"Расследование Хоупа Симпсона", также известное как "Отчет Хоупа Симпсона" -- было отчетом об иммиграции, землеустройстве и развитии. Комиссия под руководством сэра Джона Хоупа Симпсона была создана в 1929 году [вследствие августовских беспорядков] для решения вопросов иммиграции, землеустройства и развития британского мандата в Палестине. Эта комиссия была создана по рекомендации комиссии Шоу. Отчет был опубликован 21 октября 1930 года и основной рекомендацией было ограничение еврейской иммиграции в Палестину.
Цели мандатной власти в общем и Комиссии Хоупа Симпсона в частности, заключались в том, чтобы связать вопросы еврейской иммиграции, заселения земель и развития сельского хозяйства таким образом, чтобы позволить правительству проводить политику, которая могла бы послужить стране в целом. В отчете подчеркивалась необходимость разработки национального водного режима как основы системы, которую он хотел создать. Опираясь на этот совет и на колониальный опыт других стран, правительство позже учредило Водный совет и разработало свой первый законопроект об ирригации.
Комиссия сообщила арабам о росте цен и доступности недвижимости:
"Они [евреи] заплатили высокую цену за землю, и, в дополнение к этому, они заплатили некоторым обитателям этих земель значительную сумму денег, которую они не были обязаны платить по закону".
Однако, почти сразу после этих строк, в отчете появляются следующие строки:
"Фактически результатом покупки земли в Палестине Еврейским национальным фондом стало то, что земля стала экстратерриториальной. Она перестает быть землей, от которой арабы могут получить какие-либо плоды как сейчас, так и в любом будущем времени. Они [арабы] не только никогда не могут надеяться на аренду или обработку этой земли, но из-за строгих условий аренды Еврейского национального фонда они [арабы] навсегда лишены возможности работать на этой земле".
Комиссия пришла к выводу, что опасения арабов по поводу разрушительного воздействия сионистской колонизации вполне обоснованы, и поэтому призвала к контролю:
"Невозможно спокойно относиться к расширению анклава в Палестине, из которого исключены арабы. Арабское население уже с тревогой и беспокойством относится к передаче земель в руки сионистов. Их нельзя считать необоснованными в свете описанной выше сионистской политики."
Комиссия Хоупа Симпсона подчеркнула, что из-за сионистской трудовой политики, распространяющейся на все еврейские предприятия, перемещенные арабские фермеры не могут найти работу вне сельского хозяйства, что делает проблему безработицы среди арабов "серьезной и широко распространенной":
"Нет сомнений, что в настоящее время существует серьезная безработица среди арабских ремесленников и среди арабских рабочих."
"Безработица в арабском мире носит серьезный и повсеместный характер."
Таким образом, в отчете опровергалось сионистское утверждение о том, что арабским рабочим выгодна еврейская иммиграция, и говорилось:
"Политика Еврейской федерации труда успешно препятствует трудоустройству арабов в еврейских колониях и на еврейских предприятиях любого рода. Поэтому не следует ожидать облегчения от расширения еврейского предпринимательства, если только не будет произведен некоторый отход от существующей практики."
В докладе также рассматривается гипотетическая ситуация с "раздутыми списками безработных":
"Арабская безработица может быть использована в качестве политической пешки. Арабские политики достаточно проницательны, чтобы сразу осознать, что это может показаться простым методом блокирования этой [еврейской] иммиграции, которую они радикально отвергают, и могут и, вероятно, будут предприняты попытки пополнить список безработных арабов именами, которых там быть не должно, и даже может быть, обеспечить регистрацию [каждого] безработного в списках более чем одной биржи. Сорвать этот маневр не должно оказаться трудным."
В отчете признается незаконная иммиграция как арабов, так и евреев через границы мандата:
"Главный иммиграционный офицер обратил внимание на то, что незаконная иммиграция через Сирию и северную границу Палестины является существенной. Этот вопрос уже обсуждался. Борьба с этой незаконной иммиграцией может быть трудной задачей, но, если предлагаемая политика будет принята, то необходимые шаги в этом направлении должны быть предприняты. Также необходимо будет принять меры для предотвращения увеличения списков безработных за счет иммигрантов из Трансиордании."
"Препятствование незаконному въезду: Что касается обращения с такими [нелегальными] иммигрантами, то, при их обнаружении, должно быть правило, согласно которому они немедленно возвращаются в страну, откуда прибыли. В отдельных случаях это правило может действовать жестко, но если не понимать, что за обнаружением обязательно следует высылка, практика [нелегальной арабской иммиграции] не прекратится. Вполне вероятно, что нелегальная [арабская] иммиграция полностью прекратится, как только выяснится, что правило действительно вступило в силу. Сложнее обстоит дело с [арабскими] "псевдопутешественниками", которые приезжают по разрешению на ограниченный срок и продолжают находиться в Палестине по истечении срока разрешения. Если случай является вопиющим, безусловно, следует прибегнуть к высылке. В случае отсутствия особых возражений против конкретного индивида, вероятно, достаточно сохранить нынешнюю практику, согласно которой его учитывают в трудовом графике, хотя этот метод наносит определенную несправедливость по отношению к еврейскому иммигранту за пределами страны, чье место занял соответствующий путешественник."
В заключении говорилось:
"В этом отчете вопросы расселения земель, развития и иммиграции были рассмотрены именно в этом порядке, поскольку очевидно, что вопрос иммиграции зависит от действий, предпринятых в отношении первых двух вопросов."
В ответ на отчет, еврейские представители утверждали, что комиссия Хоупа Симпсона игнорировала возможности промышленного роста и что экономический рост принесет пользу как евреям, так и арабам.
В день публикации отчета, министром колоний лордом Пассфилдом (Сидни Уэбб), была опубликована "Белая книга Пассфилда" -- официальное заявление о британской политике в Палестине, которое ранее было сформулировано в "Белой книге Черчилля" в 1922 году.
Давайте для начала поговорим о "Белой книге Черчилля". "Белая книга Черчилля" была опубликована по итогам "беспорядков в Яффо 1921 года", в результате которых погибли 47 евреев и 48 арабов, а также были ранены 146 евреев и 73 араба. Я опущу подробности резни поскольку они, в большинстве своем, похожи на подробности беспорядков 1920 и 1929 годов. Я также опущу выводы следственной комиссии, поскольку они, в большинстве своем, практически неотличимы от выводов комиссии Шоу. Чтобы не быть голословной, я приведу только несколько пунктов из отчетов 1921 года:
-- Основной причиной беспорядков в Яффо и последующих актов насилия было чувство недовольства и враждебности среди арабов по отношению к евреям, вызванное политическими и экономическими причинами и связанное с еврейской иммиграцией, а также концепцией сионистской политики.
-- Расовая борьба была начата арабами и быстро переросла в жестокий конфликт между арабами и евреями, в котором арабское большинство, которое обычно было агрессорами, понесло большую часть жертв.
-- Вспышка не была преднамеренной или ожидаемой, и ни одна из сторон не была к ней готова; но состояние народных настроений делало возможным возникновение конфликта из-за любой провокации со стороны любого еврея.
-- Когда беспорядки уже начались, и без того острые антиеврейские настроения переросли в антиеврейский бунт. Большая часть мусульманских и христианских общин одобряла это, хотя и не поощряла насилие. Хотя некоторые из образованных арабов, похоже, подстрекали толпу, видные деятели с обеих сторон, каковы бы ни были их чувства, помогли властям смягчить ситуацию.
-- Полиция [арабская и британская], за немногими исключениями, была недостаточно обученной и неэффективной, во многих случаях безразличной, а в некоторых случаях -- лидерами или участниками насилия.
-- Набеги на пять еврейских сельскохозяйственных колоний были вызваны волнением, вызванным в умах арабов сообщениями об убийствах арабов евреями в Яффо. В двух случаях необоснованным историям о провокациях поверили и начали действовать в соответствии, не предприняв никаких усилий по проверке историй.
В общем, полагаю, что история ясна уже из отчета. Отчет повлек за собой публикацию "Белой книги Черчилля". Официальное название документа -- "Палестина: переписка с делегацией палестинских арабов и сионистской организацией". "Белая книга" состояла из девяти документов, "Меморандум Черчилля" был приложением к документу номер 5. Подтверждая приверженность Великобритании Декларации Бальфура и ее обещанию создать еврейский национальный дом в Подмандатной Палестине, "Белая книга Черчилля" подчеркивала, что создание национального дома не должно происходить путем навязывания еврейского гражданства арабским жителям Палестины. Чтобы снизить напряженность между арабами и евреями в Палестине, "Белая книга Черчилля" призвала ограничить еврейскую иммиграцию экономическими возможностями страны по приему вновь прибывших. Это ограничение считалось большим ударом для многих представителей сионистского движения -- оно признавало, что евреи должны иметь возможность увеличивать свою численность за счет иммиграции, а не за счет терпеливости.
Уже в начале 1919 года первый палестинский арабский конгресс отверг политический сионизм. Палестина рассматривалась как часть независимой Сирии под руководством Фейсала бин Хусейна. В Дамаск направилась делегация, представители которой присутствовали на Сирийском национальном конгрессе в Дамаске 8 июня 1919 года "чтобы проинформировать присутствующих там арабских патриотов о решении назвать Палестину Южной Сирией и объединить ее с Северной Сирией" [нет, никакая не "свободная Палестина" и никакое не "самостоятельное государство"]. Было создано Арабское Королевство Сирии -- непризнанное государство, провозглашенное как Королевство 8 марта 1920 года и просуществовавшее до 25 июля 1920 года. Вскоре после иерусалимских беспорядков в начале апреля, конференция в Сан-Ремо в конце апреля 1920 года передала мандат на Палестину Великобритании, и новые власти решили отказать в разрешении на созыв второго Палестинского арабского конгресса, призванного разобраться в новой ситуации.
В лекции, прочитанной в ООН, Рашид Халиди [американско-палестинкий историк востоковед, университет Колумбия] отметил, что реакция Палестины на декларацию Бальфура задержалась из-за продолжающегося в течение двух лет закрытия газет и мрачных послевоенных обстоятельств в стране. Военная администрация решила не публиковать Декларацию Бальфура, опасаясь последствий. После того, как стало известно о назначении Герберта Самуэля [Верховным комиссаром], 28 апреля 1920 года в Акко генерал Болс сообщил "представителям всех общин", что мандат и декларация будут включены в мирный договор с Турцией. Комиссия Пэйлина предположила, что, учитывая все последующие "недоразумения", возможно, было бы разумнее опубликовать декларацию немедленно, чтобы избежать недопониманий. Лишь в мае 1920 года текст Декларации Бальфура был зачитан в Шхеме сэром Луи Болсом.
Еще раз тем, кто хочет возразить -- правительство мандата было обязано создавать "национальный еврейский очаг" в Палестине -- это не было "посмотрим захочу ли", это было одним из условий передачи мандата на Палестину Великобритании.
Исполнительный комитет третьего Конгресса палестинских арабов, возглавляемый Мусой Казимом аль-Хусейни, встретился с новым Верховным комиссаром Гербертом Сэмюэлем, который отказался предоставлять им какой-либо официальный статус, пока они не примут британскую политику в отношении еврейского национального дома. Получив отказ в попытке провести переговоры с Черчиллем в Каире, 28 марта 1921 года комитет вместо этого встретился с Черчиллем в Иерусалиме [часть Каирской конференции] и представил меморандум с подробным изложением своих жалоб. Несмотря на то, что Черчилль заверил комитет, что в отношении второй части Декларации Бальфура, "если одно обещание остается в силе, остается и другое", он сказал, что это вопрос политики, и арабы не могут ничего сделать, кроме как принять как это так и все и последствия, включая еврейскую иммиграцию. [британцы обещали арабам независимое государство если те помогут в борьбе с османами]
В Каире вопрос о Палестине обсуждался с эмиром Абдаллой [Трансиордания], который утверждал, что именно ему следует передать контроль над всей территорией подмандатной Палестины, подотчетной Верховному комиссару [и опять нет -- не создать государство, а присоединить к существующему большому и важному -- по мнению Абдаллы]. Другим предложением Абдаллы был союз с Ираком. Черчилль отверг оба требования. Отвечая на опасения Абдаллы по поводу еврейского королевства к западу от Иордана, Черчилль постановил, что не только не предполагается, "что сотни и тысячи евреев собираются ворваться в страну в очень короткое время и доминировать над существующим населением", но это просто совершенно невозможно. Черчилль добавил: "еврейская иммиграция будет очень медленным процессом, и права существующего нееврейского населения будут строго сохранены". Говоря о британской политике в Палестине, Герберт Сэмюэл добавил, что "не было и речи о создании там еврейского правительства… Никакая земля не будет отнята ни у одного араба, и мусульманская религия не будет затронута никоим образом."
После майских беспорядков в Яффо, 3 июня 1921 года, Сэмюэл произнес речь, которую историк МакТег описывает как необходимую попытку после более чем трех лет дать [наконец] определение Декларации Бальфура. Как выразился один автор, цитируя отчет министерству иностранных дел от 6 июня 1920 года, "… что меня больше всего поразило, так это то, что никто, похоже, не знал, что означает сионистская политика правительства Его Величества". Черчилль цитировал Самуэля в первых полноценных парламентских дебатах по вопросу о Палестине 14 июня 1921 года, в которых он защищал политику и мандат, утверждая, что все это было согласовано заранее. Черчилль настаивал на том, что для Британии было важно сдержать свое слово, и что, при условии, что иммиграция будет правильно регулироваться, она принесет большую экономическую пользу.
Именно Герберт Сэмюэл, вернувшись в Лондон в мае, настоял на "окончательной" интерпретации Декларации. Поддерживая этот принцип, политика ограничивала толкование понятия "национального дома", географически исключая территорию к востоку от реки Иордан; политически, определяя его с точки зрения "развития существующего сообщества"; и в количественном отношении, ограничивая будущую иммиграцию "экономическим потенциалом страны". "Британская политика в Палестине" (приложение к документу №5 Белой книги) была принята Сионистской организацией (документ №7 Белой книги) и отвергнута палестинцами (документ №6 Белой книги). Вскоре после этого Палата лордов 60 голосами против 25 отклонила мандат на Палестину, включавший Декларацию Бальфура [дом для евреев отменился]. Впоследствии это решение было отменено 292 голосами против 35 в Палате общин [дом для евреев случайно спасен].
"Белая книга", официально оформленная в августе как "Конституция подмандатной Палестины", вновь подтвердила приверженность Британии национальному дому [для евреев] и пообещала, что Палестина не станет еврейским государством и что арабы не будут подчиняться евреям. По мнению историков, официальный документ "интерпретировал и слегка изменил жесткость мандата". Также можно подметить, что Декларация Бальфура не предполагала превращение Палестины в целом в еврейский национальный дом, но обязывала к основанию в Палестине такого дома и подтверждала право на еврейскую иммиграцию, но при условии соблюдения концепции "экономическая поглощающая способность".
Израильский историк Эвьятар Фризель пишет, что условия Меморандума Черчилля и Мандата были "явно противоречивыми". Существовало "двойное обязательство" -- перед евреями и неевреями. Идея национального дома в Палестине была в целом опровергнута при признании того, что евреи находились в Палестине "по праву, а не по милости".
Британский историк Рентон отмечает, что сионистские обязательства в мандате выходят за рамки Декларации, поскольку признают историческую связь еврейского народа с Палестиной, а также "основания для восстановления своего национального дома в этой стране" и что Британия должна была обеспечить создание "Еврейского национального дома". Однако, он также утверждает, что Мандатарий нес ответственность за развитие институтов самоуправления для всего населения Палестины, а не только евреев, и за "защиту гражданских и религиозных прав всех жителей Палестины". Проблема заключалась в том, что ни декларация, ни мандат не определяли что такое "национальный дом". Также не уточнялись права "нееврейского" населения и то, как на них может повлиять создание национального очага, а также как их следует "защищать". Эти расплывчатые условия не давали никакой ясности относительно того, как следует управлять страной и какие основные цели мандата -- это являлось фундаментальным недостатком, унаследованным от Декларации.
В феврале 1923 года, после смены правительства, Кавендиш в пространном меморандуме для кабинета министров заложил основу для тайного пересмотра политики в Палестине:
"Было бы напрасно делать вид, что сионистская политика не является непопулярной. Она подверглась резкой критике в парламенте и до сих пор подвергается яростным нападкам в определенных разделах прессы. Мнимых оснований для нападения три:
(1) предполагаемое нарушение обещаний МакМахона [та самая переписка, где правительство Соединенного Королевства согласилось признать независимость арабов в большом регионе после войны в обмен на то, что Шариф Мекки начнет арабское восстание против Османской империи];
(2) несправедливость навязывания стране политики, против которой выступает подавляющее большинство ее жителей; и
(3) финансовое бремя, лежащее на британских налогоплательщиках. ... "
В сопроводительной записке он просил сделать политическое заявление как можно скорее, и кабинету министров следует сосредоточиться на трех вопросах:
(1) противоречат ли обещания арабам декларации Бальфура;
(2) если нет, то должно ли новое правительство продолжать политику, изложенную старым правительством в Белой книге 1922 года; и
(3) если нет, то какой альтернативной политике следует придерживаться?
Стэнли Болдуин, заменивший Бонара Лоу, в июне 1923 года создал подкомитет кабинета министров, в компетенцию которого входило:
"заново изучить политику в отношении Палестины и сообщить всему кабинету министров, следует ли Великобритании оставаться в Палестине и, если она останется, следует ли продолжать просионистскую политику".
Кабинет министров утвердил отчет этого комитета 31 июля 1923 года. Куигли [американский профессор юриспруденции] называет этот отчет "не чем иным, как потрясающим", и отмечает, что правительство признавало себе, что его поддержка сионизма была вызвана соображениями, не имеющими ничего общего с достоинствами сионизма или его последствиями для Палестины.
Таким образом, формулировка декларации была включена в Британский мандат для Палестины, юридический документ, который создал Подмандатную Палестину с явной целью введения декларации в силу и был окончательно официально оформлен в сентябре 1923 года. В отличие от самой декларации, Мандат имел юридическую силу для британского правительства. [всё -- это не обещание построить евреям дом, это обязательство при принятии мандатной власти -- без этого мандат может быть аннулирован]. В июне 1924 года Великобритания представила Постоянной мандатной комиссии свой отчет за период с июля 1920 по конец 1923 годов, не содержащий ничего из секретного вышесказанного, отраженного во внутренних документах. Документы, относящиеся к переоценке 1923 года, оставались секретными до начала 1970-х годов.
Теперь мы можем вернуться к новой белой книге 1929 года -- "Белой книге Пассфилда". Как можно догадаться, она тоже ничего хорошего евреям не сулила. Эта "Белая книга" ограничивала официальную еврейскую иммиграцию в гораздо большей степени, чем все предыдущие. Ее тон был явно антисионистским -- некоторые из основных сионистских учреждений подверглись резкой критике. В их числе Гистадрут [Всеобщая федерация труда] и Еврейское агентство, которые "способствовали использованию евреями только еврейской рабочей силы", тем самым "поддерживая изгнание палестинцев с купленных земель", большинство из которых ранее работали следуя системе арендного земледелия. Как и в отчете Хоупа Симпсона, в "Белой книге" Пассфилда говорится, что эта сионистская политика наносит ущерб экономическому развитию арабского населения. "Белая книга" выводит, что еврейская иммиграция в Палестину отбирает земли у арабских феллахов [крестьян], что продажа земли еврейским поселенцам в будущем должна быть ограничена, а уровень безработицы среди арабов должен стать фактором при рассмотрении разрешенного количества еврейской иммиграции в Палестину. Более того, должен быть сформирован законодательный совет, который представлял бы [арабское] большинство населения. В подтверждение предполагаемой нехватки земли в Палестине, жена Пассфилда Беатрис Уэбб заявила, что там "негде размахивать кошкой". [напоминаю -- на тот момент общее население этой земли было около полутора миллионов и было "негде размахивать кошкой", сегодня население Израиля, Иудеи и Самарии и сектора Газа -- около пятнадцати миллионов и все вовсю "размахивают кошками"].
Сионисты утверждали, что "Белая книга Пассфилда" отступает от обязательств, содержащихся в Декларации Бальфура, и, если она будет реализована, то еврейская иммиграция в Палестину будет резко ограничена. В этой "Белой книге" говорится, что развитие еврейского национального дома в Палестине является вопросом, который будет пользоваться постоянной поддержкой, но он не является центральным для мандатного управления. В документе говорится, что британцы намерены выполнить свои мандатные обязательства как перед палестинскими арабами, так и перед евреями, и они будут принимать участие в решении любых конфликтов, которые могут возникнуть в результате [арабских и еврейских] соответствующих потребностей.
Сионистские организации по всему миру развернули широкую кампанию против этого документа. В Великобритании это привело к тому, что британский премьер-министр Рамсей Макдональд разъяснил документ перед британской Палатой общин, и в письме Хаиму Вейцману в 1931 году, известном как письмо Макдональда [также известного в современных арабских источниках как Черное Письмо]. Это считалось отзывом официального документа Пассфилда, несмотря на то, что премьер-министр заявил в парламенте 11 февраля 1931 года, что он "крайне не желает придавать письму тот же статус, что и доминирующему документу", то есть официальному документ Пассфилда. В самом письме также утверждалась важность справедливости для "нееврейских слоев общества". В своих секретных показаниях комиссии Пиля, Вейцман признался, что ему заранее прислали проект письма, чтобы он мог внести необходимые поправки.
Палестинские арабы отвергли это письмо, назвав его "Черным Письмом". Расстройство арабов в первую очередь касалось того, что еврейская иммиграция продолжалась в увеличенных по сравнению с прежде масштабах, покупка евреями земли продолжалась без ограничений, а шаги, предпринятые для защиты арабских крестьян от изгнания с их земель, были неэффективными. Подтвердив, что политика Палестинского мандата заключалась в продолжении поддержки еврейской иммиграции, письмо фактически свело на нет последствия "Белой книги" и способствовало увеличению еврейской иммиграции во время подъема антисемитизма в Европе в 1930-е годы, вплоть до "Белой книги" 1939 года, о которой мы поговорим позже.
Это завершает историю восстания 1929 года и его последствиях как для еврейского, так и для арабского населения Палестины.
Стандартный вопрос: расскажите мне, пожалуйста, что из этого вы знали до прочтения текста, заранее благодарю.
Просьба: мне достаточно тяжело это аккуратно и складно писать, поэтому если вы замечаете неточности или ошибки (как исторические, так и орфографические) сообщайте мне, пожалуйста, я еще раз проверю и, если я ошиблась, я обязательно исправлю.