"Тайная сила", Toneelgroep Amsterdam, постановка Иво Ван Хове, на сцене Театра им. Моссовета

Jul 05, 2017 17:16




До описания своих впечатлений должна сказать две вещи: роман Куперуса, по которому спектакль, я прочитать не успела и ограничилась аннотацией, и постановку этого режиссера видела до этого лишь одну - "A view from the Bridge".
О первом я довольно быстро пожалела (не факт, что прочтение романа сильно помогло бы, но все же понимать происходящее и мотивацию персонажей было бы проще).
Итак, вспоминаем, что Иво обязательно надо кого-нибудь чем-нибудь облить.
И тут он разошелся не на шутку - на сцену с потолка льет вода. Даже так: ВОДА.
И она будет лить, почти не прерываясь, весь спектакль, с разной интенсивностью. А еще будут поддавать водяного пара то сверху, то снизу. Освежает в душноватом зале, ага. Действие происходит на острове Ява, поэтому вся эта мокрая обстановка периодически обсуждается и имеет влияние на действие.
Технически все сделано на высоком уровне, думаю, там есть чему поучиться. Но то технология.
Следующий по важности элемент действия (а для меня, наверное, он и остался главным действующим лицом) - это музыкант. Он то играет на рояле (даже тогда, когда на него вовсю льет вода), то стучит во всевозможные деревянные и металлические традиционные инструменты - иногда есть записанная музыка, но ее крайне мало, а в целом, вместе с дождем или ливнем, все сплетается в довольно причудливые мелодии. Для меня же музыкант был самым живым персонажем в пьесе. Он был натуральный, всамделишный!
Все принципиально ходят босиком - Индонезия же!
По периметру имеется экран на котором изредка включают видеопроекции - то более удачно, то менее, первое впечатление после выключения света отличное, потом уже не до нее, потому что надо читать субтитры! И это сильно отвлекает от действия, хоть в голландском и легко догадаться о значении многих слов.

Перейдем к сюжету.
Отто ван Удик (Gijs Scholten van Aschat), наместник в провинции Лабуванги в колонизированной Индонезии, трудится в поте лица, от бумаг не отрывается почти никогда, а если отрывается, то начинает оттягиваться на дипломатическом поле. Семьей занимается постольку-поскольку.
Его вторая жена Леони (Halina Reijn, партнерша Джуда Лоу по "Obsession") гуляет от него направо и налево, то с пасынком Тео мутит, то с обеспеченным полукровкой Адди. В Адди влюблена дочь Отто от первого брака Доди.
Первая жена где-то (неизвестно где).
Есть еще какое-то количество действующих лиц, они для пары-тройки фраз представлены, а также слуги, которые большую часть времени беззвучно чем-то заняты на заднем плане - то скатерть расстелят, то уберут, то выпить-закусить изобразят. (Слуги обозначены хорошо, удачненько, мы поняли метафору, дорогой режиссер!)
Сцена разделена на зоны условно, есть какие-то не перемещающиеся предметы: рояль, вешалка и зеркало, стол, стул, изображающий письменный стол Отто.




И все варятся в своем соку в маленьком мирке в жопе мира с ужасным с точки зрения европейца климатом. Ничего хорошего, кк вы догадываетесь, не выйдет.

Единственный персонаж, которому веришь и сочувствуешь, заложник ситуации Эва - сидит себе женой дипломата, организует приёмы, искренне пытается полюбить эту дикую страну, но в итоге не может, сдается и уезжает.




[Небольшой спойлер]В какой-то момент актриса полностью раздевается и ее обливают как из душа. А потом ей плохо и она голая на мокром полу валяется. Я не вижу никаких причин, чтобы этот момент был как-то оправдан в повествовании, кроме как что режиссеру так захотелось. Беззащитность можно как-то иначе показать, простите.
Спектакль называют "чувственным". Я не знаю,то ли голландский надо знать, то ли сидеть поближе, но чувственности я там не заметила ни на грош. Подергивания какие-то и потуги - да. Набор каких-то действий. Музыкальное оформление разве что удачное.
Более - ничего.

театр, фестивал, светская жизнь

Previous post Next post
Up