Расскажу еще несколько личных мотивов связанных с Кустанаем.
Когда я пришел на встречу однокурсников, то они стали активно шутить, что и не знали, что с Лениным учились. Мой современный вид иногда сильно напоминает Вождя. Хитом является фотография сделанная в Поронине, Польском городке где Ленин бывал до 1 Мировой, где был естественно Ленинский музей, которым кормили всю Польшу. Когда то мы были там на конференции, среди получившихся фотографий, есть одна под кодовым названием "Ленин в Польше". Среди знакомых она идет на Ура.
В моей исторической идентичности есть пересечение различных сюжетов. Один связан с казахскими предками. я эту тему обозначил, но там есть еще очень занимательные повороты о которых позже.
Другая линия связана с казаками. По линии отца у меня казачья кровь. Эта тема никогда не была значимой в семье. Но в последние годы она очень сильно актуализировалась. Главным проводником ее явлеятся мой дядя, который на фоне крушения советской идентичности открыл в себе какзака и стал активным проводником и популяризатором этой темы. Интересно сам процесс мифотворчества и конструирования истории и прилаживания ее к современной ситуации. Мощнейшую роль начинают играть материальные символические артефакты. Принципиальным становиться вопрос о цвете лампас. Открывается хранимая легенда о зарытой в огороде атаманской шашке. Огромный мир. Собираются книги о казачестве. мне были показаны местные книжки о Пресногорьковском казачестве, написанные заинтересованным историком любителем. Текст представляет призанимательный сплав официальной дореволюциооной истории казачества, официальной истории добровольного и прогрессивного вхождения Казахстана в Россию советских времен и описание борьбы со среданеазиатскими поработителями. Затрагивались и проблемы истории казачества в казахстане, но только затрагивались.
Я вспомнил, как несколько лет назад оказался на экскурсии в Московском кремле. Экскурсовод рассказала о "наших ребятах" красных бойцах похороненных у кремлевской стены после боев за установление в Москве советской власти, добавила про реставрацию кремля, какая она роскошная, и дала совет на какую икону нужно ориентироваться и какую покупать. Подобный винегред становиться массовым в совремнных условиях пока не будут отыграны страе темы и не возникнет новый ракурс истории.
В Казахстане возрождение казачества было встречено официальными структурами очень плохо. Казачество проводник великорусской имперской политики. Историческии линии казачьих станиц вгрызались в пространство Казахстана и явно демонстрировали условность современной границы. Однако затем был найден механизм снятия напрежения. Назарбаев стал казачьим атаманом, а те варианты описания истории которые я видел являюсться способом связать российское казачье прошлое с современной ситуацией подогнать историю под нее, легитимизировать ее и снять напряжение.
Я не знаю как сейчас преподают историю в Казахстане. Могу догадываться, я читал школьные учебники с описанием мудрого правителя Бату-хана.
Видел тексты с весьма наивных удревлением этничности. Такие типы историописания характерны для всего постсоветского просранства. В Азербайджане надо обязательно описать свою прошлое как автохтонного народа и также обязательно привязать себя к прикочевавшим сюда тюркам. В узбекистане и Украине Белоруссии и самой Росии везде похожие проблемы слияния и связывания различных сюжетов. Иногда это очень смешно иногда очень грустно.
Когда мы сидели с однокгрупниками, умница Нурзангуль сказала, что в начале 90 не смогла работать в школе. Голова разрывалась от необходимости связывать противоречивые позиции. Сменила профессию. Конечно те кто остались находят свои варианты. Как могут.
Но, что я остро понял, конечно я это знал всегда, но такой большой пробег по странам бывшего соцлагеря которы был у меня в эту весну лето Польша, Литва, Латвия, Украина, Казахстан, плюс чтение Ab Imperio, что за насилие над историй придеться платить. Те кто навязывают добровольное вхождение расплачиваются за это. Те кто теперь пришли к власти и заявляют Вас здесь не было а если вы тут и были то принесли один мусор, тоже не должны обольщаться. История многомерна. Еще придется расхлебывать последствия своего диктата над сложностью истории.
Меня до сих пор очень сильно цепляет правописание моего города. Всего одна буква. Кустанай или Костанай. Попытка внедрить в реальность, свести реальность только к одному написанию, порождает мощное сопротивление. Буква становится конденсационным символом собирающим в себе энергию. Я уверен, что эта буква еще скажет свое слово в истории, это мина замедленного действия, которую неграмотные люди заложили под свой социум.
Это пока все праздник произвольного творения истории.
Кустанай произвел очень сильное впечатление тем, что остро чувствовал его степное расположение. По сравнене с растущим в небе и стремительно меняющимся Екатеринбургом. Кустанай это степной, мало этажный городок. Я впервые очень остро чувствовал его провинциальность. Опять таки я всегда это знал, но сейчас так остро чувствовал. Естественно город перестраивался и обновлялся, радикально сменились вывески. Но он по прежнему закрыт в себе самом. И сменив вывески не поменялся. конечно стало очень много казахских лиц. Население не прошедшее урбанизацию это очень серьезная социальная проблема. Не знаю отражают ли это местные руководители, но местные явно воспринимает эту тему очень серьезно. Как эти процессы сыграют в ближайшем будущем можно только гадать.
При чтение текстов связанных с Украиной, и вдискуссиях там, я замечал некоторые тенденции к усложнению взгляда на истории и поиск не одномерных ракурсов. Про Казахстан я не могу сказать, у меня было очень мало контактов. Посмортим...
Ленин в Польше. Поронин (Польша)ноябрь 2006