Расселение коми.
РАССЕЛЕНИЕ КОМИ ПО ВЕРХНЕЙ ВЫЧЕГДЕ
Бассейн Вычегды выше устья Сысолы длительное время не имел оседлого населения. Район этот служил охотничьим угодьем для печорских манси, которые неоднократно вплоть до XVI в. совершали набеги на крестьянское население нижней Вычегды. Четвертый епископ пермский Питирим был убит во время одного такого вогульского набега в 1465 г. (Историко-филологический сборник, в. 4; Вычегодско-вымская летопись, стр. 261-262.) Лишь после окончательного присоединения вогульских земель к Московскому княжеству установилось спокойствие на верхней Вычегде и возникла возможность ее заселения.
Однако первые коми поселения в бассейне верхней Вычегды возникли еще в XV в. Но не на берегах Вычегды, а в стороне - на ее притоке Вишере. Жалованная грамота 1485 г. упоминает «висерцов», не указывая, какие именно деревни там были. Но это уточняется писцовой книгой 1585 г., в которой записаны погост Вишер (9 крестьянских дворов) и деревня Большой Луг (3 двоpa) (Научный архив Коми филиала АН СССР, ф. 1, оп. 11, д. 30.). Почему именно на Вишере появились первые поселения коми? Одной из причин и на этот раз была христианизация. Далеко не все жители Перми Вычегодской легко приняли новую религию. Многие отказывались креститься и бежали в глухие леса.
Кроме того, христианизация сопровождалась усилением феодального гнета, который тоже вызывал недовольство и, как следствие, бегство. Выбор вишерских берегов для поселения тоже был не случаен. В стороне от основного речного пути жить было спокойнее и безопаснее.
Первопоселенцами Вишеры были беглецы с Выми. Это подтверждается той же грамотой 1485 г., в которой подчеркивается, что «Вишера, то Вымское-же земли место» (Историко-филологический сборник, в. 4, стр. 244.), и изучением фамильного состава.
Так, в 1608 г. на Вишере жил крестьянин Куземка Полев. На Выми эта фамилия в XVII в. встречалась, например, в Турье. А на нижней Вычегде (с. Гам) она есть и сейчас. Перебраться с Выми на Вишеру было не трудно, так как их притоки очень близки. Поэтому-то все древнейшие вишерские фамилии происходят с Выми. Например, в 1678 г. писцовая книга указывает на переселившегося с Выми из Серегова на Вишеру Андрея Гичева, а оттуда уже его потомки перебрались в Керчемью. Такой же путь прошли Тимушевы, Катаевы, Габовы (они встречались в Весляне, Конях, Турье и Княжпогосте), Опарины (в 1678 г. дети Алешки Опарина после смерти отца «сошли кормиться на Вычегду») (ЦГА Коми АССР, ф. 286, оп. 4, д. 5), Подоровы, Бабины и т. д.
Вишера долгое время входила в состав Вымской земли. Писцовая книга 1608 г. отмечала «Вымские же земли погост Вишера». Затем была создана отдельная Вишерская волость, которая отделилась от административного подчинения Выми в 1643 г. (Л. Н. Жеребцов. Л. П. Лашук. Старая Вишера. Историко-филологический сборник. Сыктывкар, в. 4.) Анализ вишерских фамилий показывает, что в массе тамошние жители довольно устойчиво сидели на месте. Если писцовая книга 1646 г. дает очень мало фамилий (можно отметить в д. Большелуге Меньшика (Меншиков) и Мишарина, то в XVIII в., по данным переписи 1720 г., в погосте Вишере с деревнями жили Микушев, Мишарин, Игушев, Габов, Ивашов, Нечаев, Патоков, Михайлов, Коюшев, Сидоров, Синпелев, Меншиков, Макаров (Научный архив Коми филиала АН СССР, ф. 1, оп. 11, д. 36.) . Не все они, конечно, были с Выми. Так, Жижевы, Шешуковы, несомненно, из-под Усть-Сысольска. Оттуда же будто бы и Синпелевы.
При неполноте имеющихся сведений иногда трудно сказать, откуда пришла та или иная фамилия. Например Мишарины и Микушевы есть и на Вишере, и на верхней Вычегде. Поэтому пока трудно ответить, попали ли они с Вишеры на Вычету или наоборот, но все же вернее первое.
Со II половины XVII в. начинают возникать новые деревни и на берегах Вычегды. Выше Усть-Сысольского погоста первые поселения появляются в последней четверти XVI в. В писцовой книге 1585 г. упоминаются починки Маджа и Пезмог. В 1608 г. перепись отметила д. Кортовскую и починок Кия. Они состояли тогда соответственно из 4 и 1 дворов, а первые два - из 6 и 3 дворов крестьян. Корткерос занимал более удобное положение и потому стал расти быстрее, в 1678 г. он стал погостом. В 1720 г. в Мадже жили Нестеров (1646 г.), Коюшев, Елфимов и Кирюшев (Кирушев), в Пезмоге - Изъюров, Кутьин (Кутькин), Коюшев, Кинев (Кынев). Киселев и Турнев (Турьев), в Корткеросе - Казаков, Изъюров, Шестаков, Вишератин.
Откуда они были? Кирюшевы, например, из Визинги, Изъюровы - Из Зеленца, Кутьины и Киневы из Межадора или Кибры, Коюшевы и Вишератины - с Вишеры и т. д. (И. Жилина, Г. Г. Бараксанов. Указ, соч., стр. 12.)
В 1646 г. перепись отметала на верхней Вычегде новые поселения: Сторожево, Шойнатскую, Усть-Кулом, Керчому, Усть-Нем, Кужбу, Небдино. В том году там жили Русинов, Мишарин и Киприянов (Усть-Кулом), Белышев, Гилев, Мамонка (Усть-Нем), Кузнец (Кузнецов) (Кужба), Качалов, Лодыгин, Старцев, Коханов (Носим) (Вологодский областной архив, ф. 883, оп. 1, д. 22.). Несколько позднее появились там Кипрушевы, Казаковы, Погуляевы, Булышевы, Ширяевы и некоторые другие. Все эти населенные пункты были основаны вблизи устьев крупных притоков и не в глубине лесов, а на главном водном пути. B упомянутом году все они входили в подчинение Вишерского погоста, но уже в 1678 г. одновременно с Корткеросом Усть-Кулом и Усть-Нем становятся самостоятельными погостами. Вокруг них возникают деревни и починки Деревянный кряж, Ручь, Мылва, Пожег, Помоздин, Аныб и несколько других. А жили в них Игнатовы, Кармановы, Уляшевы, Мартюшевы.
Ряд новых поселений возник на верхней Вычегде в конце XVII - начале XVIII в. В этот период Вычегда и ее притоки заселялись довольно быстро. В переписи 1720 г., проведенной по указу Петра I, записаны десятки новых населенных пунктов. На Локчиме появились 3 маленьких починка: Позтыкерос, Мордин, Бояркерос. Они состояли всего из 1-2 крестьянских дворов. Первыми поселенцами в них были Изъюров в Позтыкеросе, видимо, из Пезмога или Корткероса, в Бояркеросе Забоев, который скорее всего был из-под Усть-Сысольска (д. Кочпон) и Вавилин из Шошки, в Мордино Шевелев и Шаманов, Эти фамилии на территории коми в других местах нигде не встречались. Можно полагать, что первый Шевелев мог быть беглым крестьянином с Виляди, где эта фамилия в XVII в.была довольно широко распространена (Л. Н. Жеребцов. Занятия крестьян локчимских селений, в конце XIX - начале XX вв. Историко-филологический сборник, Сыктывкар, 1963, в. 8.).
Позднее на Локчиме появляются Оверины и Гилевы из Пажги, Полумосквины из Межадора, Ситкаревы и Тимины из Вотчи, Коданевы из Слободы, Стахиевы из Небдина и многие другие (Т. И. Жилина, Г. Г. Бараксанов. Указ, соч., стр. 12.).
На Вишере появились к 1720 году поч. Ивановская и д. Нившера, где поселились Ларуковы, Подоровы. На самой Вычегде пог. Подъельский, дд. Дожская, Важкурья, Макар-Kepоc и починок Новик. В 1720 г. в погосте Небдин с д. Сторожевской жили Попов, Макаров, Пономарев, Панюков, Федосеев, Спирин, Плешев, а в погосте Подъельском с деревнями Макар-Керос и Аныб Попов, Ширяев, Даньшиков, Исаков, Каракчиев, Канев, Шелепанов, переселился из Зеленца Козлов, Пономарев, Соколов, Ветошкин, Киршин, Королев, Пименов (в 1678 г.), Казаринов, Моторин. В Важкурье жили Мишарин, Удоратин, Остапов, Гудеров (Гудырев) и Ванюков, а в Додзи - Потапов, куда он перебрался из Маджи.
Вокруг Усть-Кулома возникли дд. Дон, Жежин. В 1720 г. в них обитали Кипрушев, Попвасев, Нестеров, Липин, Мишарин, Нехорошев, Тимушев, Лодыгин, Логинов, Седротев, Попов, Морозов, Русанов, Ногиев, Напалков, Русак, Чаланов, Чикилев, Зезегов, Кочанов, Холопов и Кузнецов.
Возле Пожега возникли починки Великополье, Кырныша, Скородум, около Помоздина - починок Вольдин. Жителями в них были Мартюшев, Шахов, Леканов, Мингалев, Третьяков, Шабушов (Пожег?), Пашнин (Beликополье), Чисталев, Курочкин (Кырныша), Паршуков (Скородум), Игнатов, Карманов (Помоздин) и Уляшев (Вольдин). Несколько позднее там появился Шомесов.
В XVIII в. на верхней Вычегде добавились новые населенные пункты. Так, на Вишере появились дд. Спасвомын, Русаковская, Троицкая, на Локчиме - Коншинская, Даньская, Лопыдино, Чет-Дин, на Кельтме - Большая и Малая Вочевские.
Все остальные населенные пункты на верхней Вычегде, существующие в настоящее время, появились уже в XIX в. Были освоены верховья Вычегды, где появились дд. Бедьельская, Кузьмыльская, Югыдтыдор и т. д. Произошло заселение притоков Вычегды. На Кельтме, например, появились дд. Габово, Дзель, Канава. Во всех этих деревнях довольно пестрый фамильный состав. В Канаве имеются устьнемские Булышевы и Погуляевы, пожегские Мартюшевы, вомынские Исаковы, маджские Нестеровы. А в Габово и Дзель первыми обосновались носимские Логиновы и Лодыгины (Л. Н. Жеребцов, Л. П. Лашук. Этнографический уклад населения верхней Вычегды. Историко-филологический сборник, Сыктывкар, 1960, в. 5.).
В начале XX в. появились деревеньки на Тимшере и других более мелких притоках.
Население верхней Вычегды было очень смешанным. Люди сюда шли из разных мест Коми края. В 1678 г. в дд. Деревянный кряж и Ручь из 13 взрослых мужчин 4 были выходцами из Усть-Сысольска, 2 - из Шошки, 1 - из Парчега, 1 - Из Иба, по 2-с Лузы и Удары и один - с Вишеры. Поэтому-то и диалект верхневычегодцев отличается наличием в нем признаков, характерных для всех прочих диалектов языка коми.
Древними фамилиями на Локчиме наряду с упомянутыми выше можно считать Осетровых, Бутиковых, Елфимовых, Злобиных, Тарабукиных, Карповых и т. д. Несомненно, что большинство из них являются переселенцами из других верхневычегодских сел и деревень. Так, например, Подоровы, очевидно, пришли с Вишеры. Оттуда же попали в Керчомью Гичевы, Катаевы, Тимушевы, в Мыелдино и Усть-Нем - Бабины, Опарины и Габовы, в Помоздино - Мингалевы и Мартюшевы, в Усть-Кулом - Мишарины. Не исключено, конечно, и прямое переселение носителей тех или иных фамилий с Выми и Удары на верхнюю Вычегду. Именно так пришли с Вашки и Мезени Удоратины в Важкурью и Мозымовы в Деревянск.
Но особенно большое родство имеют верхневычегодские фамилии с сысольскими, как это читатель сам мог проследить, сравнив с разделом «Заселение Сысолы». Для примера можно указать, что керчомские Першины, вочевские Касевы и помоздинские Кармановы вышли из Визинги, мыелдинские Ермолины из Кибры и т. д. Сысольскими являются и такие фамилии, как, Безносиков, Кузнецов, Лодыгин, Холопов, Липин, Демин, Шахов и ряд других.
Переселение с нижней Вычегды было несколько меньше. Выходцами из Зеленца являются керчомские Ладановы и Изъюровы в Позтыкеросе. Из-под Усть-Сысольска и, в частности, из Тентюкова и Часова вышли Есевы, Молодцовы, Лемесовы и Шешуковы.
В составе верхневычегодского смешанного населения кроме коми устанавливается наличие значительного русского компонента. Очень настойчиво на это указывают местные народные предания в Керчомье, Вочи, Великополье и других селениях. Но если достоверность преданий все же сомнительна, то ряд документов, в частности переписная книга 1720 г., дают бесспорные свидетельства этого. Так, среди усть-куломских крестьян перечислены Седрочь, Русак, Русанов. Несомненно, что все трое были русскими.
Очень интересна история фамилии Тюрниных. Нынешние ее носители все коми по национальности. Но в XVII в. (можно сказать и точнее в 1671 г.) московский священник Федор Тюрнин со своими 4 сыновьями обратился с прошением к русскому царю Алексею Михайловичу пожаловать им пустые (незаселенные) земли на верхней Вычегде для основания нового монастыря. Царь разрешил и, несмотря на сопротивление местных крестьян, монастырь был основан. Долгое время он был очень маленьким, хилым, с малым числом монахов. В 1678 г. упоминается «пустынька что был Спасский монастырь» (1 двор). Он был расположен далеко в стороне, в глухой местности и потому рос медленно. А Тюрнины прижились и во все последующие века служили в Коми крае священниками. Живя среди коми населения, вступая в браки с местными жительницами, они восприняли их язык и культуру и сами стали коми.
Чистые коми теперешние жители Великополья Пашнины. Однако эта фамилия в других районах расселения коми не распространена. Впервые она появилась на верхней Вычегде вместе с основателем Великополья Степаном Осиповичем Пашниным в начале XVIII в. В переписной книге 1720 г. записано, что в починке живут сам С. О. Пашнин с братом, детьми, племянниками, внучатами и зятем. К сожалению, там не указано, откуда они появились и какой они национальности. По преданию, С.О. Пашнин был беглым русским крестьянином. Это вполне возможно, так как фамилия по звучанию чисто русская.
Русские беглецы из Тотьмы и Каргополя жили среди первопоселенцев с. Усть-Нем. Но поскольку на верхней Вычегде русские крестьяне не создали своих отдельных поселений, а расселились посреди массы коми, то они довольно быстро растворились в ней, восприняв коми язык и культуру.
Установились определенные связи у верхневычегодцев и с соседними коми-пермяками, главным образом в районе дд. Габово, Дзель, Канава с одной стороны и Лупья, Тимшер с другой. В Дзели появилась пермяцкая фамилия Мизевы и, наоборот, несколько коми семей из с. Вочь переселились в Тимшер. А выходец из д. Дзелъ Г. Логинов в начале XX в. даже основал новый починок Оська всего в трех км. от пермяцкой д. Лупья уже на коми-пермяцкой территории.
ЗАСЕЛЕНИЕ ПЕЧОРСКОГО КРАЯ
Освоение бассейна Печоры коми и русскими происходило в основном в XVIII-XIX вв. В XVII в. на нижней Печоре были только три населенных пункта: г. Пустозерск, возникший в начале XVI в., Устьцилемская слободка, основанная новгородцем Ивашкой Ласткой в 1544-1645 гг. (сохранились жалованные грамоты Ивана IV Грозного от 1545-1546 гг., данные им Ивашке Ластке с правом «копить Слободу») и, наконец, Ижма, основанная между 1568-1575 г. выходцем из Глотовой слободы (Л. П. Лашук. Очерк этнической истории Печорского края. Сыктывкар, 1958.). Фамилия этого первоселенца пока неизвестна, но можно полагать, что Витязевы были одними из первых, кто пришел на Ижму с Выми, а там она известна уже в XV в. По легенде в числе основателей Ижмы считаются также пять братьев Чупровых из Усть-Цильмы, вплоть до XVIII в. жителей в обоих слободках было очень мало.
Это были очень малодворные поселения. В Усть-Цильме в XVI в. было только 16 дворов и жили в них Чупров, Дуркин, Вокуев, Максимов, Ермолин, Торопов и Комаров. Эти фамилии сохранились там и о о сей день. Некоторые из них были занесены и коми переселенцами, с течением времени русифицировавшимися. Фамилия Вокуев, например, звучит типично по коми, хотя носители ее упоминаются в русской Усть-Цильме уже 500 лет назад.
Такая возможность вовсе не исключена. В Пустозерске, судя по переписям XVI в., жили беспашенные крещенные пермяки (коми) по тем временам в довольно большом количестве (89 человек), носившие фамилии Сумароков, Завьялов, Хабаров, Юдин, Власов, Захаров, Казаков, Козлов, Кухнов, Панков, Юшманов, Глебов, Ярков, Ечев и т.д. Все они типичные для коми с Удоры, Выми и даже Сысолы. А в последующие века в Пустозерске числились уже только русские. Правда, некоторые семьи хранили предания о своих нерусских «чудских» предках вплоть до XX в. Можно еще в качестве примера привести тот факт, что среди усть-цилемов и пижемцев очень распространена фамилия Поздеевых. В I половине XVII в. (1646 г.), она была зарегистрирована только на Сысоле: в Визинге и Пажге - и больше нигде. Не исключено, что первый Поздеев был выходцем с Сысолы и коми по национальности.
Прилив русского населения на нижнюю Печору начался с конца XVII в. В истории России это был период церковного раскола, вызванного реформами патриарха Никона. Высылка главы раскола протопопа Аввакума в Пустозерск вызвала бегство старообрядцев на Север ближе к своему вожаку и подальше от преследований властей и церкви. С этим периодом связано появление таких фамилий, как Бобрецовы, Антоновы, Кирилловы и т. д. В это же время возникает ряд новых поселений вокруг Пустозерска и Устъ-Цильмы (Гарево, Коровий Ручей, Высокая гора, Чукчино и т. д.).
Ижемская слобода так же долго оставалась единственным поселением коми на Печоре. И лишь в конце, XVIII в. вокруг нее появились Мохча, Гам, Сизябск, Бакур, Варыш и Мошьюга. Основателем последней был ижемец Филиппов. Затем ижемцы стали расселяться по самой Печоре, где в начале XIX в. возникли Щельяюр, Кыдвыкар, Няшабож, Усть-Уса, Кожва, а также Красный бор и Вертеп. И в течение XIX в. они расселились по средней Печоре вплоть до д. Бызовой, где первыми поселенцами были Канев и Филиппов, выходцы с с. Мохчи.
Во второй половине XIX в. появились дд. Кипиево, Мутный Материк, Чаркабож, Щельябож, Чаркаювом, а в самом конце этого века - еще Усть-Лыжа, Акись, Бызовая, Родь и многие другие. В частности, по притоку Печоры р. Усе при устьях впадающих в нее речушек появились дд. Колва, Абезь, Роговая, Петрунь и т. д., всего более десяти новых поселений.
Поскольку все эти пункты возникли совсем недавно, то очень хорошо известны их основатели и первые поселенцы. Например, в Усть-Лыже первым был К. Филиппов из с. Бакура, д. Соколове была основана выходцами из Усть-Цильмы Соколовыми, а уже житель этой деревни Родион Пастухов был первым в поч. Родь (Мартюшев А. М. К истории заселения Печорского края. Записки общества изучения Коми края, Сыктывкар, 1929, вып. 3.) и т. д.
Ижемские коми сложились на основе переселенцев из Усть-Цильмы (Филипповы, Рочевы, Хозяиновы и некоторые другие) с Выми, Удоры, Сысолы (Терентьевы, Артеевы, Семяшкины, Каневы, Истомины, Кожевины и т. д.) и других мест. В их числе были и несколько ненецких родов, осевших и смешавшихся с коми и русскими (Валейский, Хатанзейский, Ванюта и т. д.).
На верхней Печоре первым коми поселением следует считать починок Кузьминский, возникший в 1674 г. Не все исследователи с этим согласны, потому что в писцовой книге 1678 г. починок указан «на реке Вычегде на усть рейки Мульве», то есть полагают, что это было поселение в устье Южной Мылвы (вычегодской). Однако, основатели починка Кузьминцевы еще и в 1720 г. проживали в погосте Печоре и более нигде не встречались, да и сам починок Кузьминский с появлением погоста Печоры в 1710 г. исчез из переписей. Все это позволяет считать починок Кузьминский основой с. Троицко-Печорска.
В 1678 г. в починке было 5 крестьянских дворов. В них жили переселенцы с Лузы - 1, 1 - из Визинги, 1 - из Вотчи, 1 - из Удоры и один неизвестный. Вплоть до 1710 г. починок Кузьминский был приписан к верхневычегодскому погосту Пожегу. А с 1710 г. стал самостоятельным погостом Печорой, состоявшим из 14 дворов. В 1720 г. в нем, кроме Кузьминцева, жили Политов, Пыстин, Кузнецов, Петров, Бажуков, Юрьев, Шахтаров, Жангуров, Логинов и Першин.
Несомненно, что Кузьминцевы были потомками основателя Троицко-Печорска. Откуда были остальные? Большинство из них, несомненно, были с Сысолы. Пыстин упоминается в Вотче, Шахтаров в Межадоре, Бажуков, Кузнецов в Визинге и Пыелдине. Конечно, они попали на верхнюю Печору через верхнюю Вычегду. Так, например, Логиновы еще в 1720 г. проживали в д. Кужба (Усть-Куломский район). То, что верхняя Печора начала заселяться через верхнюю Вычегду, подтверждается и тем, что крестьяне с. Усть-Нема имели царскую жалованную грамоту на преимущественное право добывания точильного камня. Известно также, что в леса верхней Печоры приезжали на промысел охотники прямо с Сысолы.
В течение XVIII в. на верхней Печоре появилось много новых поселений: Савинобор (1719 г.), Пырединская, Скаляп и Кодач (в 1743 г.), Сойва, Локча, Подчерье, Щугор, Усть-Сопляс, Овининская, Евтюгинская и Позориха (Даниловка).
В течение XIX в. появились Усть-Илыч, Порог, Усть-Ляга, Аранец, Конецбор, Медвежская, Красный Яг на Печоре и ряд починков по крупным притокам: например, Антон, Сарьюдин, Еремеево на Илыче и т. п. А Щугор и Подчерем заселялись уже в начале XX в.
В течение XIX в. произошло также заселение р. Ижмы. Первые поселения ижемцев выше Мошьюти появились в I половине века - это были Щелья, Картаель,Кедвавом, Норожская, Вуквавом, Пожня. В них имелось от двух до десяти дворов. Одновременно в эти же годы на верхней Ижме появились переселенцы с Вычегды. Выходцы из Вольдина Уляшев и Шомесов основали починки Роздин и Чулки (1835 г.), а вишерский Габов - д. Лачевскую. Они тоже состояли всего из 2-4 дворов.
Во второй половине столетия появились Ласта, Крутая, Изваиль, Гажаяг, Лайково и Одесдин, где первыми были вишерские Игушевы и Габовы, затем к ним присоединились еще Тимофеевы, а позднее появились и несколько ижемских семейств.
Формирование верхнепечорских коми было довольно сложным процессом. Это хорошо прослеживается по фамильному составу поселений. Например, в с. Покче в настоящее время имеется всего 26 фамилий. Из них 6 коренные. Их носят многие семьи в селе (Растворов - 26, Логинов - 13, Остяков - 12, Бажуков - 11, Шахтаров и Мамонтов - по 9). А все прочие встречаются у одной, редко двух семей. Это несомненно показывает, что они здесь пришлые и попали сюда или ив других мест на Печоре же (Пыстин, Мартюшев), или из более дальних районов.
Так в с. Усть-Илыче коренная фамилия Пыстин (30 семейств). По преданию, они прибыли с Вычегды из с. Керчомьи. Наряду с ними в этом селе обитают Мезенцевы из с. Подчерья (по прозвищу Манак-Чукöр - поскольку будто бы их дальний предок бежал когда-то из Ульяновского монастыря), Изъюровы, Габовы и Оплеснины - с Вычегды. Такие выходцы зачастую имели прозвище Эжва (Эжва Петыр в Лебяжске, Эжва Михаил в Митрофане, Эжва Пекла в Усть-Илыче и т. д.) (Научный архив Коми филиала АН СССР, ф. 1, оп. 12, д. 79.).
Основная масса переселенцев пришла из бассейна Вычегды, причем больше из сысольских селений. А корни верхнепечорских Мезенцевых, как и верхиевычегодских Мозымовых следует искать на Мезени. Возможно, оттуда вышли Мартюшевы и Мамонтовы. Некоторое участие в формировании печорских коми принимали и русские. По местным преданиям, в таких селах, как Покча, Дутово и Вятский Норыс в числе первых поселенцев были русские из Чердынского края по местному прозываемые «чердаки».
B период расселения верхнепечорцев в XIX-XX вв. в новых деревнях, как правило, первопоселенцами были выходцы из старых поселков. Так, основатель д. Медвежской (Захар-Илья) был И.3. Мартюшев из Щугора. В дальнейшем, правда, во многих деревнях верхнепечорцев, пограничных с ижемскими, появились и ижемцы: в той же Медвежской, например, Кожевины и Артеевы. В Конецбope сейчас имеются Шахтаровы, Мезенцевы, Бажуковы, Логиновы с верхней Печоры и Истомины, Рочевы, Артеевы с Ижмы.
В XIX в. появились в верховьях Печоры и первые русские поселения. В самом начале века возникла Усть-Волосница (всего 3 двора). В середине столетия появились Усть-Унья, Пачгино и Мамыль, затем Курья и Шайтановка, Усть-Бердыш и Светлый родник. Якша заселялась только в начале XX в. Тогда же возникли и остальные мелкие починки в верховьях Печоры и ее притоков.
Этнической границей между коми и русскими была деревня Мамыль. На верховья Печоры русские переселились из Пермской губернии. В прошлом, задолго до переселения, они, вероятно, были пермяками, но с течением веков русифицировались. На это указывают многие их фамилии, например, Пачгин (пач - печь), Бурмантов (бyp морт - хороший человек), Лызлов (лызь - лыжи), Езов (ез - закол), сюда же можно отнести Десяткова и Собянина, хотя владелец последней может быть и русским, или даже хантом или манси, так как она указывает только на то, что он с p. Оби или с р. Соби.
Перечисленные фамилии являются характерными для русских селений Курья, Якша, Мамыль. Наряду с ними есть Афанасьевы. Согласно легенде, первый из них был беглым крестьянином из д. Пожег на верхней Вычегде по имени Афанасий. Поэтому, дескать, поселившись на пустом месте, он дал своему починку название родной деревни и от этого село Мамыль долго имело два названия - Мамыль - Пожег. Мамыль будто бы был основан рядом с Пожегом выходцем из пермяцкой деревни Мамыль (следовательно, легенды подтверждают мысль о пермяцком происхождении русского населения верхней Печоры).
Однако, поскольку Афанасьевы основная фамилия в Мамыле, то можно полагать, что именно ее носители были из пермяков, тем более, что для вычегодских коми буква «ф» не характерна, а в пермяцком языке она есть. По некоторым русским фамилиям можно конкретно указать пункты, откуда они прибыли, так, например, Нагорских из Искора, Смольниковы из Покчи (Чердынской), Костромины из Ныроба. И все это тоже пермяцкие деревни. Следовательно, можно считать, что русские жители верховьев Печоры - это в большинстве своем утратившие свой язык, русифицировавшиеся пермяки. Но ко времени переселения на Печору они все уже считали себя русскими и говорили по-русски. Однако их язык очень богат заимствованными коми словами.
Следует отметить также, что в составе и коми, и русского населения верхней Печоры имеется включение мансийского элемента. Такие смешанные семьи есть в Усть-Унье и Курье. Существует предание, что «остяцких» предков имеют, например, местные Лызловы. Одной из распространенных на верхней Печоре фамилий являются Остяковы (в частности, их много в с. Покче). А остяками в дореволюционной России называли хантов. Но местное русское крестьянство под этим термином понимало и хантов, и манси, печорские коми оба эти народа называли «егра».
Таким образом, процесс формировался современного коренного печорского населения был весьма сложным процессом. Происходило взаимное смешение коми, русских, ненцев и манси. И в зависимости от того, какой компонент оказался преобладающим, победили язык и культура где русского, а где и коми народов. И поскольку этот процесс проходил относительно недавно, всего каких-то 150-200 лет назад, он сравнительно хорошо известен и нашел отражение в документах и исследованиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в течение XVII-XIX в.в. произошло окончательное оформление этнических границ расселения коми. Установились прочные контакты коми с русскими и другими соседями, но они развивались в основном только в полосе этнических границ. На основной территории население оставалось чисто коми. Заселен край был редко. Поселения тянулись вдоль рек. А все остальное пространство оставалось неосвоенным. Дикие таежные леса и непроходимые болота посещались только охотниками. Богатства недр не только не осваивались, но даже не были открыты.
Надо сказать, что до 1917 г. в официальных документах название «коми» не употреблялось. Тех коми, которые обитали в бассейне Вычегды, называли «зырянами». Жители бассейна Ижмы и Печоры именовались ижемцами, обитатели верхней Мезени и Вашки - удорцами и т. д.
Откуда взялся сам термин «зыряне»? Существует много версий, объясняющих происхождение этого слова. Некоторые «исследователи», например, толковали его от коми слова «зырны» (оттеснять, вытеснять) и давали на этом основании вывод, что коми назвали себя зырянами, т. е., оттесненным народом, потому что, дескать, русские вытеснили их с прежних мест жительства. Однако и эта, и другие, подобные ей, этимологии никакой научной основы под собой не имеют.
Само название зыряне встречается в исторических источниках с XIV в. Впрочем, в документах они называются «сырьяне» или«сиряне ужговские». И сравнительно четко локализуется место обитания этих зырян (сырьян). Так называло себя сысольское население. Предки современных коми жили в бассейне Вычегды в X-XV вв. несколькими отдельными племенами. Одним из таких племен были сысоличи. Их самоназвание и было перенесено на всех вычегодских коми.
С каких пор и почему сысоличи стали называться зырянами, не знают ни сами жители, ни современная наука. Впрочем, самоназвания большинства (если не всех) народов мира остаются загадкой.
Почему самоназвание коми не вошло в русские официальные документы? Во-первых, видимо, потому, что это слово национальное и не подчиняется правилам русской грамматики. Во-вторых, но условиям своей жизни в царской России коми не сложились в единую нацию, сохранялась заметная местная специфика и территориальное размежевание отдельных групп народа, которые назывались по местам своего обитания (ижемцы, удорцы и т. д.).
Народу коми приходилось тратить много сил в борьбе с неблагоприятными условиями жизни на суровом севере. Царское правительство не только не оказывало помощи, но, наоборот, всячески мешало культурному и экономическому развитию народа, потому что эксплуатировать, угнетать отсталые народы было легче. Примитивное трехпольное земледелие с деревянными сохой и бороной не обеспечивало массы крестьянства даже ржаным хлебом. Его приходилось покупать втридорога у купцов.
Скота в крестьянском хозяйстве также было мало, так как не хватало кормов. Огромные лесные полосы в крае Коми принадлежали казне, а она не разрешала крестьянам даже заготовлять сено с лесных полян. Охота и рыболовство, издавна существовавшие на севере, не могли вывести крестьянское хозяйство из тупика. Поэтому у коми получили, широкое развитие всевозможные промыслы, в особенности лесозаготовки, сплав леса, заготовка дров и выжигание угля на уральских заводах, портняжество.
В поисках заработка коми разбредались по России. Многие переселялись в другие губернии. Такие, например, распространенные ныне на Урале фамилии Зыряновы, Кармановы, Чераневы и многие другие, сейчас считающиеся русскими, имели предков - выходцев из коми (зырян).
Совсем иная жизнь настала для коми после Великой Октябрьской социалистической революции. Началось возрождение народа. За годы Советской власти возникло свое национальное государство - Автономная Советская Социалистическая Республика Коми - Коми АССР. Раздробленный по разным уездам и губерниям народ сплотился в единую социалистическую нацию, на основе высокого культурного и экономического развития края. 'Большой размах получила лесозаготовительная и лесоперерабатывающая отрасль промышленности.
Наряду с лесной широкое развитие получили угольная и нефтегазовая отрасли промышленности. На территории Коми АССР появились в большом количестве самые различные промышленные предприятия. По новому социалистическому пути коллективизации пошло и сельское хозяйство, в котором сейчас работают крупные механизированные предприятия - совхозы и колхозы. Бескрайние леса и болота пересекли железнодорожные и шоссейные магистрали. Исчезло былое бездорожье.
И если в Коми крае до революции был всего один уездный город Усть-Сысольск с 6 тыс. человек населения, то к 60-летию Коми АССР было 7 городов и сотни тысяч городского населения. В одном только Сыктывкаре живет сейчас более 150 тысяч жителей.
За годы Советской власти и особенно в послевоенный период произошли большие изменения в сторону значительного роста народонаселения как путем естественного прироста, так и увеличения его за счет вновь приезжающих, главным образом русских, что привело, конечно, к существенным изменениям в этническом составе. В настоящее время не только подле райцентров, но и в пределах каждого сельсовета сложились рабочие поселки лесозаготовителей, механизаторов, рабочих различных других предприятий районного значения. Население этих поселков, как правило, крайне смешанное. В старых коми населенных пунктах этнический состав более однороден, но и здесь проживает немалое число представителей иных национальностей.
Однако, следует подчеркнуть, что несмотря на наличие массы приезжих, сельское население в Коми АССР в основном составляют местные жители - как коми, так и русские, по-прежнему обитающие в своих районах, селах и деревнях. Новое пришлое население сосредоточено в городах и рабочих поселках. Почти все эти городского типа поселения возникли за годы Советской власти, причем весьма значительная часть их в самое последнее время.
Источник
www.pechora-portal.ru/biblio/komibook/moving_of_komi/ex.html