Ладно, я смирился с тем, что я бездельник и паразит. Вместо того, чтобы зарабатывать деньги 24 часа в сутки, как это положенно Настоящему Американцу (тм), я занимаюсь всякой фигней: в частности, смотрю, иногда, кИна и пишу в ЖЖ.
Ну и хрен с ним!
Во всяком случае, я посмотрел Датское кино, которое понравилось мне гораздо больше, чем с...й "Антихрист" (который мне активно НЕ понравился, как я уже писал когда-то). "Восшествие в Валгаллу" (я не уверен, что это лучший перевод Valhalla Rising, но, "восшествие" все-таки антонимично "сошествию" (во Ад, разумеется), созвучно "восшествию на престол" и отражает активный характер трансформации -- в отличии от "вознесения")
Николас Виндинг Рефн снял отличную философскую притчу -- о вере, о выборе, о жертвоприношении -- о том, о чем все философские притчи вообще. Видимо, не "кино всех времен и народов" -- почему, об этом чуть ниже -- но очень качественное и законченное.
Оператору -- мое почтение -- потому, что у него поучился такой Рокуэл Кент, который, почти что, лучше самого Кента (Кент все-таки был, в первую очередь, график -- и совсем не такой могучий колорист, чтобы передать всю магическую силу Севера).
Еще большее мое почтение адресованно практически всем актерам -- и особенно -- Мадсу Миккельсену, исполнившему главную роль.
Ну а теперь -- извините за спойлеры, которые не помешают смотреть кино -- потому, что это вам не детектив. Тут не важно, "убийца -- парикмахер", или -- нет.
Судя по всему -- Гренландия, и я бы сказал, что век XIII... На побережье -- христианские потомки Эрика Рыжего, загнавшие "язычников" дальше в горы. "Язычники" пытаются снискать благожелательность Одина, устраивая ритуальные поединки между рабами... Христиане по-тихоньку их дорезают -- хутор за хутором... (Кто собирается ужаснуться -- отсылаю всех к "Хеймскрингле" и исландским сагам, там подробно описано, как именно вводилось христианство в Скандинавии)
Среди всех рабов особо выделяется один -- по кличке "Одноглазый" -- который, раз за разом, убивает своих противников... А в промежутке -- сидит в деревянной клетке на цепи... Еду и воду приносит ему еще один раб -- мальчик Аре...
"Одноглазый", по словам Аре (а сам Одноглазый не разговаривает) -- вернулся прямиком из ада, который, разумеется, "на той стороне океана"...
Вам, дорогие читатели, уже все понятно?..
Ну вот, мне тоже... И совсем непонятно замешательство большинства зрителей и критиков. .. Че?.. Древнескандинавские мухоморы вкуривает так немного народу?..
Но образ Одина на цепи и в клетке, участвующий в жертвоприношениях Одину, -- это по-нашему (в хорошем смысле). Олдя радуются.
Потому, что "Одноглазый" -- это, конечно же, Один.
Лишенный большей части своей магической силы пришедшим "белым богом"...
Но он, все-таки, -- Один. И примитивная магия его нынешних почитателей (которые уже все поперезабывали -- и даже не врубаются с кем имеют дело) не может ему ничего дать... Поэтому -- после их бесславного и достаточно мучительного конца -- "Одноглазый", вместе с Аре, мпускаются в долину -- к людям "белого бога" (что вы -- никаких чудес и магии, все предельно реалистично: заныканный наконечник от стрелы, кому-то каменюкой по кумполу, остальных -- отобранными копьем и топорм; в фильме вообще все предельно реалистично и материалистично, включая сверхъестественное -- и "кроме мордобития -- никаких чудес", как и положено в Скандинавской мифологии)... Люди "белого бога", не менее, к стати, жалкие, чем их языческие противники (потому, что они такие же христиане, простите, как нынешние россияне -- православные), как раз собрались плыть на Блошую Землю, присоединяться к Крестовому Походу (какой нынче год на дворе -- и который там поход не вполне, кажется, ясно и самим "христианским викингам"), но какой же придурок откажется от такого воина, как "Одноглазый"?.. Обратим его в христианство по-дороге!..
Правда, вместо Европы и Святой Земли горе-крестоносцы попадают совсем наоборот в Винланд, где Одину приходит в голову замечательная идея... Ну, а чтоб не портить вам удовольствие от простмотра фильма окончательно -- то вы уж сами там все увидите: что из этого вышло...
(Кто не найдет -- тем я расскажу в коментариях! :) )
теперь -- о сильных и слабых сторонах фильма. Про сильные я уже упоминал -- Миккельсену удается добиться достоверного развития образа, не произнеся за весь фильм ни единого слова.
Рефн очень любит Тарковского и Херцога (еще он любит, по-моему Урсулу ле-Гуин, но довольно иронической любовью -- Аре, конечно же, отсылка к Аррену из "На последнем берегу" -- но и к Аре Марсону, побывавшему в "Великой Ирландии" до Лейва Счасливого). Вот, как раз, некоторая перегруженность ссылками и ассоциациями делает смотрение этого фильма несколько слишком "аналитическим" и предсказуемым. Я где-то на середине знал чем все, примерно, закончится, что, в прочем, не помешало мне с интересом все это досмотреть.
Чего и вам желаю.
Как сказал бы кое-кто "Белый хлеб, изюм -- попадается местами" (С моей скромной точки зрения)
Ваша точка зрения, конечно, может не совпадать с моей.
Так как это не политика -- то разумная (и не очень) дискуссия приветствеутся: искусство дело эмоциональное и индивидуальное, поэтому на комментарии "не понравилось", я не буду "с ножом к горлу" приставать: "Обоснуй!"
("Одноглазый"-то, пожалуй, ножичком... того... полоснул бы: да и дело с концом! :) )