Балет "Пахита" Екатеринбургский театр оперы и балета

Jun 18, 2018 01:25

Балет «Пахита»
Были с Ларисой и Светой на «Пахите». Возможно я потом напишу что то более подробное и связное об этом действии. А оно того стоит. Но сейчас первые впечатления.
Это очень хорошо и интересно. Можно сказать, что тут яркое художественное высказывание играющее с рамками жанров и выходящее за них и восстанавливающее их и собственно этой игрой с рамками поддерживающее их.
Я не буду ничего говорить о музыке и танцах и исполнителях. Мне не хватет компетенции для их оценки. Но это было интересно.
Хореография 1861 восстановлена с максимальной приближенностью к оригиналу. Первая постановка 1847 год. События отсылают к завоеванной Наполеоном Испании.
Три акта в которых пантомимы больше чем собственно танцев. И в дополнение Grand pas чистые балетные формы как таковые.
Для отстранения от абсурдности и наивности сюжетной линии с цыганско боливудским сюжетом, про убийства, похищения, обретения забытых родителей и карой злодеев создается несколько рамок.
Рамка посредством размещенной на заднике цитаты из «Макбета» Шекспира «It is a tale
Told by an idiot,
full of sound and fury
Signifying nothing»
Рамка визуальных цитат когда каждый акт отсылает к каким либо привычным образам из истории культуры.
И собственно игра с повествованием с этими самыми актами создает еще одну рамку.
Первый акт стилизация под реконструкцию начала 19 века наполеоновской Испании.
Второй акт самый драматичный кульминационный, с борьбой за жизнь отравлением, переодеванием и ножами убийц подан как цитата из немого фильма в котором события происходят в «авангардистской» квартире.
Третий акт и сюжетное и сценическое снижение темы. Современное пространство с мониторами транслирующими футбольный матч, с вторжением в трансляцию новостей и, что особенно забавно заставка этих новостей российская. Разрушение границ жанров проявляется и в том, что героиня восклицает «папа» увидев на экране телевизора изображение отца. При том если все персонажи одеты в современные одежды. Но главная героиня Пахита в балетной пачке.
Этим постоянным обозначением условностей и их нарушением постановщикам удается вычленить собственно игровую форму балета и собственно сюжета, и в то же время подчеркнуть художественность действа.
Интересен прием смены эпох от акта к акту, при том, что каждый эпизод это элемент линеарной структуры завязки кульминации развязки с как бы теми же героями, но они одновременно и те и не те и сюжет и един и различен. Комбинаторика линейных и вертикальных связей, синтагматической и парадигматической линий. Обозначение двойной связи (double bind) и в линеарном и вертикальном порядке. Двойную связь традиционно рассматривают как один из источников шизофрении ( в самом широком смысле этого слова).
Строго говоря в первобытном тотемизме тоже можно увидеть double bind когда племя одновременно отождествляет себя с зооморфным предком и отделяет себя от него. И это не вызывает проблем. Главное делать это ритуально правильно.
Посмодернистская произвольная игра с цитатами и реальностью это тоже способ жить в таком двойном, тройном и прочем современном мире со сложными последствиями для того кто такую реальность принимает. Или же с толкованием в сторону принижением реальности и действия (это только беззаботная игра Signifying nothing намекают постановщики).
C другой стороны подобная работа с линеарным сюжетом с переходом на разные этажи времени симптоматична для современной культуре выходящей за рамки прямолинейной линеарной истории Модерна и ищущей адекватные формы повествования.

тропы, art, нарратив, история

Previous post Next post
Up