События начала XIII века в истории эрзи и мокши.
Автор Мадуров Д.Ф., старший научный сотрудник отдела истории ЧГИГН.
В уважаемой и любимой мною газете «Эрзянь Мастор» № 14 (310) от 7 августа с удивлением прочитал статью Мацьказ Лёфайа «Как делаются чудеса». Она и побудила меня передать в газету данную статью. Понимаю, что газета не место для научных публикаций, поэтому постараюсь кратко, популярно, но все же доказательно изложить свое видение истории мокши и эрзи в начале XIII века. Например, я не согласен с тезисом о том, что Пуреш являлся князем. В текстах он предстает лишь как воевода русского князя. В районе Нижнего Новгорода действительно в русских летописях описывается ряд русско-мордовских битв, но не видя археологического материала, более конкретно трудно что-либо сказать об этом месте.
Кроме того, хотелось бы пожелать Мацьказ Лёфайу впредь внимательно читать труды исследователей, прежде чем пытаться предать их анафеме.
Начнем с того, что цитата из Лаврентьевской летописи, о том, что: «чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти народы говорят на своих языках, они - от колена Иафета» не свидетельствует о том, что они платили дань Руси, как многие пытались преподнести этот текст (ПСРЛ, Т.1, 1926, с.10-11). При этом, по сведениям арабских источников, мордовские народы с самого начала образования государства Серебряная Булгария входили в его состав.
Существовала ли Пургасова Русь, странное политическое образование, впервые упомянутое в редакции Лаврентьевской летописи XV века? На этот вопрос как нельзя лучше отвечают более ранние исторические сведения. Русью называлась только территория Киевской Руси, которой вплоть до 1151 года платила дань (погородье) Земля Залеская. В Землю же Залесскую входили и Владимир Залесский и Переславль Залесский и Ростиславль Залесский и Москва (Насонов,2006,с.154).
Как известно из источников, Пургас сам воевал с русскими за свои бывшие вотчины, нижегородские земли, а потому назвать его княжество Русью, корректно лишь в том смысле, что часть его земель была захвачена русскими и не более того. Ведь, по мордовским народным преданиям, на месте Нижнего Новгорода находился их город под названием Абрамов (Храмовицкий,1857,с.6). Вот та часть Лаврентьевской Летописи, где впервые упоминается «Русь Пургасова»: «В лето 1228 месяца апреля. Придоша Мордва с Пургасом к Новугороду и отбишася Новгородци и зажегше манастырь стое Богородицы и церковь иже вне града того же дни и отъехавша прочь поимав свое избиенныя большия. Того лета Победи Пургаса Пурешев снъ с Половцы и изби Мордву всю и Русь Пургасову а Пургас едва вмале оутече» (ПСРЛ,Т.1,1927,изд.2,с.451).
Зная историю этих районов, мы не вправе доверять данной редакции Лаврентьевской летописи (XV век), упоминающую мифическую «Русь Пургасову». Должны учесть, что когда русско-половецкие отряды опустошали мордовские земли к инязору Пургасу явился булгарский правитель (балтавар), который узнав о неспокойной обстановке в его землях, удалился (ПСРЛ,Т.1,1927,изд.2,с.451).
Последующие события лишь подтверждают этот тезис. По сведению Рашид-ад-Дина: «…а после того, в такику-ил, в год курицы, соответствующий 634 г. х. (4 сентября 1236-23 августа 1237 г. н. э.), сыновья Джучи - Бату, Орда и Берке, сын Угедей-каана - Кадан, внук Чагатая - Бури и сын Чингиз-хана - Кулкан занялись войною с мокшей, буртасами и арджанами (эрзя) и в короткое время завладели ими. Осенью упомянутого года, находившиеся там царевичи сообща устроили курилтай, и, по общему соглашению, пошли войной на русских» (2002,с.37-38).
В процессе захвата земель эрзи и мокши был уничтожен один из крупных городов, память о котором сохранилась во многих арабских и персидских источниках. Шараф ад-Дин Али Йезди сообщает: «Бату, сын Джучи, которого Угедай-каан, с сыном своим Гуюком, с Менгу, сыном Тулии, с Булганом, Бури и Байдаром, сыновьями нападая и с большим войском отправил в область, находившуюся под властью его отца. Всей этой областью до (земли) асов, русских, черкесов, до Крыма, Азака и Булгара они овладели через некоторое время, после многих битв. К городу М.к.с (город Мокша), куда вследствие множества леса (даже) ветру трудно было пробраться, царевичи, срубив со всех сторон деревья, проложили дорогу такой ширины, что на ней могли двигаться 4 встречные телеги. Они осадили город, и после взятия (его) отдали приказание об общем избиении и сказали, чтобы у убитых отрезали правое ухо и представляли его. Было насчитано 270000 (ушей)» (Тизенгаузен,1884,с.178). Некоторые исследователи полагали, что этим городом могла быть Москва, но данные археологии и исторические источники показывают, что Москва в то время не была столь внушительной, как город Мокша (Наровчатское городище).
В «летописи» Мерлушкина обстоятельства, связанные с возникновением города Арзамаса, описаны следующим образом: «Царь Иван IV, идя воинством своим на Казань в 1552 г., и имея вожатым мордвина Ичалку, достиг лесистого жилища потомков Теша» (персонажа одной из мордовских легенд о событиях XIII в., связанных с вторжением Батыя)» (Гордеев,Павленко,2004,с.54). Эрзя, жившая в районе города Арзамаса (Эрзя мас), в своих преданиях помнит о битвах с Бату, а это означает, что мордовские народы сохранили свою территориальную целостность вплоть до самого вторжения татар.
После покорения монголами государства Серебряная Булгария / Великая Булгария (называемая сегодня Волжская Болгария), войско Бату перезимовало в 1236-37 году в городе Онуза, предполагаемое II Неклюдовское городище.
В этот период подавляется сопротивление восточных княжеств Серебряной Булгарии, в частности Буртасского и эрзяно-мокшанское княжество Пургаса. В это время, активно сопротивлявшиеся монголам буртасы, полностью исчезают с исторической арены. Сегодня от этого народа остались лишь названия деревень Буртасы, реки Буртас, имен Партас или Партасов. Ранее же этот народ упоминался еще в районе Мугоджарских гор в Казахстане и на месте волока от Волги к Дону, где они были поселены хазарами. На Средней Волге буртасы проживали примерно с IX века (Бартольд,1973,с.110). Хаджи Халфа различают два рода буртас, одно обитает к северу от хазарской земли, другое кочует вместе с турками (узами). Сегодня можно сколько угодно закрывать глаза на исторические и археологические источники, утверждая, что этого народа никогда и не было, но очевидцы тех далеких времен единодушно утверждали об их существовании и описывали их обычаи, историю и одежду.
Затем, монголо-татарское войско: «…по второй перешод реку Волгу, а Дону реки не дошадь, промеж рек Хопра и Суры, чрез реки Лесной и Польной Воронежи, на Ряские и на Рязанские и на Щацкие места, которою Сакмою и Батый в войну на Русь шол» (Известия ТУАК.1982.Вып.33.с.49) См. также (Белорыбкин,2001,с.181). Русские встретили татар, как и положено, на своей границе с Серебряной Булгарией, в верховьях реки Воронеж (Комаров,2006,с.18).
Мордовским народам, можно сказать, повезло, они пережили тотальный геноцид. Но это им дорогого стоило. Часть оставшегося в живых или не успевшего разбежаться мужского населения была погнана на покорение Европы, до заранее оговоренных с папой римским пределов (Егоров,1985).
Матфей Парижский доносит до нас следующие сведения: «Из рассказа пленных татар: «Услышать точные сведения о них мы не можем, ибо впереди них идут некие племена, именуемые морданами, и они уничтожают всех людей без разбору; и ни один из них не осмеливается надеть обувь на ноги свои, пока не убьет человека; и, я полагаю, ими были убиты проповедники и братья-минориты и прочие послы, которых отправил для разведывания король Венгрии. Без колебания они разорили все земли и разрушили все, что ни попадалось, до самой упомянутой реки (Дейнфир)» (1979,с.155).
По народному преданию, информаторы Матрена Степановна Крюкова (в девичестве Сивишкина, 1890 г. р.) и Андрей Михайлович Чудайкин, 1915 г.р. деревня Селиксен: «Сам Пуреш с сыном Атямасом обязан был во главе мордовских воинов идти в авангарде войска монголов на запад, ценой жизни своей и сына спасая собственный народ. Захватив Польшу, Субедей заставлял Пуреша двигаться дальше и в Германию. Но Пуреш отказался, ссылаясь на большие людские потери. Тогда Субедей пошел на хитрость: велел отвести мокша войска в тыл на отдых и сдать оружие вставшим на их место. Воинам Пуреша обещал на отдыхе дать новое оружие и пополнение, идущее обозами из тыла.
После сдачи оружия мокшанскими воинами ночью монголы перебили безоружных, и в первую очередь были убиты оцязор Пуреш и его сын Атямас. Некоторые еще не спали и сумели убежать из этой бойни. Добравшись до родных мест, они поведали Нарчатке о коварстве Субедея».
Нарчатка, оставленная за царя править страной в его отсутствие, узнав о случившемся, решила отомстить монголам. Из оставшихся в живых воинов и необученной военному делу молодежи собрала отряд и напала на обоз с оружием, шедший к Субедею. Раздала захваченное оружие всем желающим сражаться с оккупантами. В отряде Нарчатки были не только мокшане и эрзяне, но и славяне, оставшиеся половцы, и булгары, и другие народы.
Обоз с оружием был захвачен где-то у реки Вядь, откуда Нарчатка начала свое мстительное победное шествие по тылам монголов. Вместо обоза с оружием Субедей получил известие о разгроме своих тылов.
Разгневанному завоевателю пришлось оставить мечту о походе на Германию и срочно повернуть войско на разгром восставших мокшан и эрзян.
Первый бой между войсками Нарчатки и Субедея, по легенде, состоялся возле поселения на месте нынешнего города Городище. Плохо обученное войско Нарчатки не могло долго сопротивляться многоопытному монгольскому - пришлось отступить в крепость Серия. Здесь и состоялся решительный бой. Нарчатка хотела дождаться помощи, идущей из ближайших поселений.
Субедей, как опытный военный, догадался о замыслах Нарчатки и почти без подготовки начал штурм крепости Серня (Золоторевское городище). Потери были огромны с обеих сторон. Когда число защитников крепости уменьшилось втрое и не оставалось никакой надежды на благополучный исход, Нарчатка решила ночью прорваться через кольцо противника. С большими потерями сделать это все-таки удалось. Пробираясь по лесам правого берега, отступавшие были в большей безопасности, чем на открытой местности левого берега реки Суры. Конечной целью их маршрута стали Пещеры возле поселения, располагавшегося на месте нынешнего Наровчата, где имелись запасы продовольствия и куда могли подойти людские резервы. Но монголы все же настигли гордую царицу с остатками ее войска, и она героически погибла в неравной схватке с захватчиками.
Нарчатку некоторые называют-булгаркой, некоторые - буртаской, а кто-то даже славянкой и половчанкой. Но она могла быть только мокшанкой. Во-первых, она являлась дочерью мокшанского царя Пуреша; во-вторых, военные действия происходили на мокшанской земле, в третьих, у других народов женщина могла руководить государством, но не могла быть предводителем войска.
«По одной из легенд, бой в крепости Серня состоялся через 5 лет после прихода монгол. Выходит, в 1242, а не в 1237 году и происходил между монгольским войском во главе с Субедеем и мордовским, возглавляемым царицей - оцязором Нарчаткой, дочерью мокшанского оцязора Пуреша…» (Н.Крюков, газета «Наша Пенза «, № 30 (1004), 2008 г.); (Серня город ювелиров «Эрзянь Мастор», №18 (290), 2008 г.).
По мнению доктора исторических наук Геннадия Белорыбкина, сражение с татарами на Золоторевском городище состоялось в октябре-ноябре месяце. Археологический культурный слой этого поселения составляет около 55 см» (Белорыбкин,2001,с.4).
Народное предание интересно тем, что согласуется с письменными источниками, и, кроме того, объясняет тот странный факт, что все найденное на Золотаревском городище оружие защитников оказалось аскизского типа, то есть хакасским. До сих пор отдельные исследователи на основании того, что на Золотаревском городище найдено по преимуществу хакасское оружие, которым защитники крепости явно оборонялись от татар, полагали, что в этих пределах могло располагаться хакасское войско, входившее в состав Серебряной Булгарии. Однако замечательная эрзянская легенда расставила все на свои места.
Восстание против захватчиков вспыхнуло во всем государстве серебряных булгар и было подавлено после возвращения монголо-татарских войск из Европы в 1241-42 году. Возле Биляра, столицы этого государства, археологами были найдены две мощные крепости, возведенные за период восстания. По данным археологов, на территории этих крепостей не успел сформироваться культурный слой, как они были уничтожены. Восстание распространилось и на мордовские пределы Серебряной Болгарии: «в 1239 г. Мордовские племена, завоеванные два год назад, восстали, и большое ордынское войско, возглавленное сразу четырьмя ханами-чингисидами, двинулось из половецких степей на северо-восток. Лаврентьевская летопись сообщает под этим годом, что «на зиму ... взяша Мордовьскую землю и Муром пожгоща, и по Клязьме воеваша, и град ... Гороховець пожгоша, а сами идоша в станы своя». Тверской летописец добавляет, что ордынцы во время этого похода взяли «Городец Радилов на Волзе». Тогда же «приходиша ... в Рязань и поплениша ю всю» (Каргалов, 1980).
Литература:
1. Бартольд В.В. Работы по источниковедению. - М.: Наука, 1973. Т.VIII.
2. Белорыбкин Г.Н. Золоторевское поселение. - Спб. - Пенза: Издательство ПГПУ, 2001.
3. Джованни дель Плано Карпини, История Монгалов / Гильом ле Рубрук, Путешествие в восточные страны / Книга Марко Поло. М.: «Мысль», 1997.
4. Гордеев В.И., Павленко Ю.А. Малый город Поволжья в позднем средневековье. Материалы и исследования по археологии Поволжья. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2004.
5. Каргалов В.В. Конец Ордынского ига. М.: Наука, 1980.
6. Комаров К.И. Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь (1237-1238 гг.) с. 16 - 39 // Археология Верхнего Поволжья (к 80 - летию К.И. Комарова). - М.: ИА РАН, 2006.
7. Матфей Парижский. Английские средневековые источники IX-XIII вв. - М.: «Наука», 1979.
8. Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. Историко-географическое исследование. Монголы и Русь. История татарской политики на Руси. - СПб.: Наука, 2006. Изд.2.
9. ПСРЛ, Лаврентьевская летопись. - Ленинград: Издательство АН, 1926. Т.1.
10. ПСРЛ, Лаврентьевская летопись. Вып.2: Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку. - Ленинград, Издательство АН, 1927. Т.1. Изд.2.
11. Рашид-ад-Дин. Сборник Летописей, М.-Л. Издательство Академии наук СССР, 1952, Научно издательский центр «Ладомир» 2002, - Москва. Т.I.
12. Тизенгаузен В.С. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, Извлечения из сочинений арабских. Издано на иждивении графа С.Г. Строганова. - СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1884. Т.1.
13. Храмовицкий Н.И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Ч.1. - Н. Новгород. 1857.
Источник газета "Эрзянь Мастор"
http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=2859&nom11=312