Отелло Някрошюса 26 октября

Oct 27, 2007 10:59

Либо этот сюжет мне ближе (а он мне конечно ближе), либо я всё же начал врубаться, но второй спектакль понравился мне значительно больше. Особенно "полу-балетные" сцены в конце первого и третьего акта.

Особенно остро я почувствовал весь идиотизм ревности. Сократ был абсолютно прав: "в ревности больше себялюбия, чем любви." Причём само-разрушительного себялюбия. Имхо, даже если бы Дездемона была виновата, всё равно, если она осталась с Отелло, ему было бы лучше отмести подозрения. Много историй я слышал уже за свою жизнь, и ни разу я не припомню, чтобы ревность и подозрения имели бы хоть какой-то смысл, позитивный результат. Я вполне понимаю людей, которые прощают партнерам интрижки на стороне.

Если ты любишь человека - тебе в первую очередь должно быть важно, чтобы ему было хорошо, чтобы его не обидели. Если ему какое-то время было хорошо с другим... Какая разница за ужином, разговором или в постели? Ведь это же всё досужая мораль, предрассудки. Объективно - почему нет?

Если человек ушёл от тебя - ты уже проиграл, чего махать руками после драки? Если человек оступился, или загулял... ну и? что теперь особую проблему из этого устраивать? Главное, что он вернулся, что он по-прежнему хочет жить с тобой.

Ладно, закончили с философствованием. Что ещё хотелось бы отметить - так это костюма и декорации. Мне всегда нравились прибалтийские мультики, их непонятная мне, но чем-то привлекающая, "инаковость". Не могу объяснить, что я там "понимал" - мне просто нравилось. В обоих спектаклях Някрошюса, которые мы посмотрели, минималистичны, внешне простые, костюмы и декорации исполняют роль некой бритвы Оккама, которая отсекает всё лишнее, мелкое, неважное, сиюминутное. И делает это весьма эффективно.

В какой-то момент подумалось, что Додин обязательно вставил бы сюда эротики, но мне не кажется, что обнажённое тело что-то добавляет к пониманию сюжета, какие-то необходимые краски в картину. Забавно, но эротика наскучила мне в спектаклях театра Европы.

Забавно, с одной стороны, для меня - Отелло ближе Гамлета. Но что ближе - не могу сказать. Его ярость - не вспышка, он планировал смерть Дездемоны. Я же способен на вспышку, не на глухую азиатскую затаённую обиду и ненависть. Дайте мне время - я всегда отойду и сам себе буду лучшим "адвокатом дьявола". Ревновать я могу но, осознавая свою неправоту, поэтому ревность вряд ли выльется у меня в какие-то действия.

В общем - я доволен. Спектакль мне однозначно очень понравился.

Шекспир, Някрошюс, Балтийский Дом, Додин, балет, МДТ, прибалтика, Сократ, Отелло, театр, размышления

Previous post Next post
Up