства. Эта партия также работала над радикализацией и обострением борьбы против сионизма и евреев, противостоя в этом традиционному руководству -- Арабскому Исполнительному Комитету. Вдобавок к этому, подросло новое поколение -- они чувствовали, что их путь в политическую элиту арабских стран заблокирован. Эта молодежь рассматривала восстание как способ быстро продвинуться на политической арене. Они начали распространять листовки и организовывать жестокие демонстрации. Вскоре они перешли к борьбе с британцами и евреями.
4) На палестинских арабов также повлияли политические события, происходившие в арабских странах, прилегающих к Палестине. Пытаясь обуздать и успокоить арабский национализм, мандатные державы начали в той или иной степени предоставлять независимость соседним странам. В Ираке [после революции против британцев] был отменен британский мандат, а вместо него был подписан англо-иракский союз, который дал Великобритании важные преимущества, но в то же время дал Ираку знаки и символы национальной независимости. В Сирии под властью Франции была создана Сирийская республика. В прошлом в Иордании были созданы представительные учреждения. Эти события вызвали тревогу и увеличили амбиции политического руководства арабов Палестины. Арабское руководство опасалось, что Палестина останется единственной страной на Ближнем Востоке, которая не получит полной или частичной независимости и чей политический режим позволит евреям стать большинством. Поэтому арабское руководство считало, что беспорядки в Палестине могут повлечь за собой политические обещания со стороны британского правительства, так же, как было прежде в Ираке и Сирии.
Тринадцатого ноября 1935 года в Каире вспыхнули антибританские демонстрации, после того как националисты потребовали возвращения конституции. Британцы отказались, беспорядки продолжались целую неделю, но уже через месяц конституция была восстановлена, а в марте 1936 года возобновились переговоры между Великобританией и Египтом. Похожим образом, в конце 1935 года "национальный блок" в Сирии потребовал от французских властей вернуть конституцию, а месяц спустя даже потребовал объединения всех частей Сирии в одно независимое государство. Столкновения между демонстрантами и полицией привели к всеобщей забастовке по всей стране [11 января 1936 года], которая прошла успешно и продолжалась 50 дней, на фоне продолжающихся беспорядков. В конце февраля французы начали вывод войск и через несколько дней пригласили сирийскую делегацию в Париж для обсуждения договора. События в Египте и Сирии вызвали интерес у палестинцев, которые организовали митинги солидарности и демонстрации протеста. Партии и газеты призывали последовать примеру своей "старшей сестры" Сирии и бороться за те же цели. Урок для палестинцев заключался в том, что следует использовать ту же тактику -- всеобщая забастовка на фоне всеобщих беспорядков по всей стране. В марте 1936 года Палестину посетила иракская делегация в составе 15 человек. Они совершили поездку по городам и были очень тепло приняты. Спикер иракского парламента произнес речь в Шхеме, в которой пообещал от имени Ирака "помочь палестинским арабам в их борьбе". Он также призвал арабов Яффо: "Начните джихад, и арабская нация встанет по вашу правую руку". Палестинцы истолковали его слова как обещание Ираком помощи, если они начнут вооруженную борьбу.
5) В 30-е годы 20 века Великобритания подверглась агрессии нацистской Германии и фашистской Италии, но важное было в том, что в этом противостоянии обнажились все слабые стороны британцев. Арабы решили воспользоваться слабостью Великобритании и попытаться сблизиться с Германией и Италией. Британцы чувствовали, что баланс в арабском общественном мнении был нарушен -- не в их пользу, потому считали необходимым восстановить нарушенный баланс. Британское правительство предполагало, что в предстоящей войне евреи в любом случае выступят на стороне британцев, и поэтому решило умиротворить арабов за счет евреев. Однако, именно эта политика примирения ухудшила положение дел в Палестине и привела к появлению ощущения в среде арабов, что правительство встало на их сторону в войне против еврейского Ишува.
6) В середине октября 1935 года на портовый док Яффо выбросило бочки с цементом, внутри которых было обнаружено [обезвреженное] оружие. Британские власти не смогли установить личности контрабандистов, а палестинские арабы полагали, что оружие предназначалось еврейским военным организациям. Под сильным общественным давлением арабские партии начали подавать правительству протесты. Партия "Молодежная конференция" призвала к сотрудничеству, и представители всех партий, за исключением партии "Аль-Истаклаль", объявили 26 октября 1935 года всеобщую забастовку. В меморандуме, представленном правительству, представители различных арабских партий подчеркнули, что евреи накапливают оружие, тренируются и готовятся к войне. Они потребовали от правительства найти у евреев нелегальное оружие, а также изъять оружие, ранее переданное Ишуву британцами. Успех забастовки, устроенной совместными усилиями различных партий, стал основой для создания Высшего Арабского Комитета. "Комитет представителей партий" (также называемый "Коалицией партий") продолжал планировать дальнейшие, по-прежнему умеренные, действия, но в ноябре сотрудниками британских сил безопасности были убиты Эз ад-Дин аль-Кассам [влиятельный исламский священнослужитель, создатель и руководитель террористической организации "Чёрная рука" в подмандатной Палестине] и трое его единомышленников и друзей. Это событие привело к бурлению в коалиции, и после восхваления Кассама в прессе как национального героя, среди арабской общественности возникла напряженная атмосфера.
Двадцать пятого ноября 1935 года представители пяти партий представили Верховному комиссару совместный меморандум, в котором требовали немедленного прекращения еврейской иммиграции, запрета на передачу арабских земель евреям и "установления демократического правительства" в соответствии с указанием Лиги Наций, выполняя при этом пункт мандата, который обязывает правительство "развивать институты самоуправления". Однако в меморандуме подчеркивалось, что сам мандат арабами не признается.
Но на деле арабы подверглись жесточайшей политической дискриминации. В конце 1935 года был возобновлен план создания Законодательного совета, который постепенно передавал бы полномочия правительства жителям Палестины. По плану арабам должно было быть предоставлено решающее большинство. Арабское руководство отвергло это предложение, и даже те, которые настаивали на достоинствах этого плана, уже через некоторое время поменяли свою позицию. Сионистское руководство Ишува также полностью отвергло этот план. Этот план также встретил яростное сопротивление в Англии. В Палате представителей большинство выступавших, из имперских соображений, предлагали отложить создание Законодательного совета на более позднее время. Другие отметили, что положение немецких евреев требует от британского правительства держать ворота страны открытыми, а не создавать учреждение, которое могло бы привести к закрытию единственного места убежища для тех, кто в нем нуждается. Отмена предложения усилила позицию арабских экстремистов, призывавших к демонстрациям и беспорядкам.
Давайте поговорим о целях восстания. Их было несколько:
1) Отмена британских и еврейских планов по созданию еврейского государства в Палестине.
2) Убедить британцев принять требования арабской общественности.
3) Ущерб еврейской экономике -- посредством забастовки арабы пытались нанести ущерб еврейской экономике, которая нуждалась в арабских рабочих, а также ослабить еврейскую иммиграцию.
4) Сохранение демографического преимущества -- арабы стремились остановить иммиграцию и отменить разрешение евреям на покупку земли, чтобы сохранить свое демографическое преимущество в Палестине.
5) Создание арабского государства на территории Палестины.
Теперь можно перейти к рассказу о самом восстании. Мы начнем с первого его этапа, длящегося с апреля по октябрь 1936 года.
В продолжении событий 1929 года, в 1930-х годах по Палестине пронеслись волны террора. Первой жертвой этой волны террора стал Моше Розенфельд -- сержант еврейской полиции, убитый членами банды Эзз ад-Дин аль-Кассам в ноябре 1935 года. Члены банды Эзз ад-Дин аль-Кассам, избежавшие ареста в ноябре 1935 года, поселились в горах Шхема, где действовали под руководством шейха Фархана аль-Саади. Именно они, по всей видимости, спровоцировали жестокие события начала восстания. 15 апреля 1936 года группа людей Саади напала на автомобиль евреев на дороге Тулькарем--Шхем. Двое были убиты и двое ранены -- все четверо были иммигрантами из Салоников. Два дня спустя, в ответ на это убийство, членами "Эцеля" [Иргуна] были убиты двое арабов возле Петах-Тиквы. Однако масштабные события разразились 19 апреля, когда толпы арабов напали на евреев, оказавшихся на улицах Яффо. Большинство нападавших были временными рабочими из Аврана [историческая гористая область (горы Эд-Друз) близ северо-восточной границы Святой Земли на восточной стороне реки Иордан, к югу от Трахонитиды (ныне Ладжат) и Дамаска] и Трансиордании, спровоцированные ложными слухами о том, что в тот день в Тель-Авиве были убиты арабы. Иммигрантская община Салоников и молодежь Бейтара провели демонстрации в ответ на убийства евреев. В тот день 9 евреев были убиты и 54 получили ранения, а уже к вечеру в районах беспорядков был введен комендантский час. На следующий день еще семь евреев были убиты и многие ранены. Массы беженцев хлынули в Тель-Авив после того, как многие еврейские кварталы и улицы в Яффо были разграблены и сожжены.
Несмотря на попытки Верховного комиссара и арабских высокопоставленных лиц задуть пожар, огонь беспорядков постепенно распространился по всей стране. Но, несмотря на кровавые события, выпуск акций Англо-Палестинского банка (который был центральным финансовым органом Ишува и сионистского движения -- сегодня израильский банк Леуми) завершился в Лондоне с переподпиской около 2000%.
Двадцатого апреля 1936 года партия аль-Истаклаль объявила всеобщую забастовку -- до тех пор, пока британцы не примут их требования о независимости. Целью забастовки было воспрепятствовать нормальному ходу жизни в стране и заставить британское правительство ответить на политические требования арабов, а также расшатать и разорить Ишув. В то же время был создан ряд местных палестинских "национальных комитетов", целью которых была координация арабских действий [демонстраций, забастовок и прочего] против Великобритании и сионистского движения. Первый национальный комитет собрался в Яффо 20 апреля; среди них те, кто подписал первую прокламацию, призывающую к всеобщей забастовке.
Двадцать пятого апреля был создан Высший Арабский Комитет центрального руководства с целью объединения противоборствующих сил и сосредоточении на борьбе за независимость. Членами комитета были главы шести партий во главе с Хадж Амином аль-Хусейни. Первым действием Высшего Арабского Комитета была попытка воспользоваться беспорядками и терроризмом, чтобы изменить политическую ситуацию. Высший арабский комитет присоединился к лозунгу о всеобщей забастовке, и начал ее всестороннюю организацию и навязывание ее арабскому обществу. В день своего создания Высший Арабский Комитет призвал арабских жителей начать пассивное сопротивление:
"Мы призываем тебя, араба, принести жертву, прекратить свою работу и свою торговлю, довольствоваться буханкой хлеба... Все это для того, чтобы гарантировать тебе существование твоей страны, чтобы не потерять арабскую Палестину, чтобы ты не оказался беженцем, бегущим к разорению, разрушению и позору."
Высший Арабский Комитет объявил гражданское восстание и объявил, что восстание не прекратится, пока не будут выполнены три требования:
1) Полное прекращение еврейской иммиграции.
2) Полный запрет на продажу евреям земли.
3) Учреждение представительного правительства, соответствующего пропорциям населения.
Помимо национальных комитетов, были созданы "комитеты помощи" -- связанные с ними, но независимые от них, роль которых заключалась в предоставлении финансовой помощи арабам, страдающим от нехватки средств из-за забастовки. Эти комитеты возглавлял центральный комитет в Иерусалиме. В различных местах также были добавлены "комитеты бойкота", "забастовочные комитеты" и "молодежные комитеты", во всех них состояли различные бизнесмены из различных фракций. Задачей комитетов бойкота было разорвать все экономические и социальные связи между арабами и евреями. В молодежных комитетах экстремисты в каждом городе сосредоточились на специальных волонтерских акциях и следили за колеблющимися и предателями.
Продолжение следует.
Стандартный вопрос: расскажите мне, пожалуйста, что из этого вы знали до прочтения текста, заранее благодарю.
Просьба: мне достаточно тяжело это аккуратно и складно писать, поэтому если вы замечаете неточности или ошибки (как исторические, так и орфографические) сообщайте мне, пожалуйста, я еще раз проверю и, если я ошиблась, я обязательно исправлю.