Темы, из которых я попросила выбрать, могли показаться случайными, не имеющими отношения к тексту о соглашении о передаче (и к остальным текстам). Между тем, Великое арабское восстание тесно связано с этим соглашением, я обязательно расскажу как и почему. Однако, большинство предпочли сначала узнать про Ирак, потому давайте сначала поговорим о ситуации в Ираке, а после перейдем к восстанию.
История общины вавилонских евреев считается одной из самых древних; во многом она пересекается с историей иранской общины. Это крайне интересная история, чтобы рассказать ее с самого начала и до двадцатого века понадобится много времени и текстов. Как я и сказала, я опускаю эту историю (во многом схожую с историей евреев в других мусульманских странах) и мы прямо сейчас переносимся в двадцатый век.
К концу правления османов положение иракских евреев резко улучшилось, уже к началу Британского мандата хорошо образованные евреи играли важную роль в обществе. К примеру, первым иракским министром финансов был еврей Сассун Эскелл. Евреи также сильно повлияли на развитие судебной и почтовой систем. Записи Багдадской торговой палаты показывают, что 10 из 19 ее членов в 1947 году были евреями; первая музыкальная группа, созданная для зарождающегося багдадского радио в 1930-х годах, состояла в основном из евреев. Евреи были представлены в иракском парламенте, где многие евреи занимали значительные посты. Между 1924 и 1928 годами в Ираке появились еврейские беженцы из России, спасавшиеся от преследований.
В Ираке, находящемся под британским мандатом с 1920 года, правовой статус евреев был таким же, как и у мусульман, и по переписи 1920 года в Ираке проживало 87 488 евреев. Евреям было предоставлено пять мест в парламенте, право управлять независимой образовательной и религиозной системами, а также быть допущенными в государственные учебные заведения и на государственные должности. Британцы, прекрасно осведомленные о традициях и коммерческом таланте иракских евреев, даже выставили тендеры для иракских евреев на несколько позиций в импортных и экспортных линиях Месопотамско-Персидской торговой компании, которая являлась важной логистической линией из порта Басра на Дальний Восток и в Англо-Персидскую нефтяную компанию. Евреи контролировали значительную долю иракского импорта и экспорта, а также торговлю между Ираком и Дальним Востоком. В этот период министром финансов Ирака в 1920-1923 годах был (как я уже сказала выше) еврей Сассун Эскелл, который внес большой вклад в развитие экономики Ирака.
Связь с Землей Израиля продолжала существовать как в период Османской империи, так и в период мандата. Связи вавилонских евреев Ирака с Землей Израиля в последние столетия выражались в молитвах о приходе Мессии и искуплении. Нет сомнений в том, что также имела место иммиграция отдельных семей в Палестину по тем же религиозным мотивам. Другие семьи покупали у еврейских эмиссаров, прибывающих из Палестины, векселя на земельные участки, дающие право на захоронение в Земле Израиля. Они считали, что даже если они будут захоронены не на Земле Израиля, но в любом другом месте, захоронение вместе с векселем на Землю Израиля давало им возможность добраться до Иерусалима хотя бы после смерти.
В 1853 году группа иммигрантов из Ирака основала в Старом городе Иерусалима синагогу Хесдал. В Ирак прибывало множество эмиссаров из Палестины. Они не только продавали векселя, но и собирали пожертвования для благотворительных учреждений в четырех священных городах: Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате. Эмиссары пользовались большим уважением, поскольку были выходцами из Эрец Исраэль. Они продолжали добираться до Ирака и перемещаться по его городам и поселкам до 1920-х годов. Некоторые вавилонские евреи завещали свое богатство на благо евреев Земли Израиля.
Ранний лейбористский сионизм был в основном сосредоточен на европейских евреях и, в общем и целом, игнорировал иракских евреев из-за отсутствия у них интереса к сельскому хозяйству. Организованная сионистская деятельность в Ираке началась в 1920-х годах. Иракские евреи, в общем и целом, симпатизировали сионистам, однако не считали сионизм правильным решением для самих себя. Изначальное разрешение на организованную деятельность сионистов было выдано в 1921 году британцами, однако уже год спустя, когда к власти пришел король Фейсал Первый, выданное британцами разрешение было отозвано. Несмотря на это, вплоть до начала кровавых беспорядков в Палестине в 1929 году, на работу сионистов закрывали глаза. После начала беспорядков 1929 года, вся сионистская деятельность была запрещена, учителей из Палестины, преподававших иврит и историю, заставили покинуть страну.
В 1930-х положение вавилонских евреев продолжило ухудшаться. Если до начала беспорядков в Палестине растущие националистические настроения иракских арабов включали иракских евреев в число своих собратьев-арабов, то после, в связи с появлением нацистской пропаганды и растущего конфликта в Палестине, эти взгляды начали кардинально меняться. Несмотря на заверения о своей лояльности Ираку, иракские евреи все чаще подвергались дискриминации и антиеврейским преследованиям. В 1934 году на пост министра экономики и коммуникаций был назначен Аршад аль-Умари. После его вступления в должность, десятки евреев, занимающих разнообразные посты в министерстве, были уволены, а впоследствии появились неофициальные квоты, устанавливающие количество евреев, которые могли быть назначены на государственную службу или приняты в средние школы и колледжи. Сионистские организации тайно продолжали свою деятельность вплоть до 1935 года, когда последние два палестинских еврейских учителя были депортированы, а президент сионистской организации предстал перед судом и в конечном итоге был вынужден покинуть страну.
После Фархуда (первое-второе июня 1941 года) в Ирак были направлены еврейские эмиссары из Палестины, целью которых являлось обучение иракских евреев самообороне (чему последние были очень рады в свете всех событий). Быстро восстановленный про-союзнический монархический режим немедленно принял меры по предотвращению подобных вспышек антиеврейского насилия. Уже седьмого июня была учреждена комиссия по расследованию: для изучения фактов и нахождения виновных. Примерно месяцем ранее произошел погром в городе Басра . Ряд жителей-мусульман помогали евреям Басры и прятали их от погромщиков, поэтому, несмотря на то, что большая часть еврейского имущества была разграблена, жертв в Басре не было. В результате беспорядков началось массовое бегство иракских евреев. Эти беспорядки ознаменовали начало конца одной из старейших еврейских общин за пределами Земли Израиля. Некоторые евреи вернулись какое-то время спустя, после мер предпринятых правительством посчитав, что это были единичные инциденты и послушавшись призывов иракского правительства, призывающего евреев вернуться.
Историки писали: "более того, в контексте еврейско-иракской истории следует проводить различие между анализом Фархуда и фархудизацией еврейской истории Ирака -- рассматривая Фархуд как типичный пример истории отношений между евреями и иракским обществом в целом. Еврейская община стремилась к интеграции в Ираке до и после Фархуда. Фактически, привязанность общины к Ираку была настолько прочной, что даже после такого ужасного события большинство евреев продолжали верить, что их родиной является Ирак."
Перед голосованием ООН по Плану раздела Палестины премьер-министр Ирака Нури аль-Саид сообщил британскому дипломату Дугласу Буску:
"что он ничего не имеет против иракских евреев, которые давно сложившееся и полезное сообщество. Однако он чувствовал себя обязанным сказать мне, что на заседании Лиги Арабских Государств может быть принято решение о том, что, если удовлетворительное решение палестинского вопроса не будет достигнуто, следует принять суровые меры против всех евреев в арабских странах. Он не сможет сопротивляться такому предложению."
В свою речь в зале Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций во Флашинг-Медоус, штат Нью-Йорк, в пятницу, 28 ноября 1947 года, министр иностранных дел Ирака Мухаммад Фадель аль-Джамали включил следующее заявление:
"Раздел, навязанный против воли большинства народа, поставит под угрозу мир и гармонию на Ближнем Востоке. Следует ожидать не только восстания арабов Палестины, но и то, что сдерживание негодования масс в арабском мире будет невозможным. Арабо-еврейские отношения в арабском мире существенно ухудшатся. В арабском мире за пределами Палестины евреев больше, чем в Палестине. В одном только Ираке у нас около ста пятидесяти тысяч евреев, которые разделяют с мусульманами и христианами все преимущества политических и экономических прав. Гармония царит среди мусульман, христиан и иудеев. Но любая несправедливость, навязанная арабам Палестины, нарушит гармонию между евреями и неевреями в Ираке; она породит межрелигиозные предрассудки и ненависть."
За несколько месяцев до голосования о разделе в ноябре 1947 года насилие против иракских евреев начало возрастать. В мае 1947 года в Багдаде разъяренная толпа линчевала еврея по обвинению в том, что он давал арабским детям отравленные конфеты. Мятежники разграбили дома в еврейском квартале Эль-Фаллуджа, а еврейское население бежало в Багдад. У евреев регулярно вымогали крупные пожертвования "на дело палестинских арабов", а имена "жертвователей" зачитывались по радио, чтобы побудить евреев к увеличению "пожертвований". Несмотря на это, иракские евреи по-прежнему в основном продолжали считать себя лояльными иракцами и верили, что всё это проходящие трудности. Эмиссион Еврейского агентства в Ираке сообщал, что "не обращают внимания [евреи] на ужасающие проявления враждебности вокруг себя, ставящие всех евреев на жерло вулкана, готовящегося к извержению".
В 1948 году, году провозглашения независимости Израиля, в Ираке проживало около 150 000 евреев. В этом же году преследования евреев значительно усилились. В июле 1948 года правительство приняло закон, объявляющий сионизм преступлением, караемым смертной казнью и предусматривающим минимальное наказание в виде семи лет тюремного заключения. Любой еврей мог быть осужден за сионизм только на основании показаний под присягой двух свидетелей-мусульман, практически без возможности апелляции. Двадцать восьмого августа 1948 года евреям запретили заниматься банковскими и валютными операциями. В сентябре 1948 года евреи были уволены с железных дорог, почты, телеграфа и Министерства финансов по подозрению в "саботаже и измене Родине". Восьмого октября 1948 года была запрещена выдача лицензий на экспорт и импорт еврейским купцам. Затем, девятнадцатого октября был отдан приказ об увольнении всех еврейских чиновников и работников всех государственных ведомств. В октябре египетская газета "Эль-Ахрам" подсчитала, что в результате арестов, судебных процессов и конфискации имущества евреев иракская казна собрала около 20 миллионов динаров (80 миллионов долларов США). Второго декабря того же года правительство Ирака "предложило" иностранным нефтяным компаниям, работающим на территории Ирака, не принимать на работу сотрудников-евреев. Историки писали:
"За очень редким исключением часы носили только евреи. Когда полицейский замечал дорого выглядящие часы, он подходил к владельцу, словно спросить который час. Убедившись, что этот человек еврей, он забирал у него часы, а человека заключал под стражу. В часах, рассказывал он после судье, есть крошечный радиоприемник, потому, по утверждениям полицейского, пойманный еврей, с помощью часов, отправлял военные секреты сионистам в Палестине. Не исследуя "доказательства" и не задавая никаких вопросов, судья выносил приговор. "Предателя" отправляли в тюрьму, часы оставлялись полицейскому в качестве награды за хорошую службу".
После декларации Независимости Израиля и последующего участия Ирака в арабо-израильской войне 1948 года, в Ираке было введено военное положение. Военные суды использовались для запугивания богатых евреев, евреев снова увольняли с государственной службы, вводили квоты на университетские должности и бойкотировали еврейский бизнес. В ходе зачисток городских районов, иракские власти обыскали тысячи еврейских домов в поисках тайников с деньгами, которые евреи предположительно отправляли в Израиль. Во время этих обысков часто сносились стены. Сотни евреев были арестованы по подозрению в сионистской деятельности, признания выбивались путем жесточайших пыток, накладывались крупные штрафы, евреям присуждались длительные тюремные сроки. В одном случае еврей был приговорен к пяти годам каторжных работ за хранение библейской надписи на иврите, которая, по выводам следствия, являлась закодированным сионистским посланием.
Самым большим потрясением для еврейской общины стали арест и казнь бизнесмена Шафика Адеса(Shafiq Ades), еврейского импортера автомобилей, самого богатого еврея страны. Адеса обвинили в сионизме и коммунизме одновременно, а также обвинили в продаже Израилю оружия. На последнее обвинение не было предоставлено ни одного доказательства; Адесу также не позволили выбрать себе защиту. Поскольку речь шла о продаже оружия, дело рассматривалось в военном суде, где его также обвинили в финансовой поддержке иракских коммунистов. Адесу был выписан штраф в размере пяти миллионов динар (20 миллионов долларов США), он был приговорен к смертной казни и публично повешен в Басре 23 сентября 1948 года. Всё его имущество было конфисковано. Суд продолжался три дня, Адес не получил права слова. Судействовал судья Абдулла аль-Наасни -- член антиеврейской пронацистской партии Istiqlal. Ни одного доказательства ни одному из обвинений предъявлено не было. На его казнь собрались двенадцать тысяч зевак, желающих поглазеть на казнь "предателя". Его мертвое тело не забирали с площади несколько часов, в течение которых над ним надругалась веселящаяся толпа. Очевидец событий писала:
"толпы людей собрались, чтобы посмотреть спектакль, и их аплодисменты побудили палача повторить представление. На следующий день фотографии повешенного крупным планом появились на первых полосах иракских газет. Шея у него была сломана, труп болтался над лужей экскрементов. Его называли Змеем, Предателем, Шпионом, Сионистом, Евреем, а его миллионное имущество было присвоено Министерством обороны."
Некоторые историки называют это событие "величайшим потрясением еврейской общины [Ирака]"; казнь Адеса действительно стала глубоким потрясением для еврейской общины, поскольку он был не только ассимилированным евреем, но открытым противником сионизма. Это дело значительно уменьшило поддержку ассимиляции в иракском обществе и увеличило поддержку эмиграции как решения кризиса в иракской еврейской общине. Общее мнение еврейской общины заключалось в том, что если человек с такими хорошими связями и такой властью, как Шафик Адес, может быть ликвидирован государством, то другие евреи тем более никак не защищены. Национальный архив Израиля пишет, что после того, как Адес в сентябре 1948 года был повешен по ложным обвинениям, а также после других юридических репрессий, таких как запрет на поездки, "многие евреи были вынуждены тайно пересечь границу с Ираном, а оттуда бежать в Израиль". Уже к октябрю, неделю с небольшим спустя казни Адеса, все евреи были уволены со своих государственных должностей в правительстве Ирака, всего около 1500 человек.
Активы, конфискованные у египетской ветви семьи Адеса, оцениваются более чем в 1.4 миллиона египетских фунтов. Частная собственность семьи также была конфискована правительством Ирака. По состоянию на 2001 год в Каире продолжал работать детский магазин под названием Ades, находящийся в собственности правительства Ирака. Сегодня есть улицы в Рамле, Петах-Тикве и Герцлии, названные в честь Шафика Адеса.
Как и большинство государств Лиги Арабских Государств, Ирак запретил любую легальную эмиграцию своих евреев на том основании, что они могут переехать в Израиль и укрепить это государство. В то же время усиление правительственного притеснения евреев, подогреваемое антиизраильскими настроениями, а также публичные проявления антисемитизма, создали атмосферу страха и неуверенности.
Из-за преследований, иракская еврейская община становилась всё беднее и беднее. Еврейские предприятия были вынуждены закрыться из-за бойкотов и арестов еврейских бизнесменов. После того как евреям запретили работать на государственной службе, квалифицированные и ранее хорошо оплачиваемые еврейские служащие государственной службы оказались в нищете и были вынуждены стать уличными торговцами, чтобы избежать ареста за бродяжничество. Стоимость еврейских домов упала на 80%. Девятнадцатого февраля 1949 года Нури аль-Саид признал плохое обращение, жертвами которого стали иракские евреи в последние месяцы. Он предупредил, что, если Израиль не начнет себя прилично вести, могут произойти неприятные события, касающиеся иракских евреев.
Продолжение следует.
Стандартный вопрос: расскажите мне, пожалуйста, что из этого вы знали до прочтения текста, заранее благодарю.
Просьба: мне достаточно тяжело это аккуратно и складно писать, поэтому если вы замечаете неточности или ошибки (как исторические, так и орфографические) сообщайте мне, пожалуйста, я еще раз проверю и, если я ошиблась, я обязательно исправлю.