Oct 04, 2012 00:51
Click to view
Ну, вот я теперь окончательно свободен - единственное, что связывает меня с "ТВ Центром" это еще расчет по зарплате. Зато главный сдерживающий фактор, о котором так много говорят и который охотно использует начальство всех мастей и ведомств - пресловутая корпоративная этика, остался в прошлом. А значит я могу не только показать то, что давно лежит и ждет своего часа, но и сказать то, что хотел. Речь идет о фильме, который я снимал еще в феврале. Дело в том, что с нового 2012 года программа "Линия защиты" прекратила свое существование - ее закрыли, по крайней мере, в виде телевизионного журнала (это когда все строится по схеме: сюжет-ведущий-сюжет). Но редакции было предложено делать документальный проект. Прелесть нового предложения заключалась в том, что никто не оговаривал форму и не ограничивал круг тем (естественно, я даже не беру в расчет "Единую Россию" и "Тандем") - главное, заявляйте, а после утверждения делайте, как вы это видите. Лично для меня не было большей радости - ну, кто из журналистов-телевизионщиков не мечтает о большом формате, о полотне фактически. А хронометраж здесь предлагался не шуточный - 39 минут. Меня не смутило даже то, что рассчитывать придется только на себя,поскольку единственный числящийся в программе продюсер существенной помощи никому никогда не оказывал, а если и пытался это делать, то сразу же ставил под угрозу любое начинание. Словом процесс пошел. Тема, предложенная мною, была быстро утверждена и я начал обзванивать имеющиеся контакты и искать новые. На тему меня натолкнула информация о том, что 2011 год стал рекордным по количеству россиян получивших эстонское гражданство. Потом на нее стали нанизываться разные истории. Про то, как жещина не смогла родить в родном Пскове и поехала в Тарту. Про то, что в приграничном Печорском районе Псковской области половина населения давно уже живет с двойным гражданством и охотно пользуется всеми преимуществами такого положения, в частности, молодежь идет служить в эстонскую армию, чтобы не служить в российской (в таком случае призыв в ВС России исключается автоматически - все-таки армия НАТО). Бали и другие сюжетные повороты.Все это я благополучно нарыл, договорился о всех необходимых встречах в Таллине, Тарту и Пскове и отправился в командировку, прихватив еще для пущей важности режиссера.
За неделю мы отработали весь материал фильма. Что получилось, судить, конечно, зрителю. Проблема только в том, что этого самого зрителя с тех самых пор как фильм был почти смонтирован я не могу найти. Когда дело уже близилась к завершению руководитель программы Роман Мельник, показал его господину Руцинскому, про которого я за три года работы на "ТВ Центре" много слышал, но ни разу не видел. И вот этот самый Руцинский, что-то вроде руководителя дирекции общественно-политических программ, вдруг заявляет, что фильм не годится. Мне говорятся слова увещевания: фильм хороший, профессиональный, интересный... Но показывать его не время. Как аргумент: канал борется за рейтинги, а такое вряд ли будет пользоваться массовым спросом. К тому же к этому моменту вдруг, видимо в голове все того же Руцинского, выкристализовалась форма, которую сочли наиболее предпочтительной для документального кино. Собственно никто ничего не придумывал - за основу был взят формат раскрученный НТВ и перепетый на все лады многими другими вещателями - мокьюментари или псевдодокументальное кино. Главное в этом жанре, точнее в его российской версии: побольше хлестких фраз, жестокости, неправдоподобных историй...
Я, честно говоря, опешил и сначала просто принял это как данность. А потом понял, что за фильм надо бороться. Я потребовал у руководителя программы Романа Мельника, чтобы фильм был показан еще кому-нибудь из руководства - например, Александру Олейникову - генеральному продюсеру "ТВ Центра" или даже гендиректору Александру Пономареву. Здесь меня задевало еще и то, что канал с такой легкостью плюет на потраченные деньги в виде командировочных расходов, съемочных и монтажных смен... В конце концов мой напор дал результат: Мельник согласился сопровождать меня к самому... Руцинскому. Единственная польза от этого мероприятия - я хоть увидел олицетворение этой фамилии. В остальном полный ноль. Мне вежливо пытались втолковать, что мой фильм, если его понести дальше на верх, уж точно не понравится ни Пономареву, ни Олейникову. Мне говорили, что фильм можно сократить до 10 минут и в случае, если "Линия защиты" вернется к прежнему журнальному варианту показать там. Убеждали, что такая журналистская подача не нужна зрителю, ему нужны кровожадные истории и "расчлененка"... Предлагали подождать, поскольку есть вероятность, что ситуация на канале изменится, истерия по поводу повышения рейтингов спадет и тогда-то, дескать, и можно будет показать мой фильм. Ничто из услышанного меня не устроило, скорее даже, я увидел полное не желание предпринимать какие-то усилия к тому, чтобы фильм был показан. Поэтому я сказал, что при таких безнадежных перспективах вижу только один выход для себя: искать другой телевизионный канал, который согласился бы его разместить. Самое удивительное, что за этим не последовало негодования - как? мы потратили столько денег на него, а ты теперь хочешь его продать налево? Наоборот, господин Руцинский мне прямо сказал: считай, что теоретическое согласие на это получено. Затрудняюсь в точности воспроизвести смысл термина "теоретическое согласие", но по контексту разговора, думаю, понятно: сделаем вид, что фильма как будто и не было на канале, поэтому ты давай продавай, а потом не забудь поделиться с нами.
Все последующие месяцы я именно этим и занимался. Роман Мельник периодически спрашивал меня об успехах, выказывая тем самым личную заинтересованность. Но дело так и не сдвинулось с места. Единственный вещатель, который по формату близок моему фильму, это канал"24_DOC", до сих пор так не дал вразумительного ответа, ссылаясь то на "несезон", то на другие смутные причины. Канал "Дождь" вообще труднодосягаем, поскольку единственной реакцией на отправленное туда послание с прикрепленной ссылкой на файл фильма было молчание. Ни на НТВ, ни на Первый я и не планировал обращаться, заранее понимая безнадежность таких потуг - там свои прикормленные и откатывающие продакшны. Не так давно мне пришла в голову идея обратиться на эстонское ТВ. Было написано на английском и русском языках письмо. Был даже получен ответ с готовностью просмотреть фильм на DVD. Но в ответ на ссылку с фильмом в RUtube я уже ничего не получил. Словом, теперь я предлагаю устроить небольшой экслюзивный кинопоказ. Благо возможности современной техники позволяют в конечном итоге забить на всех и обратиться к зрителю напрямую. А уж сколько зрителей будет, не важно. Главное, что результат моей работы будет хоть кому-то виден. Поэтому приглашаю к мониторам!
языковая политика,
всякое,
гражданство,
ай да мы,
массмедия,
курьез,
экономика