Оригинал взят у
greenlab_media в
Конкуренты "путинских экологов" падали замертво, дрались подушками и раскрашивали сумкуМинувшая неделя снова "навела фокус" на Химкинский лес и экологические безобразия на Северном Кавказе. Но и выращенная по советским образцам "внутриплатформенная конкуренция" прокремлевской молодежи приносит свои плоды. Пока "НАШИ экологи" препирались с оппозиционерами в Твиттере, посещали акции защитников Химкинского леса и обменивались
"Документами № 1" и
"Документами № 2", их "конкуренты", ЭКА и "Местные", проводили театрализованные акции, осваивая опыт 350.org и Гринпис.
От силы полсотни рисовальщиц, драчунов подушками, журналистов и участвующих в лотерее зевак превратились в
"150 человек, пришедших расписывать гигантскую экосумку" в репортаже РИА "Новости"
Назавние акции ЭКА - "Распакуйся" - но никакого "распаковывания" по ходу действия не произошло. В то время как полтора десятка барышень разрисовывали красками разложенную на асфальте огромную холщовую сумку, несколько молодых людей и девушек с криками носились по площади, изображая борьбу активстов ЭКА с засильем пластиковых пакетов. Молодые люди с лицами перепачкаными нефтью и табличками "Я пакет убийца" на груди были обвешаны разномастными пластиковыми пакетами, гонявшиеся за ними барышни одели на себя холщовые сумки с надписью "Экосумка герой Эка" ("Казнить нелья помиловать"). Под звуки танцевальной музыки из бубнящих колонок молодой человек периодически выкрикивал рекламу
форума "Эка-Мир" в Краснодарском крае и названия спонсоров. Все это походило на причудливую смесь праздника двора на окраине лужковской Москвы и шоу по привлечению сторонников какой-нибудь американской церкви начала 90-х.
Слева - активисты инсценируют "борьбу с пакетами-убийцами" перед оператором 1-го канала. Справа - "убийца" с лицом, испачканным нефтью.
"Ежегодно пластиковые пакеты убивают 1 млн птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимое количество рыб (они проглатывают их, принимая за еду, и погибают). Пластиковый пакет разлагается от 100 до 400 лет. При сжигании выделяются вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует..." - написано в листовке акции, напечатанной на переработанной бумаге.
Детали крупным планом
ЭКА заявляет об открытии кампании против пластиковых пакетов, начиная с сентября. Заявленный на листовке сайт
stopplastic.ru еще не работает - ссылка ведет на страницу акции, представляющую собой развернутый вариант той же самой листовки. Никакой внятной программы, плана - только декларация. Чтобы понять, что стоит за декларациями ЭКА, "Оттенки Зеленого" провели небольшое расследование.
Вот история вопроса и факты.
Первая известная на сегодня селебрити-акции на тему экосумки в России датируется ноябрем 2007. Один из российских топ-дизайнеров, Алена Ахмадуллина, создала экосумку "За чистую Родину". Сумка была изготовлена тиражем 1000 экземпляров и продавалась в московском бутике Juicy "по-советски" - "не более двух в одни руки". Первые пятьдесят экосумок Ахмадуллина подписала лично, авторский оригинал был продан на "Ярмарке миллионеров" -
Millionaire Fair - за 3200 евро, а собранные средства пожертвованы на природоохранную деятельность WWF.
Две женщины пришли на акцию с детьми
27 января 2009 года Департамент природопользования Правительства Москвы провел первый (и единственный) "круглый стол" по теме биоразлагаемых пакетов. К участию были приглашены торговые сети, производители упаковки и ведущие экологические организации. Относительно намерений Правительства Москвы осведомленные люди высказывали два предположения. Первое - мэрия пытается создать видимость деятельности в области снижения количества отходов, чтобы отвлечь внимание от конфликта вокруг ее планов по строительству мусоросжигающих заводов (это был период пика кампании Stop MSZ). Второе - мероприятие лоббировано производителями биоразлагаемой упаковки, заинтересованными в принятии административных решений, обеспечивающих рынок сбыта их экологически дружественной, но экономически не конкурентоспособной продукции. Как и следовало ожидать, в экологической политике мэрии и административном регулировании ничего не изменилось: поговорили и разошлись.
Слева: гламурная фуксия, хаки и ретро-шрифт - экосумка Алены Ахмадуллиной, ноябрь 2007.
Справа: российские селебрити рекламируют сделанные ими экосумки для аукциона в поддержку детского проекта "Возродим наш лес" Гринпис, октябрь 2009.
Фото: слева - WWF, справа - Вадим Кантор / Гринпис.
В то же время, 17 января 2009, арт-директор образовательного проекта
Эковики.ру дизайнер Катя Серегина (
Студия Umlaut) начала серию мастер-классов по росписи экосумок. 11 февраля 2009 мастер-классом в Гринпис стартовал проект
"100% не пакет". К программе мастер-классов Серегиной Гринпис привлек "тяжелую артиллерию" - крупнейшую в России "глянцевую" издательскую группу Independent Media ("Cosmopolitan", "Магия Cosmo", "Grazia", "YES!" и "YES!Звезды"), полтора десятка селебрити, от поп-ньюсмейкеров Жанны Фриске, Юли Савичевой и Юли Ковальчук до "интеллекутальной богемы" Артемия Троицкого и Евгения Гришковца, Винзавод, а также крупнейшую российскую аукционную площадку
Молоток.ру. Созданные под руководством Серегиной (которой Гринпис отдал "отдельный респект") руками звезд экосумки -
"звездные авоськи" - пошли с молотка в поддержку детского лесного проекта
"Возродим наш лес".
Зрелищный момент: Пушкин и люди на ходулях
Сегодня уже невозможно точно установить, кто, где и сколько сделал - архив новостей WWF
пестрит десятками сообщений об акциях и мастер-классах по росписи экосумок на региональных площадках (в том числе задолго до появления Эковики на свет) - в то время как на странице проекта "100% не пакет" Эковики по 8-и из 14-ти заявленных городов никаких событий не отмечено. Мастер классы Серегиной в рамках проекта "100% не пакет" прошли на "Балу на траве" WWF, экологическом фестивале в Лужниках и на "Селигере". Самым интересными, с точки зрения социальной рекламы и маркетинга, возможно, были мероприятия в 4-х петербургских комплексах сети "МЕГА".
Возвращаясь к ЭКА: она получила возможность укрепить свои позиции за счет бренда Ekowiki несколько месяцев назад, когда "приобрела" директора по развитию этого проекта Татьяну
Kyara Каргину - Kyara "привела" в ЭКА свой потерявший финансирование проект. Так что заявленная ЭКА "кампания против пластиковых пакетов" с большой долей вероятности является инкарнацией "Общероссийского проекта 100% не пакет" Эковики.ру. Вопрос лишь в том, достанет ли Kyara и Серегиной сил сохранить целостность проекта - или он будет безнадежно размыт product placement ЭКА и ее многочисленых спонсоров.
Известно также, что на конференции "Единой России" в Брянске в марте этого года
Путин положительно отреагировал на презентацию некоего российского проекта производства биоразлагаемой упаковки, высказавшись в поддержку экологизации упаковочной отрасли. В этом факте может заключаться главная причина интереса ЭКА к проекту барышень.
"Yes, We Can!" Вот только голова мешает :)
Все фото акции "Распакуйся" - "Оттенки Зеленого"
Впрочем, все это - капля в море. Роспись эко-сумок, их изготовление своими руками - прекрасный способ арт-досуга, как детские развивающие студии или экологические лагеря. Факт в том, что они никак не влияют на политику ритейлеров, продолжающих навязывать пластиковые пакеты покупателям. Согласно
рейтингу экологичности супермаркетов, опубликованному Гринпис в конце июля, в России на сегодня нет ни одной торговой сети, предоставляющей клиентам право делать за свои деньги выбор между пластиковым упаковочным пакетом и пакетом из биоразлагаемого материала - по крайней мере среди ведущих продуктовых ритейлеров, вошедших в рейтинг. Представленная в России ограниченным числом магазинов европейская сеть
"Билла", в 2009 году предоставлявшая клиентам возможность выбирать между дешевым пластиковым и дорогим многоразовым пакетом, в рейтинг Гринпис не вошла.
Ситуацию усугбляет доля greenwash - "зеленой отмывки", введения потребителя в заблуждения с целью необоснованного создания образа "экологически ответственной" компании, уже появившейся на этом еще не сформированном рынке. Речь идет об использовании добавки d2w, применяемой, в частности, питерским производителем упаковочным пакетов "Евробалт". Использование этой добавки не решает проблему отходов, но лишь смягчает ее, сокращая срок разложения пакета до 3-5 лет. Зато позволяет производителю упаковки объявлять свою продукцию "зеленой", практически не меняя технологии. Пакеты с использованием добавки d2w под видом "зеленых" предлагаются покупателям "Техносилой" и "Ашаном" (что, в силу неосведомленности основной части аудитории уже вызвало резкие выпады в адрес Гринпис, присвоевшего "Ашану" по совокупности критериев самый низкий рейтинг).
Рейтинг экологичности российских супермаркетов, выпуск 01.11, июль 2010 ©
Гринпис ПОСТСКРИПТУМ
Пока ЭКА расписывала экосумки на Пушкинской, другие патриотические экологи - "Местные" -
"упали замертво" у офиса
Русской медной компании (РМК) - оператора печально известного завода «Карабашмедь» в городе Карабаше Челябинской области. "в 2010 году «Местные» уже пикетировали офис РМК: руководству было передано обращение с требованиями по модернизации предприятия, однако экологическая обстановка в городе до сих пор ужасающая", - пишут в пресс-релизе патриотические экологи. " В июле этого года в ходе Экоэкспедиции мы повторно посетили город Карабаш и вместе со съемочной группой телеканала «Россия-2» убедились, что обещания руководста РМК по модернизации производства так и остались на уровне обещаний. В городе по-прежнему ужасающая экологическая обстановка - люди задыхаются, растения выгорают, в реке Сак-Елга зашкаливает уровень железа", - говорит активистка "Местных" Екатерина Вдовина.
Слева: фирменный "местный" креатифф. Речевка "Ты такой-то ответь, сякому-то жизнь или смерть" кочует по всем акциям "Местных" с момента основания организации. Справа - охранник наблюдает, прохожие в недоумении. Желтая футболка на неупавшем замертво патриотическом экологе ничем не отличается от футблолок части активистов ЭКА.
СПРАВКА "ОТТЕНКОВ ЗЕЛЕНОГО"
Движение молодых политических экологов "Местные" основано в октябре 2005 года - через полгода после "Наших". Принято считать, что оно действует под патронажем властей Московской области. В спектре активности значительную долю занимают акции и кампании, не имеющие к охране природы никакого отношения, такие как кампания против мигрантов в 2006 году, а также всевозможные патриотические начинания и заказные шельмования лидеров оппозиции.
Межрегиональная экологическая общественная организация «ЭКА» появилась в 2010 году. Она, как модно говорить в определенных кругах, "была создана на Селигере". Создательница и руководитель - одна из ключевых активисток движения "Наши" Марина Задемидькова. Г-жа Задемидькова участвовала в движении "Наши" с момента его создания, возглавляла Воронежское отделение. В 2009 вместе со Светланой Хоркиной получила от президента Медведева ироничное предложение "стать губернатором", после чего заявляла, что
"могла бы возглавить Воронежскую область". В 2007 году участвовала в выборах лидера "Наших", однако добровольно отказалась от поста в пользу Никиты Боровикова. Впоследствии стала советником руководителя Росмолодежи, основателя и куратора "Наших" федерального комиссара Василия Якеменко и руководителем проекта "Наша Победа". Некоторое время назад сменила фамилию на Кокорина (официально - в связи с замужеством). Этот поступок г-жи Кокориной (Задемидьковой) выглядит, по меньшей мере, непрактичным - имя публичного политика является его главным карьерным активом.
ЭКА получила известность благодаря, в первую очередь, программе "Больше кислорода", осуществленной на деньги косметической MLM-компании
Faberlic, ранее сотрудничавшей с Гринпис в рамках проекта "Возродим наш лес". Официально эта кампания была "ответом" на массовую гибель лесов во время пожаров 2010 года. За исполнение этой благой идеи ЭКА подверглась
критике со стороны Гринпис, обвинившей ЭКА в "принуждении школ к участию в этой затее с использованием региональных административных ресурсов".
К этому стоит добавить, что из числа ведущих косметических компаний программы лесовосстановления в России финансировал - и продолжает финансировать -
Yves Rocher. Французский бренд делает это с 2009 года - и весьма успешно, благодаря
сотрудничеству с WWF.