Нашла в электронном варианте книгу
A World of Her Own: 24 Amazing Women Explorers and Adventurers, а в нем презанимательную историю женщины, которая была навигатором и шкипером на одном из самых быстрых кораблей в истории парусного мореплавания.
Элинор Кризи (в девичестве Прентисс), уроженка штата Массачусеттс, была дочерью капитана шхуны the Californian. Ее детство пришлось на 1820-е - времена, в которые немногие девушки в США получали даже начальное школьное образование. Тем более удивительно, что ее отец обучил ее профессии, которая тогда считалось исключительно мужской - навигации, обращению с секстантом и математическим рассчетам для определения курса корабля. Элинор оказалась весьма способной ученицей, причем ее навигаторские таланты не ограничились только теорией.
В 1841 году Элинор выходит замуж за Иосию Перкинса Кризи, впоследствии капитана знаменитого клипера
Flying Cloud (Летящее облако) - и с тех пор постоянно сопровождает мужа в его плаваниях, причем не только и не столько как супруга. Она служит в качестве навигатора на его кораблях, учавствуя в плаваниях через Тихий океан и в Атлантику.
Десятью годами позже, в 1851, Flying Cloud с Элинор в должности навигатора устанавливает рекорд скорости для парусников, обогнув мыс Горн и добравшись из Нью-Йорка в Сан-Франциско за 89 дней и 21 час. При этом корабль шел с грузом на сумму $50,000, предназначенным для калифорнийских золотодобытчиков. Через 2 года супруги побили свой же рекорд, улучшив его на 13 часов.
Этот рекорд скорости среди парусников был побит только более чем столетие спустя, когда в 1989 году сделанная по современным стандартам яхта Thursday's Child проделала тот же путь за 80 дней и 18 часов.
Еще одна книга, посвященная кораблю и Элинор, и выдержки из нее (перевод мой):
http://www.amazon.com/Flying-Cloud-Americas-Famous-Clipper/dp/0688167934 "...Быстроходность Flying Cloud - известный факт морской истории Америки. Однако, один из наиболее интересных аспектов истории корабля до сих пор не был как следует исследован. Мало кто знает, что навигатором Flying Cloud была жена капитана, потрясающая женщина, далеко опередившая свое время. Как навигатор, Элинор Кризи прокладывала корабельный курс и ежедневно определяла координаты корабля. Она вела Flying Cloud сквозь обширное сплетение ветров и морских течений, в обход опасных мелей. Она пользовалась новейшими на тот период научными данными и методами навигации, которыми многие другие пренебрегали. На борту гоночной яхты - а клиперы были таковыми, - вклад навигатора в то, пересечет ли корабль финишную черту первым - такой же, как и шкипера. Тем не менее, важная роль Элинор в истории Flying Cloud была почти полностью забыта в течение 150 лет.
Были и другие капитаны клиперов, которые брали своих жен в длительные плавания. Большей частью, однако, эти жены оставались на пассивных ролях, типичных для того времени. Женщины, особенно замужние, имели мало прав с точки зрения государства. Им не разрешалось голосовать до 1920 года, когда была проведена 19-я поправка к Конституции - для чего потребовалось почти пятьдесят лет пробивать сильное сопротивление Конгресса. Женщина не имела права собственности, как и права на любую заработанную ей плату, не имела права на собственных детей в том редком случае, когда был дан развод, и не имела права работать или получать высшее образование. Во времена, когда Flying Cloud отправилась в свой рейс из Нью-Йорка в 1851, только один либеральный колледж искусств в США, Oberlin в штате Огайо, набирал студентов-женщин.
Однако, имелись примеры того, как жена капитана принимала более активное участие в жизни корабля, обычно в критических ситуациях. Один из известных примеров - клипер Neptune's Car. В 1856 году, когда корабль достиг мыса Горн, капитан оказался слишком болен для осуществления навигации. Его первый офицер находился под арестом в своей каюте за неподчинение. Второй офицер не обладал квалификацией, достаточной для ведения корабля. Жена капитана, Мэри Энн Паттен, беременная на тот момент, использовала все знания о навигации, полученные от мужа, чтобы провести корабль вокруг мыса Горн и на более чем шесть тысяч миль на север к Сан-Франциско по Тихому океану.
Во времена винджаммеров (последнего поколения парусников, для корпусов которых использовали металл), наступившие за эрой клиперов, стало вполне обычным для капитанов брать своих жен с собой в плавания. Точно так же как Мэри Энн Паттен, некоторые из них замещали мужей в исполнении обязанностей когда это было необходимо, либо постоянно служили на должности корабельной медсестры. Но мало кто, если вообще кто-либо, из капитанских жен выполнял роли, делавшие их равными мужьям; последние попросту не позволяли этого. Место женщины на борту корабля не слишком отличалось от такового дома на берегу. От женщины требовалось быть спутником мужа, стирать и гладить его одежду, и следить за тем, чтобы он был хорошо накормлен.
Элинор Кризи сильно отличалась от других жен капитанов. Она вышла замуж за Иосию Перкинса Кризи в 1841 и служила навигатором на его кораблях до самого конца его карьеры, неся на себе все обязанности своей должности в полной мере. Это не была всего лишь любительская возня с секстантом, отнюдь нет. Напротив, ее проницательность и талант навигатора сыграли огромную роль в главном успехе Flying Cloud и мужа Элинор, капитана корабля, во время отмеченного рекордом рейса 1851 года. Ее достижения показали, что даже в такой сфере мужского доминирования, как морская торговля, обладающая умом и смелостью леди может оставить немеркнущий след в истории и превзойти лучших из мужчин, державших в руках секстант. Тот факт, что возможность подобного зависела от согласия ее мужа относиться к ней на равных, не умаляет этих достижений. Напротив, это показывает, насколько замечательную пару представляли вместе супруги Кризи.
...В распоряжении Элинор была книга лейтенанта Мэттью Фонтейна Мори Explanations and Sailing Directions to Accompany the Wind and Current Charts, вместе с его картами. Изучение этой книги, равно как и основ навигации по звездам, помогло мне понять уровень способностей Элинор к постижению сложных предметов и понятий ее профессии.
...В сохранившихся кратких отчетах о плаваниях Flying Cloud об Элинор говорилось как о доброй, отзывчивой, очень любившей общение. Сообщалось, что помимо прямых обязанностей навигатора она исполняла должность корабельной медсестры, была очень добра по отношению к команде, и занималась подготовкой провианта для путешествий.
...Согласно дневникам Самуэля Роудса из архива Исторического Общества в Марблхэд, Массачусеттс, члены команды, принимавшие участие в последующих плаваниях на Flying Cloud, свидетельствовали о том, что в их рационе свежее мясо было дважды в неделю, что было совершенно необычно для торговых кораблей того времени. Это является прямым доказательством того, что Элинор позаботилась о лучшем, чем обыкновенно бывало, обеспечении подчиненных своего мужа - хотя бы в отношении их питания. Также, среди содержащих информацию о Flying Cloud документах Исторического Общества Марблхэд, имеется письмо, написанное одной из пассажирок корабля во время его первого рейса, по имени Сара Боуман. Она описывала Элинор как добрую, отзывчивую, общительную, увлеченную искусством и поэзией. Боуман также дала ей следующее описание: "Ни у кого я не видала таких восхитительных глаз, больших, влажных, светло-карих, мягких как у газели и всегда лучащихся добротой к каждому".