Очередной кусочек из книги, на сей раз речь пойдет о состоянии беспомощности и его влиянии на здоровье:
Эллен Лангер и Джуди Роден-молодые медики, занимавшиеся исследовательской работой в Йельском университете. Они работали с людьми преклонного возраста в частной лечебнице и регулировали возможность стариков влиять на повседневные события в их жизни.
Они разделили дом на этажи. Обитатели первого этажа получили дополнительную возможность влияния на свои образ жизни и дополнительное право выбора..
Однажды к ним обратился директор: «Я хочу, чтобы вы узнали обо всем, что можете делать сами здесь, в «Тенистой роще». На завтрак можно выбрать либо омлет, либо яичницу, но выбрать нужно вечером. По средам или четвергам будет кино, но записываться нужно будет заранее. Вот цветы; можете выбрать, какой хотите, и унести к себе в комнату - но поливать его будете сами»
На втором этаже директор сказал: «Я хочу чтобы вы узнали о тех добрых делах, которые мы делаем для вас здесь, в «Тенистой роще». На завтрак бывает омлет или яичница. Омлет мы готовим по понедельникам, средам и пятницам, а яичницу - в остальные дни. Кино бывает вечером в среду и четверг: в среду - для тех, кто живет в левом коридоре, в четверг - для тех, кто в правом. Вот цветы для ваших комнат. Сестра выберет каждому по цветку и будет за ним ухаживать».Таким образом, получалось, что обитатели первого этажа могли сами распоряжаться дополнительными благами; на втором этаже люди получали те же блага, «о без возможности влиять на них.
Через восемнадцать месяцев Лангер и Роден вернулись в лечебницу. Они установили, что группа с правом выбора оказалась более активной и счастливой, судя по специальным оценочным шкалам. Они также обнаружили, что в этой группе умерло меньше людей, чем в другой.Этот поразительный факт свидетельствовал, что выбор и возможность контроля над ситуацией могут спасать жизнь, а беспомощность, возможно, способна убивать.
Мадлон Висинтейнер хотела исследовать это явление в лабораторных условиях, где условия можно регулировать, и понять, каким образом владение предметом и беспомощность могут влиять на здоровье. Она взяла три группы крыс; первой группе давали умеренный шок, которого можно было избежать, второй - неизбежный шок, а третьей - никакого шока не давали. Но,' прежде чем начать собственно эксперимент, Мадлон привила каждой крысе в бок несколько клеток саркомы. Опухоль была такого типа, который неизбежно приводит к смерти животного, если не отторгается его иммунной системой. Количество привитых клеток было выбрано таким образом, чтобы в нормальных условиях 50% крыс отторгли бы опухоль и выжили.Эксперимент был организован идеально. Все физические параметры контролировались: сила и продолжительность шока; питание; условия проживания; размер опухоли. Единственное различие между тремя группами состояло в их психологическом состоянии. Первая группа ощущала приобретенную беспомощность; вторая владела ситуацией; третья, контрольная, была психологически неизменна. Если бы оказалось, что эти три группы отличались бы своей способностью отторгать опухоль, единственным действующим фактором могло оказаться психологическое состояние.
В течение месяца 50 /о крыс, не подвергавшихся шоку, умерли, а 50% - отторгли опухоль; это - обычное соотношение. У крыс, которые могли избегать шока, нажимая на клавишу, отторжение опухоли произошло у 70%. У беспомощных крыс, которые не могли избежать шока, отторжение произошло лишь у 27 /о.Вот так Мадлон Висинтейнер стала первым человеком, который продемонстрировал, что психологическое состояие - приобретенная беспомощность - может вызывать рак.
Другое открытие Мадлон было связано с детством крыс (точнее говоря, с периодом, когда крысята уже перестают питаться молоком матери). Мадлон обнаружила, что крысы, испытавшие в раннем возрасте способность влиять на ситуацию, приобретают иммунитет к опухолям, который сохраняется у взрослых животных. Она подвергала крысят воздействию шока, которого можно было избежать, неизбежного шока или вообще никакого, а потом ждала, пока они вырастут. Затем она привила им саркому, делила первоначальные группы на тройки и затем каждую новую группу подвергала воздействию двух видов шока (плюс отсутствие его). Большинство крыс, которые в раннем возрасте познали чувство беспомощности, не смогло, будучи взрослыми, отторгнуть опухоль; большинство же тех, кто избежал шока в детстве, отторгли ее взрослыми. Таким образом, детский жизненный опыт оказался ключевым фактором для способности отторгать опухоль взрослыми животными. Способность контролировать ситуацию в детстве укрепляет иммунную систему, а ранняя беспомощность повышает риск рака у взрослых крыс.
Это открытие было вскоре подкреплено подробным исследованием иммунной системы беспомощных крыс. В иммунной системе, защите клеток организма от болезни, содержатся различные виды клеток, задачей которых является распознавание и уничтожение враждебных посягателей типа вирусов, бактерий и опухолевых клеток. Так называемые Т-клетки распознают конкретных врагов, например, коревых вирусов, после чего энергично размножаются и уничтожают их. Другие, так называемые клетки-убийцы, уничтожают все инородное, что им встречается.
Изучая иммунную систему беспомощных крыс, исследователи обнаружили, что перенесенный последними неизбежный шок ослабляет ее. Т-клетки утрачивают способность кбыстрому размножению; у клеток-убийц, вырабатываемых селезенкой беспомощных крыс, резко падает поражающая способность.
Эти данные свидетельствуют, что приобретенная беспомощность не только влияет на поведение особей, но действует даже на клеточном уровне, делая иммунную систему более пассивной. Это означает, что одна из причин, почему беспомощные крысы у Висинтейнер не могли отторгнуть опухоли, была связана с тем, что сама их иммунная защита ослабела под воздействием беспомощности.
Другие исследования касались рака молочной железы. В Англии наблюдали за шестьюдесятью девятью женщинами в течение пяти лет. Среди тех, у кого не было рецидива, преобладали женщины с «бойцовским духом»; летальный исход и рецидивы преобладали у тех, кто беспомощно смирился и опустил руки перед диагнозом.
Позднее объектом исследования были тридцать четыре женщины, которые посещали Национальный раковый институт по поводу рецидива рака молочной железы. Каждую из них подробно опросили об ее жизни: замужество, дети, работа, заболевание. Затем началась хирургия, облучение, химиотерапия. Мы ознакомились с данными этих опросов и проверили пациенток на оптимизм, используя технику CAVE.
После рецидива рака молочной железы обычно долго не живут, и примерно через год женщины, находившиеся под наблюдением, начали умирать. Некоторые умерли в течение нескольких месяцев; другие, абсолютное меньшинство, живы до сих пор. Кто же прожил дольше всех? Те, кто радовался жизни, и те, у кого был оптимистичный стиль объяснения.Может быть, эти оптимистичные женщины просто не были так сильно больны, как другие, и именно поэтому прожили дольше, а вовсе не из-за своего веселья и оптимизма? Нет. Национальный раковый институт хранит бесценные, подробные истории болезни, где дотошно зарегистрировано все: и активность клеток-убийц, и число пораженных лимфатических узлов, и стадия болезни. Оказалось, что выживаемость никак не была связана с тяжестью болезни.
Мозг и иммунная система связаны не нервами, а гормонами. Эти химические посланцы циркулируют с кровью и могут переносить эмоциональное состояние из одной части тела в другую. Было достоверно показано, что мозг изменяется, когда человек впадает в депрессию. Нейрогор-моны, которые передают «послание» от одного нерва к другому, могут истощаться. Один из видов этих гормонов, так называемый катехоламин, истощается при депрессии.
При помощи какой цепочки физических событий может иммунная система почувствовать, что ее хозяин пребывает в пессимизме, депрессии или печали? Оказывается, что при истощении катехоламинов возрастает активность других химических веществ - эндорфинов, вырабатываемых вашим телом аналогов морфия. У клеток иммунной системы имеются рецепторы, которые ощущают уровень эндорфинов. Когда содержание катехоламинов низкое, как бывает при депрессии, содержание эндорфинов повышается; иммунная система ощущает это и «свертывается».
Если уровень пессимизма может привести к истощению иммунной системы, то представляется вполне вероятным, что пессимизм может вредить вашему здоровью в течение всей жизни.