1983 год. 17-летний Элио (Тимоте Шаламе) проводит лето на севере Италии с мамой-переводчицей и папой - специалистом по античности (Майкл Стулбарг). В доме говорят на французском с английским, вкрапляя итальянский, а мама читает всем вечером на немецком (правда, давая перевод). Каждое лето к папе на шесть недель приглашают одного из аспирантов - тут архив разобрать, там слайды пронумеровать, а хозяева помогают довести до ума научный труд гостя. В этот раз в приехал Оливер (Арми Хаммер), нагловатый и на вид самоуверенный тип. И его фирменное "Later!" размечает течение времени (а тут в основном сплошное dolce far niente, только бабушки все что-то готовят), становясь где точкой, а где запятой. У Элио есть стародавняя приятельница Марция, с которой отношения перетекают из дружеских в, я бы сказала, юношеско-пубертатные, но в соседней комнате и вокруг все время мелькает Оливер...
Не знаю, как вы, а я всегда знала, что Гуаданьино молодец, просто киноязыком он пользуется, как ему вздумается, и историю рассказывает по своему разумению, а не чьему-то научению и хотению. И если "I Am Love" и "Bigger Splash" (вместе с этим фильмом они образуют трилогию) были больше похожи на упражнения в выхолощенной подаче красоты с историей где-то там, то здесь красоту никуда не дели, но приглушили, как будто применили сфумато, вместо full frontal мы не видим никого полностью обнаженным, все снято с очень большой чуткостью и тактом. Ноль целых ноль десятых пошлости. Здесь даже есть претендующая стать канонической сцена с персиком, с которым делают сами догадайтесь что, и она тоже совершенно не пошлая.
Все аллюзии и намеки распределены по фильму аккуратно, не выбиваясь из канвы, и поэтому даже если что-то подается "в лоб", то совершенно не раздражает. При этом все ТАК снято, что я так аккуратненько временами старалась громко не дышать, а некоторые соседи по ряду чуть не на цыпочках сидели. Фильм про то, что и первая любовь может оказаться очень большим чувством, которое захватывает и уносит, как смерч. И кино тоже вызывает желание дать себя закрутить, а отнюдь не отстраниться. (Я к концу фильма рыдала) Но если вы думаете, что все пространство тут заняли мальчики со своей любовью, то вы ошибаетесь. Еще же есть Папа! И это такой папа, который, блин, задает недостижимую планку (я такой быть не смогу при всем желании, а хотела бы!). Монолог Стулбарга в конце фильма достоин быть, я не знаю, высечен в мраморе, настолько это классно и тактично. Пацанам за игру я бы сразу выдала по большущему призу, но где я и где киноакадемики%) Карьера Шаламе меж тем идет в гору, этой осенью на TIFF'е он представлял сразу три фильма. Мы о нем еще услышим!
И напоследок - чудесный маленький фрагмент. Он ни разу не спойлерный, а просто милый и показывает атмосферу.