Первый молитвослов как наивная литература ужасов

Apr 09, 2013 13:44


"Есть особый страх послеполуденных часов, когда яркость, тишина и зной приближаются к пределу"
Леонид Липавский "Исследоание ужаса"

Не так давно ко мне в руки попал православный детский молитвослов. По поводу, которого в интернете были дискуссии и, как принято, ссоры. Но судя по всему мало кто из участвующих в полемике сторон внимательно изучил данную книгу. Действительно, чтобы разобраться и восстановить печатный вариант потребовалось некоторое время. Так как интернет картинки перевирают разные редакции, путают порядок страниц, делая все набором пустых картинок с молитвами. В целом это вполне гармонично согласует с ложью как основной стратегией православного мышления, наряду с истинностью индивидуальной шизофрении. Таким образом разобраться с ходу так же непросто, как и в редакциях какого-нибудь культового соцреалистического романа.

Автор иллюстраций к книге - рисовальщик(так как художником она не является) Климова Наталья. При всей посредственности и низкокачественности ее художественного продукта, ей удалось создать очень важный культурный артефакт. Давайте разберемся, что к чему. В интернете получила распространение картинка(см здесь и здесь), где изображает православное семейство перед блинами. Естественно атеисты были возмущены, да и для каждого адекватного человека данная картинка является полным безумием. Особенно все обратили внимание на плюшевого медвежонка с гитлеровским приветствием. Здесь следуют коннотации православия и фашизма, совершенно надо сказать не интересные.

Но что является все же в книге главным? Ответ прост - сюжет. Если смотреть на изображения разрозненно - смысл ускользает, но согласно бумажному изданию все выстраивается во вполне четкую трагическую историю. Как это удалось создателям книги наивно или умышленно сложно сказать. Но, безусловно, это очень интересный образчик литературы, причем строго семиотически криптологической.

Разбираемся почему. Итак, вот картинки и сюжет(!) согласно четвертой редакции книги.






Утром ребенку является ангел. Вполне обыденная ситуация в православной семье.



Как мы узнаем, что у ребенка есть сестра, которая так же видит ангела. Ангел ведет их к храму.



Дети совершают ритуалы. Ок.



Далее мы узнаем немного больше про эту семью. Выясняется, что у них появился новый братик. Дети играют с ним.





Проходит какое-то количество времени. Зима сменяется летом. Теперь мы можем расмотреть всю семью. Отец и мать, как их представляет автор. Это такое типичное представление о славянах их изображений на стендах Тимирязевского музея. Происходят крещение нового ребенка.



Судя по всему, пока брата крестят, остальные дети опять общаются с ангелом.



Дети, участвуют в ритуалах. Почему-то за окном лето сменяет или весной или осенью.



Опять наступает лето. Дети становятся уже такими просветленными, что ангел больше не приходит, а приходит сразу святой дух.



И вот та самая скандальная картинка. Это может быть масленица, но зеленые луга могут и говорить о том, что православное семейство просто решило отведать блинов.



Наступает первое сентября, сестра идет в школу. Т.е. с предыдущей картинки проходит ориентировочно полгода.



Проходит опять полгода, наступает пасха. Мы наблюдаем счастливую православную идиллию.



А после Пасхи папа умирает!



Ангел приходит к младшему ребенку сиротке. Всем пока!

hidden gems, смерть, handful of dust, богородица умиление, интертекст

Previous post Next post
Up