На прошлой неделе мы посетили в Театре наций интерактивное представление.
Шекспир. Лабиринт - это путешествие по театру, объединившее усилия разных коллективов и творческих людей: художников, музыкантов, актеров, режиссеров,танцоров.
Все впечатления субъективные. Все картинки честно натырены из сети, ибо снимать простым зрителям запрещено.
Сперва вам выдают наушники (важная вещь), провожают в выставочный зал (в обычной жизни - Малая сцена театра наций).
И посередь зала висит гигантская голова Шекспира из одеял.
А если обойти эту голову сзади, то вы обнаружите, что можно забраться внутрь и что это вообще качели)
На одну из сцен проецируют пластическую постановку, у другой рядами мониторы,где читают рэп, на третьей стене - самое забавное: дегустация ядов,запахи шекспировских героев,их же кровь в дозаторах для мыла (у Ричарда III - голубая) и стрельба из лука по головам из капусты.
Ну а дальше начинается собственно сам вход в лабиринт, зрителям предстоит в течение полутора часов перемещаться по театру, и выполнять указания сотрудников (на некоторых фото видны таблички: "Снимите наушники", "Наденьте наушники" и т.п.).
Путешествие начинается на лестнице, на стенах устроена выставка, посвященная Шекспиру (где родился, чем занимались родители, когда женился, карта, где огоньками отмечены города, в которых ставятся шекспировские пьесы или например, вот такой торт - он символизирует долю Шекспира в "Глобусе").
Все это время в наушниках чарующий голос Чонишвили ведет рассказ.
У меня весь текст чудесно наложился на только что просмотренные лекции первой недели "
Shakespeare and his world".
То там, то сям во время путешествия мелькает Шекспир в исполнении осветителя Никиты Федуна)
И вот мы приходим к месту первого представления - в закутке нам прочувствованно читают
речь Тургенева о Шекспире (чтение сопровождается записями криков толпы, а на стенах - фотографии с каких-то митингов).
Дальше мы попадаем в гримерку, где актриса матерится на гримершу, а потом вслед за ней проходим слушать ее исполнении арии Офелии из оперы "Гамлет".
Сзади на экране сердечки и мигающий котик, по травке раскиданы гигантские бутафорные цветы, в какой-то момент певица берет в руки живых котят, а в конце помощник певицы дает все котят погладить (в процессе представления помощник то шампанского певице наливает, то конфеты подает), в общем - гламур, достигающий высшего пика.
В тупике коридора нас встречает инсталляция, посвященная тому, что мы на самом деле не знаем, кто писал пьесы Шекспира - у этой статуи все время меняются лица.
Дальше мы попадаем на редколлегию - нечто вроде спиритического сеанса (все при этом надевают маски Шекспира), "вызывают его дух" и начинают сочинять новую пьесу.
Тут-то и могла бы быть настоящая интерактивность, но на самом деле ее кот наплакал, потому что на такое надо не пять минут, а все полтора-два часа, поэтому, конечно же, нужные фразы выкрикивают подставные люди (но и так было весело).
В конце же Шекспир, тихо-скромно лежащий под стеклом со свечами, начинает "гневаться", и все спешно покидают заседание.
Дальше зрители попадают в темный закуток, где на стену проецируется "Фортинбрас", и слушают
одноименное стихотворение Варлама Шаламова (хорошее исполнение, ага).
Когда же чтение заканчивается, открываются двери, и мы проходим мимо Фортинбраса, который в конце стихотворения "устало присел на кровать".
Дальше мы проходим по коридору, где выставлены инсталляции, связанные с едой.ю например "Огрызок, которым кинули в Шекспира в 1594 году".
Тут из-за угла выползают люди в довольно страшных масках, и мы следуем за ними в буфет, где они страшными голосами рассказывают о том, что пьесы должны быть кровавыми, приводя в пример "Тита Андроника".При этом они угощают всех кровищей из стаканчиков (томатный сок), режут зелень (а это непросто, когда правая рука - одного человека, а левая - совсем другого), а в конце даже дают пирожок с мясом)).
Потом мы проходим мимо кровати в кровище, от которой тунятся кровавые шланги.
Они приводят нас в гардероб, где мы встречаем леди Макбет (Дарья Мороз).
Фото, которые я смогла найти, были сделаны в апреле, когда роли исполняла другая актриса.
Как вы можете заметить, сзади стоят мониторы, на которых мы видим героиню во время сна (записана фаза REM и закольцована).
У героини руки связаны за спиной, а на переднем плане лежат кровавые обрубки. И она пытается их отмыть - открывает ногами водопроводный кран, набирает ртом воду, плюет на руки, ногами пытается их отмыть, а потом ногами наконец закидывает обрубки в раковину, и устало привалившись к колонне, читает сильно переиначенный монолог из "Макбета".
Но мы не засиживаемся, мы бросаем несчастную свихнувшуюся леди Макбет одну, потому что нас ждет танцевальное переложение Шекспира.
Мальчики очень классно танцуют, им на гитаре и синтезаторе, а также голосом аккомпанирует еще один милый мальчик.
В целом очень здорово, но я совершенно не могла разобрать, что же он поет-то?
И вот мы наконец-то попадаем в зрительный зал!
Причем, как людей уважаемых, нас проводят на балкон.
А там с нами голосом Лии Ахеджаковой начинает разговаривать.. люстра!!!
А на сцене под ее слова клубами дыма нам рисуют картины из "Бури".
Поднялся на минутку занавес, на сцене мы увиели всех учатсников представления и смогли им наконец поаплодировать.
Вот и все!
Осталось пойти сдать наушники - ведь вслед за нами пришли зрители на следующее путешествие по лабиринту!
P.S. Добрый человек напомнил мне, что я не написала о собственных впечатлениях.
И мне, и Нике понравилось, сама идея хорошая, да и воплощение в целом не подкачало!!! Все большие молодцы!
Интервью Григорьяна - режиссера всего действа.
И ссылки на пару наиболее интересных рецензий
http://www.interviewrussia.ru/art/shekspir-labirint-puteshestvie-po-teatruhttp://www.rg.ru/2014/04/28/shekspir.htmlhttp://www.colta.ru/articles/theatre/3148