31 октября прошло очередное заседание ИТ комитета Питерского отделения American Chamber of Commerce.
Виктор Наумов из Beiten Burkhardt сделал доклад с обзором изменений в 4-ой части Гражданского Кодекса, которые вступают в силу с 1-го января 2008 года.
Моменты, которые особо обратили на себя моё внимание:
1) Исключительно право на интеллектуальную собственность приравнено к имущественному праву. Капитализировать исключительные права можно было и раньше, а вот закладывать и т.д. - нет.
2) Описаны схемы распоряжения исключительным правом. Исключительное право теперь можно отчуждать (передавать) и предоставлять на временной основе (лицензировать). Причём лицензирование возможно как простое, так и исключительное.
3) Смена владельца исключительного права не влияет на лицензиатов. Т.е. если, например, товарный знак поменял владельца, при этом третья сторона обладала лицензией на этот товарный знак, то теперь третьей стороне не нужно перезаключать договор лицензирования - он продолжает действовать.
4) Описаны права по умолчанию для случаев, когда интеллектуальная собственность создаётся на заказ.
5) Отдельная часть посвящена служебным произведениям, т.е. объектам интеллектуальной собственности созданным во время работы на того, или иного работодателя.
6) Права на "работу в стол" возвращаются к автору через 5 лет, в случае, если изобретение или другой интеллектуальный продукт не использовался в течение этих 5-ти лет. Правда, механизм доказательства, что продукт интеллектуальной деятельности не использовался в течение этих 5-ти лет, отсутствует.
7) Кроме защиты прав создателя структуры базы данных, добавлена защита содержимого базы данных, если в базе более 10 000 строк (объективных причин именно для такой границы не приведено). Похоже пролоббировано компаниями типа Гарант и Консультант Плюс.
8) В силу введения новых понятий и значительного изменения работы с интеллектуальной собственностью вообще, примерно половина закона о коммерческой тайне перестаёт работать. Появятся противоречия между терминологией в рамках ГК и в рамках "Закона о коммерческой тайне".
После презентации была возможность задавать вопросы:
1) Как повлияет нововведения на практику около лицензионных маски-шоу? - Поводов для этого значительно добавится. Причём! После двух проверок на соответствие законодательству об интеллектуальной собственности , в течение которых были найдены нарушения, можно поднимать вопрос о ликвидации юрлица. Стоит отметить, что существует весьма немного причин для принудительной ликвидации компании. Теперь будет одной больше.
2) Условия и особенности Enterprise License Agreements так и остались не разъясненными.
Презентация доступна
здесь.