Интересно наблюдать не то, как падает качество жизни и еды, а то, как падает степень удивления при соприкосновении с шизофреничными феноменами. Если задуматься, еще в 2008 году, неонацисты поющее про пчелок, сектанты раздающие молитвы выложенные свастикой о том как надо есть мать-сыру-землю, и прочие явления - казались тонким стебом для интеллектуалов. В общем-то, они и группировались вокруг сообщества «культуры времен апокалипсиса». Но прошло всего шесть лет, и подобные явления стали нормой жизни, те они настолько прочно выстроились в наше представление о реальности, что уже не вызывают смеха. А если смех и вызывают то скорее сардонический, смех перед раскрытой могилой. В этом опять же проявляется русская натура «мрачно» пошутить, как в истории про «плясовую» площадь.
В качестве примера сползания реальности хотел бы привести фрагмент из фильма «Колобаха». Я столкнулся с ним в начале 2008 года, но так и не смог посмотреть. Но два фрагмента, несмотря на свой глупый юмор, мне нравились. Один был посвящен слиянию науки и церкви и превращался в гимн «Православию и прогрессу», а другой описывал условия выживания в русских морозах. Пересмотрев сейчас эти два ролика, я с интересом могу наблюдать насколько они стали с одной стороны актуальнее, а с другой менее смешными. Особенно в плане подключения к единой сети питания.
Получается, когда гротеск отдаленно напоминает нашу жизнь - он вызывает смех. К примеру, как спаривающиеся обезьяны вызывают улыбку, так как в них мы видим себя. Но когда градус гротеска превышает определенный показатель, ты понимаешь, что уже сам спариваешься с обезьяной, а не смотришь на этой со стороны. Вот тут то и появляется сардонический смех.
Click to view