До того, как мы сможем говорить о Великом арабском восстании 1936--1939 годов, нам необходимо внимательно рассмотреть что происходило в Палестине несколькими годами ранее, а конкретно в 1929 году.
В 1929 году произошла так называемая "Революция аль-Бурак", связанная с событиями у Стены Плача, о которых я уже рассказывала в текстах про аль-Хусейни. Если попытаться описать это кратко, то будет так: это была серия беспорядков, сопровождавшихся терактами и жестокими убийствами еврейского населения Палестины арабами. В ходе этой революции были убиты 133 еврея, ранены 339 евреев, целый ряд еврейских поселений был разграблен и разрушен, а их уцелевшие еврейские жители были изгнаны; все дома и имущество арабы присвоили себе. На еврейских жителей Иерусалима набросились тысячи арабов -- как иерусалимских, так и из окрестных деревень. Нападению подверглись также евреи Хеврона, Цфата, Моцы, Тель-Авива, Яффо, Беер-Тувии, Хартува и многих других. Среди арабов было 116 погибших и 232 раненых -- подавляющее большинство пострадавших арабов пострадали от рук британцев, пытавшихся остановить восстание. Небольшая часть арабов пострадала от рук евреев, когда евреи мстили за свои разрушенные поселения и смерти.
Давайте теперь поговорим обо всем этом подробно. Для начала надо понять причины этого восстания.
Во-первых, как я уже писала, в этот период шла ожесточенная конкурентная борьба между основными арабскими лидерами -- аль-Хусейни и Нашашиби. Нашашиби был назначен мэром Иерусалима и аль-Хусейни, боявшийся потерять свой статус и престиж, начал усиленную антисионистскую пропаганду. Ему удалось привлечь внимание миллионов мусульман к святым местам ислама в Палестине и мобилизовать арабов Палестины на борьбу за святые места.
Во-вторых, в 1926--1927 годах в Палестине произошел острый экономический кризис. Местная экономика рухнула, стоимость валюты упала, и в 1927 году страну покинуло около 5000 арабов. Однако в том же году, после окончания кризиса, еврейский Ишув вернулся к своему бывшему процветанию -- в основном, благодаря общественным работам, организованным в соответствии с британским мандатом, и привлечению рабочих на различные государственные предприятия. На арабской улице усилилось чувство провала, которое продолжало усиливаться ввиду продолжения еврейской иммиграции и покупки евреями земель.
В-третьих, на тот момент в Палестине не было нормального британского руководства: Верховный комиссар Джон Чанселлор [John Chancellor] находился в Лондоне, временно исполнявшим обязанности был назначен крайне проарабский представитель британской администрации сэр Гарри Люк [Harry Luke]. Силы в распоряжении Люка были невелики: около 300 полицейских, около 100 солдат, шесть бронемашин и столько же самолетов. Подкрепления, многократно увеличившие имеющиеся силы, прибыли после начала событий, 24 августа, в поздние почти ночные часы. Среди прочего, прибыло подкрепление из британских солдат, доставленных в аэропорт Атарот из Египта [это была первая в истории военная операция по воздушной переброске солдат].
В-четвертых, также отсутствовали главы Ишува, одновременно находившиеся в тот момент на Сионистском конгрессе в Цюрихе. Хагана на тот момент была еще относительно слабой, бюджеты Хаганы были небольшими, вооружение было старым и, самое главное, у подавляющего количества членов Хаганы было очень мало военного опыта.
Давайте обратимся к самому началу событий, которое уже было немного описано в текстах об аль-Хусейни. Простите, что повторяюсь, но без этого рассказ будет неполным.
В ночь на Йом-Кипур, 23 сентября 1928 года, сотни евреев собрались, чтобы помолиться на площади у Стены Плача. Евреи, следуя обычаям, установили у Стены Плача перегородку, разделяющую мужчин и женщин. Это было сделано вопреки указу мандата, основанном на указе ранее правивших там османов, о запрете для евреев "не размещать на площади у Стены Плача ничего постоянного, от скамейки до гроба". На следующий день, в 6:30 утра Йом Кипура, офицер британской полиции Дуглас Дафф [Douglas Valder Duff] в сопровождении десяти своих людей, вооруженных огнестрельным оружием и оснащенных стальными касками, направился к Стене Плача, чтобы убрать ширму, служившую перегородкой. Их путь по улице Давида сопровождался криками местных арабов, декламировавшими "смерть еврейским собакам!". Дойдя до стены, Дафф подошел к пожилому синагогальному служке, изо всех сил потряс его за плечи и приказал одному из сержантов уничтожить ширму. Заместитель губернатора Иерусалима также выступил против ширмы, вызвав тем самым возмущение среди евреев. Еврейские представители обратились к правительству британского мандата с просьбой отменить запрет на разделяющую ширму. Именно в этот момент Муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни начал свои выступления против евреев.
Благодаря действиям Муфтия, арабы начали видеть в действиях евреев попытку захватить Храмовую гору, после чего немедленно заявили, что Стена Плача является частью стены Харам аш-Шариф -- одного из святых для ислама мест. Начались издевательства над евреями. Среди арабских толп распространялась картинка, на которой изображалась мечеть "Купол Скалы" [а вовсе не Аль-Акса, обратите внимание] с развевающимся над ней сионистским флагом. На картинке утверждалось, что изображение взято из сионистской пропаганды, таким образом, это прямо указывает на стремление евреев захватить Храмовую гору. По мнению востоковеда Иегошуа Пората, дело о Стене Плача позволило Аль-Хусейни и Высшему Мусульманскому Совету "придать религиозное измерение национальной борьбе против евреев" и таким образом мобилизовать поддержку народных слоев, для которых "национальные лозунги до тех пор не доходили до их сердец". Сразу после инцидента Высший Мусульманский Совет во главе с аль-Хусейни развернул широкую пропагандистскую кампанию по защите мечети Аль-Акса и защите прав мусульман у Стены Плача, которая, по их словам, считалась священной для мусульман, поскольку была частью стены мечети.
Первого ноября 1928 года Муфтий Амин аль-Хусейни созвал массовую исламскую конференцию в Иерусалиме. Основной темой для обсуждения являлся "кризис Стены Плача". На конференцию прибыло около 500 делегатов -- в их числе мусульманские священнослужители из Сирии, Ливана, Трансиордании, Магриба, Индии и Египта. Участники конференции представили скамейки и перегородки евреев как часть сионистского заговора с целью захвата всей Храмовой горы. По итогам обсуждений, делегаты конференции потребовали "ограничить активность евреев у Стены Плача". На этой конференции был создан "Комитет по защите Аль-Бурака аш-Шарифа и исламских святынь", филиалы которого находились в различных городах Палестины. Деятельность комитета началась с публикации прокламаций и петиций протеста, призывающих к защите Аль-Аксы. После давления со стороны мусульман, 19 ноября министр колоний представил парламенту официальное заявление ("Белая книга"), в котором объявил, что правительство должно, в силу статьи 13 мандата, поддерживать статус-кво, согласно которому еврейской общине разрешено приносить к Стене Плача только те молитвенные принадлежности, которые были разрешены при османском режиме, в то время как установление ширмы является нововведением, нарушающим статус-кво. Семнадцатого декабря британские власти опубликовали политический документ, подтверждающий право собственности мусульман на аллею Стены Плача, но также подтверждающий право евреев там молиться. Однако, несмотря на "Белую книгу", евреи продолжали приносить к Стене Плача скамейки.
После Исламской конференции основные инициативы Высшего Мусульманского Совета были сосредоточены на конфликте вокруг Стены Плача. По указанию ВМС муэдзин близлежащей мечети стал призывать мусульман к молитве именно в часы еврейских молитв; также в часы еврейских молитв организовывались шумные поминальные церемонии. В мае 1929 года ВМС закончил ремонты зданий на Храмовой горе, после чего было сделано новое отверстие в стене рядом со Стеной Плача, чтобы все мусульмане, проходящие на Храмовую гору и обратно, шли через Стену Плача. Кроме того, было начато строительство дополнительного крыла к зданию шариатского суда; это обеспечивало возможность дополнительных помех еврейским молитвам. Мусульмане отремонтировали мечеть и Завию [келья, суфийская обитель, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах] мавританской общины, находящихся прямо рядом со Стеной Плача, после чего открыли ворота в сторону места молитвы евреев. Всё это также значительно увеличило присутствие и передвижение мусульман возле Стены Плача. Один из самых важных проповедников в Иерусалиме, шейх Хасан Абу Сауд, в своих проповедях призывал увеличить мусульманское присутствие в районе Стены Плача и, следовательно, на прилегающей к ней мощеной территории, которая до этого использовалась для прохода лишь несколькими магрибами, чьи дома находились на окраине комплекса. Таким образом, аллея Стены Плача превратились в многолюдный проход. Все это привело к тому, что инциденты с применением насилия между мусульманами и евреями стали происходить регулярно.
Мусульмане начинали провокационные действия в районе Стены Плача, пытаясь мешать еврейским молитвам, а летом 1929 года даже напали и ранили евреев, направлявшихся к Стене Плача. В августе 1929 года Муфтий аль-Хусейни заявил в своей проповеди: "Любому, кто убьет еврея, гарантировано место на том свете". После ухудшения ситуации, в нескольких городах были созданы еврейские "Комитеты Стены Плача", возглавлявшиеся Иосефом Клаузнером. Целью комитетов было оказание общественного давления на администрацию Ишува, чтобы те начали активные действия по защите Стены Плача. Клаузнер призывал к демонстрациям, не опасаясь кровопролития; к демонстрациям также призывала газета "Доар Хайом" [еврейская газета -- Palestine daily mail] -- всё это вопреки официальной позиции Ишува, которая призывала к сдержанности.
В ответ на провокации мусульман, 15 августа 1929 года [Тиша бав 5555 года] молодежь организации "Бейтар" провела большое демонстрационное шествие к Стене Плача через Шхемские ворота. На площади Стены Плача произносились речи, был поднят национальный флаг, и толпа пела "Атикву". Демонстранты скандировали: "Стена Плача -- наша стена, презрение к властям".
На следующий день, 16 августа, мусульмане отпраздновали день рождения Пророка Мухаммеда на площади мечети Аль-Акса, а также провели демонстрацию в ответ на еврейскую демонстрацию. Под руководством шейха Абу Сауда некоторые из них спустились к Стене Плача, где жгли еврейские священные книги, и записки, воткнутые меж камней Стены Плача. Гарри Люк, исполняющий обязанности Верховного комиссара, заявил, что "никаких молитвенников сожжено не было, а были сожжены только страницы из молитвенников". На следующий день, 17 августа, в Бухарском квартале вспыхнула драка после того, как еврейский юноша украл овощи из арабского участка; в драке еврей был убит. После этого убийства, еврейская толпа ворвалась в казармы, находившиеся в Лифте, недалеко от Бухарского квартала, где один из евреев был тяжело ранен. Похороны еврея, погибшего в Бухарском квартале, состоялись двадцатого августа. Похоронная процессия постепенно превратилась в демонстрацию, на которой евреи призывали евреев отомстить арабам.
В четверг, 22 августа, арабские жители окрестных деревень, некоторые из которых были вооружены, начали массово прибывать на территорию Храмовой горы, готовясь к пятничной молитве. Во второй половине дня, три представителя Сионистской организации, в их числе Ицхак Бен-Цви, встретились в доме главного секретаря мандатного правительства Гарри Люка с представителями Муфтия, в том числе с Джамалем аль-Хусейни [основатель и председатель Палестинской Арабской Партии и член Верховного арабского комитета, которым руководил его брат Амин аль-Хусейни] и Уни Абдель-Хади [политик]. Однако сторонам не удалось договориться о совместном успокаивающем послании для пятничных молитв. Люк настаивал на том, чтобы стороны сделали хотя бы заявление о встрече, однако, несмотря на то, что евреи согласились, арабы категорически отказались.
В пятницу 23 августа 1929 года, начиная с раннего утра, тысячи окрестных жителей начали подниматься в Иерусалим, чтобы принять участие в молитве на Храмовой горе. Многие из них были вооружены палками и ножами; в городе царила напряженная атмосфера надвигающегося насилия. Около 9:30 евреи начали закрывать свои магазины. В 10:45 Муфтий Хадж Амин аль-Хусейни объяснил исполняющему обязанности начальника иерусалимской полиции, что верующие несут с собой палки и ножи только потому, что опасаются попыток провокаций со стороны евреев. Один из проповедников в мечети произнес националистическую речь, в которой объяснил, что мусульмане должны бороться против евреев до последней капли крови. Примерно в 11:00 на Храмовой горе прозвучала серия из 20-30 выстрелов, призванная, видимо, привести верующих в состояние экзальтации. После чего несколько сотен мусульман ворвались на рынок и начали нападать на прохожих-евреев. Люк позвонил Муфтию и потребовал, чтобы тот немедленно успокоил толпы. Аль-Хусейни прибыл на место происшествия, но это не только не привело к спокойствию, но, по мнению Люка, его присутствие только усилило волнения.
Толпа начала штурмовать еврейские кварталы, расположенные за Шхемскими воротами, по обе стороны от улицы ХаНавиим -- Грузинский квартал ["Эшель Авраам"] и Кирья Намана [этот квартал, также называвшийся Эшель Авраам, также был основан первыми выходцами из Грузии, иммигрировавшими в Палестину в 1863 году. Они поселились в Старом Городе Иерусалима, а в 1876 году основали квартал за его стенами; являлся одним из четырех еврейских кварталов, основанных в конце девятнадцатого века рядом с Шхемскими воротами]. В этих кварталах было убито 19 евреев (включая Мордехая Винера [Harold Marcus Wiener -- известный юрист и талмудист]). Синагога и многие дома кварталов были разрушены и сожжены.
Как это происходило: В 12:30 около 5000 мусульман, вооруженных ножами, вышли из мечети через Шхемские ворота и напали на Грузинский и остальные четыре еврейских квартала вблизи Шхемских ворот. Они вошли в большой двор братьев Алгола, застрелили Хабараха Шалома Швили [также известного как Цвиния], после чего совершили набег на соседние дома, разграбили и разрушили их. Беснующиеся арабы поймали жену Шалома Хану Селеншвили [Цвинию] и ее маленького сына. Они выкололи мальчику глаза, убили его, а затем расстреляли Хану. Разграбив окрестные дома, погромщики ворвались в синагогу квартала, где разрушили убранство и порвали свитки Торы. Элияху Мизрахи (Шашон) пытался спасти свитки Торы, но был убит на месте. По данным газеты "Доар Хайом", нападение было совершено на глазах у арабских полицейских, которые не стали ничего предпринимать. Среди других людей, убитых в этом квартале, были Яаков бен Шимон, Реувен Вольфа (умер от ран), Ха'Вьер (еврей из Англии), Менахем Саблани и Шмуэль Ганани (умер от ран). Жена Рахамима бен Меира Георгия и ее сыновья были смертельно ранены -- многочисленные ножевые ранения были нанесены в разные части тела.
После этого толпа постучала в дверь одного из самых важных людей квартала -- Аарона Танури, но он заперся на железный засов, и они не смогли войти. Танури был спасен арабскими соседями-христианами. В два часа дня к Танури приехал британский офицер в сопровождении британского солдата. Танури потребовал установить охрану вокруг квартала. Офицер вернулся в пять вечера и сообщил, что Танури может быть спокоен, в квартале введены военное положение и комендантский час. Ночь прошла спокойно, но уже в 5 утра арабская атака на эти районы возобновилось. На глазах у арабских полицейских, арабы забрасывали евреев камнями, а полицейские наблюдали и ничего не предпринимали. Вечером прибыли британские полицейские, начавшие попытки обуздать беснующиеся мусульманские толпы. В ночь с субботы на воскресенье, в половину первого, арабы снова поднялись в квартал, где подожгли синагогу и два частных дома. В воскресенье район был покинут всеми его жителями, которые перебрались в район Зихрон Моше; в районе остались сорок энтузиастов, желающих продолжать охрану. Доходили сообщения об угрозах для второй синагоги, после чего синагога была взята под британскую охрану. После этих событий жители всех этих кварталов бежали в другие кварталы города или покинули Иерусалим; в этом районе не осталось ни одного еврея в 1929, и теперь, почти сто лет спустя, там всё так же нет ни одного еврея. Во всех бывших еврейских домах сегодня проживают арабы мусульмане.
Мусульмане также атаковали другие районы Иерусалима, такие как Меа-Шеарим, Бейт-Ваган и Синедрия. В ходе перестрелки в больнице в Месгав-Ладахе был серьезно ранен врач доктор Наум Коркиди. Арабы также напали на Бейт ха-Керем, разрушили дома в Тальпиоте и взяли под свой контроль Рамат-Рахель. В ходе событий, жители деревни Дейр-Яссин раз за разом пытались перекрывать дорогу, ведущую из Иерусалима в Тель-Авив, чтобы предотвратить прибытие в Иерусалим еврейской помощи [Иерусалим был отрезан от всех остальных еврейских поселений].
В пятницу в два часа дня началось нападение на район Меа-Шеарим. Несколько вооруженных группировок атаковали район со стороны полей позади него, а еще одна группа бунтовщиков прибыла со стороны Шхемских ворот. Вход в квартал со стороны Шхемских ворот защищала группа молодых людей, раздались выстрелы, люди с обеих сторон получили ранения; согласно одному из сообщений, еврейский юноша застрелил троих участников беспорядков. Бой длился около двух часов, однако, встретив активное сопротивление, арабы ретировались и покинули район, продолжая бесчинствовать в других районах города. С другой стороны квартала, группа молодых еврейских людей и полицейских стреляла в арабов, наступавших с полей, и сумела их уничтожить.
Одно из главных сражений произошло в окрестностях Синедрии. По оценкам историкам, благодаря успешной обороне этого места и отражению вооруженных нападений, значительная часть района уцелела. В пятницу в 12:30 в район прибыли арабы из сел Бейт-Ханина и Лифта, нанесли многочисленные ножевые ранения случайно встреченному на улице старому грузинскому еврею, после чего начали бить камнями окна. Синедрию защищал отряд из пяти местных жителей, вооруженных огнестрельным оружием и четырех арабских полицейских, вооруженных дубинками. Уже через полчаса прибыло полицейское подкрепление, пытавшееся обуздать толпу. В пять часов прибыло дополнительное подкрепление в количестве около 15 человек, из которых 9 полицейских -- двое из них евреи под командованием арабского сержанта. На месте установили пять оборонительных позиций из бочек, наполненных песком.
В 9 часов вечера пятницы арабы открыли огонь со стороны гор возле Лифты и со стороны долины. В 9:30 район был обстрелян со всех сторон; стрельба продолжалась до полуночи. После этого стрельба прекратилась, однако арабский сержант считал, что атака возобновится на рассвете. В субботу, в 5 часов утра, огонь возобновился с обеих сторон квартала -- как со стороны арабской деревни Лифта, так и со стороны арабской деревни Бейт-Ханина. В этом раунде атаки участвовало порядка ста арабов, вооруженных винтовками. Защитники подпустили нападавших на расстояние около 300 метров, после чего началась перестрелка, продолжавшаяся до 11 часов утра. Арабские снайперы обстреливали главную улицу района. К субботе, 24 августа, стало понятно, что Синедрия является основным ключевым пропускным пунктом в остальные близлежащие еврейские кварталы, такие, к примеру, как Меа-Шеарим, Бейт-Исраэль и Бухарский квартал. Потому арабы решили усилить атаку. В 2 часа дня в субботу жители Бухарского квартала передали сообщение об организации около 300 нападавших, намеренных присоединиться к атаке Синедрии. Защитники запросили подкрепление в количестве около 20 людей, 10 орудий и пулемета, но такое подкрепление не прибыло.
На этом этапе охрану места поручили еврейскому капралу и добавили еще двух вооруженных охранников. Ввиду отсутствия подкрепления, некоторые жители думали покинуть район, но в конце концов было решено продолжать защиту Синедрии. К основным защитникам добавилось еще около 5 безоружных людей. В субботу в девять часов вечера отряды Хаганы заняли позиции на горе возле находившейся там теплицы. В десять вечера прибыл еврейский сержант Бен Зеев в сопровождении четырех всадников, двое из которых были евреи. В 10:30 началась атака арабской толпы, двигавшейся в сторону района. Также началась очередная перестрелка, продолжавшаяся около 3 часов -- до часу ночи.
Утром в воскресенье (25 августа) прибыл сержант британской полиции и спустился в долину ниже квартала, а по возвращении сообщил, что в ней много погибших. Следующее арабское нападение на этот район произошло в 10 часов утра; оно было отражено в получасовом бою. Вечером несколько бойцов Хаганы вышли патрулировать территорию; все они вернулись целыми и невредимыми к полудню понедельника. С понедельника по среду происходили отдельные перестрелки. В среду вечером, после 6 дней оборонительных боев, на место прибыл отряд из 7 солдат британской армии с пулеметом.
В пятницу в четыре часа арабы из деревни Лифта напали на кварталы Румма, Нахалат-Цион и Шаарей-Цедек, стреляя и забрасывая камнями евреев. Британское правительство вооружило гражданских чиновников оружием; еврейская молодежь также вышла на защиту кварталов. Встретив активное сопротивление, арабские бунтовщики бежали.
Жители деревни Дейр-Яссин напали на еврейские кварталы Бейт-ха-Керем, Бейт-Ваган и Гиват-Шауль, расположенные к юго-востоку от деревни. В пятницу, 23 августа, в 2 часа дня, раздались выстрелы по Бейт-ха-Керему -- сразу с нескольких направлений. Члены районного комитета собрались в доме семинарии, чтобы организовать оборону [на крышах]. В половине третьего группа арабов из Дейр-Яссина, численностью около 30-40 человек, попыталась атаковать Бейт-ха-Керем. Члены обороны квартала открыли по ним огонь, но не задели ни одного. Вечером арабы проникли в соседний район -- Бейт-Ваган, где сожгли и разграбили несколько домов. Со стороны Гиват-Шауля также доносились выстрелы, но в сам Бейт-ха-Керем войти арабы так и не сумели. На следующий день прибыла подмога в виде нескольких английских студентов, которые присоединились к обороне от погромщиков из Дейр-Яссин. В перестрелке один из студентов был убит, двое ранены. Позже прибыли британские военные на артиллерийских машинах и обстреляли Дейр-Яссин. Стрельба продолжалась до вечера субботы.
Вспоминающие трагедию в Дейр-Яссине, где погибло [по оценкам палестинских историков] 107 арабов, всегда забывают рассказать об активном участии жителей этой деревни в еврейских погромах, начиная с 1929 вплоть до 1948 годов.
Двадцать четвертого августа подверглось нападению также поселение Моца -- его атаковали жители близлежащей арабской деревни Калуния. Они ворвались в дом семьи Маклеф и убили семерых человек: отца семейства, его жену, их сына и двух дочерей, а также двух гостей, находившихся в доме. После убийства погромщики ограбили дом и подожгли его. Одним из гостей, убитых в доме семьи Маклефов, был раввин Шломо Залман Шех, даян раввинатского суда раввина Кука в Яффо, который погиб на месте. Лишь одному члену этой семьи удалось спастись -- сыну Мордехаю Маклефу. Девятилетний Мордехай [будущий третий начальник Генерального штаба ЦАХАЛа] спасся спрыгнув со второго этажа. В убийстве также приняли участие пастух, нанятый семьей, и местный полицейский, единственный в округе имевший оружие.
Продолжение следует.
Стандартный вопрос: расскажите мне, пожалуйста, что из этого вы знали до прочтения текста, заранее благодарю.
Просьба: мне достаточно тяжело это аккуратно и складно писать, поэтому если вы замечаете неточности или ошибки (как исторические, так и орфографические) сообщайте мне, пожалуйста, я еще раз проверю и, если я ошиблась, я обязательно исправлю.