Историческое штрихами, часть первая

Nov 13, 2024 12:20

Не хотела я писать такого, но всю последнюю неделю я дискутировала на тему нашего конфликта и наблюдала за подобными дискуссиями издалека. Одна из основных проблем многих дискутирующих (с обеих сторон), почти категорическое отсутствие исторических знаний.

Я долго думала с чего начать, может, с погромов в Марокко, в стране, которая, по воспоминаниям многих выходцев из Марокко, как раз прекрасно относилась к евреям? Потом думала начать с погромов в Йемене, Ираке, Ливии и прочих странах арабского мира. Но вчера меня вдруг спросили: с чего вдруг арабы начали нападать на своих легальных соседей, у них же, вроде, не было никакого кровавого навета и никто их Христа не распинал. Это был момент, когда я, наконец, внезапно поняла, что начинать надо не с рассказов о многочисленных погромах в арабском мире (о которых я обязательно расскажу), но о краткой истории евреев в исламе. Я не эксперт по исламу, поэтому рассказывать буду настолько кратко, насколько могу, только очертить базовое. Ничего нового я не скажу, когда-то я прослушала дивную речь госпожи Бриджит Габриель (ливанская христианка, живущая сегодня в Америке) о краткой истории ислама в мире, и тогда поняла, что если рассказывать базу, то только так. Итак, давайте начнем с истоков ислама и проследим за его влиянием в мире до начала двадцатого века.

Каждая деталь, рассказанная дальше, проверяется за несколько минут быстрым поиском. Источников предоставлять не буду, так как перебираю (вспоминаю книги, статьи), перехожу с одной страницы на другую и так далее.

Когда, приблизительно в 610 году нашей эры, пророк Мухаммад получил предсказание от ангела Гавриила (Джибраила) о том, что он последний пророк на земле, он начал свою проповедническую деятельность в Мекке. Двенадцать лет он пытался привлечь последователей, которые помогали бы ему распространять его учение дальше, но у него ничего не получалось. Практически единственными, кого ему удалось привлечь на свою сторону, были его друзья и члены его семьи. И тогда он решил пойти в Медину, которая на тот момент была самым крупным еврейским центром жизни и торговли Аравийского полуострова (да-да, вы всё правильно прочитали, это не ошибка, на Аравийском полуострове был огромный центр еврейской жизни). Он решил, что если он сможет убедить евреев последовать за ним, то он сможет убедить и своих людей последовать за ним, и добиться, чтобы те относились к нему с уважением и почтением. Для того, чтобы новая религия пришлась по душе евреям, пророк Мухаммад пытался заимствовать многое из Ветхого завета, священного для евреев. Потому-то ислам и иудаизм схожи в очень многих вещах (халяль и кошер, несколько молитв в день, евреи постятся в Судный День, мусульмане -- в Рамадан, и многое другое). Именно из-за того, что пророк пытался поначалу брать многое из Ветхого завета для того, чтобы понравиться евреям, начало Корана заполнено похвалами народу книги, то есть евреям. Пророк направился в Медину, чтобы привлечь на свою сторону "народ книги", убеждал в том, что эти две религии очень похожи. Но евреи отказались принять новую религию и следовать за Мухаммадом как за последним пророком, и тогда Мухаммад рассердился на евреев, и когда у него набралось достаточное количество последователей, он начал убивать и изгонять евреев. Именно этот момент был переломным -- момент, когда ислам перестал быть духовным движением, которым был первые двенадцать-тринадцать лет своего существования, но превратился на деле в политическое течение, окутанное сверху религией.

Исламский календарь начинается с (года) хиджры -- именно так называется то самое переселение из Мекки в Медину.

Именно тогда, после того, что евреи отвергли Мухаммада, он объявил им священную войну и начал убивать и изгонять евреев. И христиане и евреи стали людьми второго сорта, они назывались зимми и должны были платить особый налог -- джизья -- который, на деле, являлся выкупом за сохранение жизни. Не все платили джизью, женщины, дети и инвалиды, были освобождены, но все, достигшие зрелости, мужчины, были обязаны его платить. Или джизья или смерть. Зимми были самыми что ни на есть людьми второго сорта. Им запрещалось иметь оружие, служить в армии, ездить на лошадях, занимать государственные должности, вступать в браки с мусульманами, владеть землей и собственностью вне своего гетто, жить в доме с более чем одним этажом, уходить по ночам из района проживания, они были обязаны носить одежду определенного цвета. Христианам запрещалось звонить в церковные колокола, евреям запрещалось трубить в шофар, и тем и другим запретили публичные молитвы, запрещено строительство новых церквей и синагог. Это было унизительное и бесправное существование. Вот выдержка из одного из источников

"Мусульманские правоведы не скрывали, что зимми были терпимы только потому, что польза от них перевешивала вред. Умудренные в строительстве, навигации, агрокультуре, медицине, науке и искусстве, и будучи субъектами налогообложения, способными в любое время выполнять принудительные работы, зимми обеспечивали исламских завоевателей средствами и ресурсами, усиливающими их мощь и дающими возможность продолжения джихада. "

Итак, у христиан и евреев было два выбора: перейти в ислам или платить джизью и жить унизительной жизнью зимми. Как платили джизью? Раз в месяц все обязанные собирались в центре города, еврей должен был стать на колени, протянуть плату мулле, который принимал эту плату -- гарантию сохранности жизни заплатившего. И во многих районах христианам и евреям выдавались особые цепочки, которые они должны были постоянно носить на шее, как квитанцию, свидетельствующую о том, что джизья уплачена.

Евреи в мусульманском мире считались наджесом: наджесом считался мусор, собаки, грязь. Из-за того, что евреи считались грязными, если еврей и мусульманин шли по одной улице, мусульманин должен был идти через дорогу от еврея, чтобы случайно не заразиться его грязью.

Чем больше распространялся ислам, тем больше людей становились людьми второго сорта -- зимми. Во многих местах евреям и христианам выдавали специальную одежду, которая сразу говорила о том, кто стоит перед тобой. Та самая желтая шестиконечная звезда, которая должна была отличать еврея от другого зимми, которую, как многие полагают, придумали нацисты, на самом деле была введена в девятом веке халифом Аль-Мутаваккилем Алаллахом. Он был особенно свиреп к иноверцам и требовал носить отличительные знаки, чтобы отличать издалека. Введена была не сама звезда, введено было требование к иноверцам носить зуннар: желтые пояса и желтые нашивки на одежде. Наказанием за отсутствие таких отличительных знаков (отличительного пояса) были порки, публичные унижения и заключение в тюрьму.

Ислам продолжал расти. В середине седьмого века был завоеван Иерусалим, который оставался мусульманским, вплоть до первого Крестового похода в одиннадцатом веке, в котором христиане отвоевали Иерусалим себе. Во время мусульманского правления в Иерусалиме, христианским священникам запрещалось звонить в колокола. Именно из-за унизительного положения христиан в Иерусалиме Папа Блаженный Урбан второй начал призывать к крестовому походу и первый крестовый поход 1096 года был организован именно его решением. Он призывал христиан пойти освобождать иерусалимских христиан, которые страдали под мусульманской властью. Одной из важных целей крестоносцев было освобождение Иерусалима и святой земли от мусульман. Христиане удерживали Иерусалим чуть менее ста лет. Они ретировались под натиском армии Салаха ад-Дина ибн Айюба. Иерусалим оставался под мусульманским контролем (включая времена мандата) вплоть до шестидневной войны 1967 года, когда Израиль, впервые за почти восемьсот лет, отвоевал Иерусалим у мусульман.

В течение трехсот лет крестоносцы воевали с мусульманами, терпя поражение раз за разом; они исчезли в начале четырнадцатого века, так и не сумев победить ислам. Исламский мир продолжал расширяться, мусульмане завоевали части Европы, Китая (середина восьмого века, Аббасидский халифат одержал победу над династией Танг, Трансоксания, или Мавераннахр, оставалась под контролем мусульман следующие четыреста лет), и Индии. До сегодняшнего дня на многих картах мусульманского мира отсутствует Испания, которую по сию пору они называют Андалусией, памятуя о своем над ней господстве. Чем больше они захватывали стран, тем больше появлялось людей второго сорта, платящих джизью. Именно так -- постепенно, но верно -- росла империя ислама, на тот момент называющаяся уже Османской. К середине шестнадцатого века Османская империя стала самой большой из когда-либо каких-либо существовавших империй, включая самый большой рассвет Римской империи. Одним из самых лакомых, но пока не завоеванных Османской империей кусков, была Вена. Завоевание Вены было очень важно как стратегически, так и экономически, контроль над Веной давал контроль над Дунаем и над наземными торговыми путями в Германию и на Ближний восток. Эта битва длилась не день и не два, осада Вены продолжалась почти два месяца, но двенадцатого сентября (9/12) 1683 года Османская империя была отброшена. Не сосчитать сколько раз я прочитала о том, что атака 9/11 была не случайно выбранным днем, но реваншем за поражение под Веной. Я не уверена, что готова верить в конспирологию, особенно учитывая то, что большинство источников говорят, что битва произошла не одиннадцатого, а двенадцатого сентября. Некоторые историки считают битву под Веной переломным моментом в трехсотлетней войне (длящейся с шестнадцатого по восемнадцатый век) между Османской империей и Габсбургами. В последующие шестнадцать лет после битвы под Веной, австрийским Габсбургам постепенно удалось отбить у Османской империи часть Венгрии и Трансильванию. Это поражение также было поворотным моментом в экспансии Европы Османской империей, после этой битвы захват Европы Османской империей полностью прекратился. Начиная с этого момента и вплоть до 1922 года, когда Османская империя официально перестала существовать, Османская империя уходила всё дальше от Европы. Османская империя официально пала после Турецкой войны за независимость, возглавляемой Мустафой Ататюрком, просуществовав почти семь веков.

Важность Ататюрка невозможно переоценить. Он был светским человеком и считал, что государство и религия должны существовать раздельно. Он упразднил (де-юро) халифат (уже не существовавшей де-факто), ввел светское обучение, упразднил Маджаллу (кодификация норм мусульманского права) и ввел Гражданский кодекс, который был практически переписан с самого прогрессивного тогда швейцарского кодекса, наделил женщин избирательным правом и правом на высшее образование, дал женщинам право работать и самим выбирать себе мужа, запретил ношение хиджабов, запретил мужчинам традиционные бороды, ввёл новый алфавит, отделил религию от государства и многое-многое другое. Но при этом от евреев требовали отказаться от своего языка (ладино) и перейти на турецкий, призывали стать турками (тем самым, строго говоря, нарушая Лозаннский договор, который гарантировал религиозным меньшинствам право на свои учебные заведения и на использование своего языка). На деле автономия еврейской общины в Турции была ликвидирована, отменены уроки еврейской истории, отменены уроки иврита, который позволялось учить на минимальном уровне только для молитв, членам общины запрещалось поддерживать связи с другими еврейскими общинами в мире, евреев перестали брать на государственную службу, а существующих госслужащих евреев уволили. Если вы не знаете кто такой Ататюрк, я очень советую почитать о нем.

Падение халифата для многих мусульман явилось грандиозной трагедией. Идеи Панисламизма никуда не делись и уже в 1928 году была создана новая организация "братья-мусульмане". Организация была создана суннитами в Египте. Основной и главной целью (к которой следует стремиться всем) этой организации были возврат шариата и создание нового халифата, падение которого было величайшей трагедией. Я предоставлю вам почитать об этом движении, скажу только, что практически все современные исламистские террористические организации уходят корнями к братьям-мусульманам.

Простите, что рассказываю очень и очень коротко, даже не мазками, но просто штрихами, вся эта предыстория необходима для понимания сознания. В следующей части я (по крайней мере, я сейчас так думаю) расскажу о жизни евреев в мусульманском мире.

историческое штрихами, война

Previous post Next post
Up