Браво!!! Трижды браво Диане и авторам концепции! И художнику-постановщику! И художнику по свету! В общем, всей команде, которая воплотила эту концепцию.
Диана видимо сильно нервничала. По крайней мере, на сцене она появилась уже после 2-го звонка и расшагивала из стороны в сторону в своих грубых ботинках, периодически исчезая за кулисами. Бенефис начался с опозданием на 10 минут - похоже ждали каких-то слуг народа.
Итак, я начинаю. Криб-краб снурре, урре, базелюрре. (с)
Сначала Диана постепенно сдвигает кубы с центра сцены (сейчас, после просмотра произведения целиком, подумалось - рождается?).
Первый фрагмента - Форсайт. На сцене - Диана и партнеры, в первую очередь Колб. Автоматическая ассоциация вначале - метания между мужчинами (Колб - Фарух?). Наш эксперт Юля восприняла это как метания между партнерами по сцене. Но уже после следующего номера я стал склоняться к интерпретации Форсайтовского фрагмента как метаний юной Дианы между различными увлечениями.
Форсайт сменяется проекцией кирпичной стены на заднике, сформированном из блоков. Игра с видео изображениями - это отдельная песня и я не возьмусь это описать. Так вот, внизу стены возникает пролом, и сквозь него на сцену выступают тени из третьего акта Баядерки. Помните в балете они спускаются по наклонному пандусу и в конце концов образуют прямоугольник из 30 с лишним балерин. Здесь то же самое, только вместо пандуса - пролом в стене. Сцена воспринимается как озарение Дианы балетом. :)
Следующий этап - Вагановка. На тот момент я уже воспринимаю спектакль как автобиографию Дианы, её путь в балете. "Вагановку" символизирует танец маленьких лебедей, причём оригинальная музыка Чайковского смикширована в нечто более современное. Узнаваемые куски балетной музыки постоянно прерываются внешними вкраплениями. За этот фрагмент звуко-режиссёру - отдельное браво. Не переборщил, и при этом сделал цельный кусок, не нарушив структуры танца и хореографии. В какой-то момент в верхней части задника проламывается дыра, через которую видно стилизованный балетный класс. По сути весь спектакль сцена постепенно расчищается от белых параллелепипедов, которыми она загромождена вначале. Метафора роста и расширения внутреннего мира?
Па-де-де Баланчина на музыку Чайковского: Вишнева и Фадеев. Первый выход Дианы игрив, как только она умеет это делать. Как летом она танцевала в первом акте Ромео и Джульетты. Андриан Фадеев был достойным партнером. Зал наконец-то дождался возможности аплодировать по ходу. Кстати об аплодисментах. Им нет места в этом спектакле, вплоть до его окончания. Но кто-нибудь постоянно порывался разорвать сплошную ткань композиции неуместными знаками поощрения. Мне тоже нравится, как Диана танцует. Но это же не повод делать из балета капустник, прерываясь на аплодисменты после каждого номера! Классический пример неуместных аплодисментов - третий акт того же Ромео. Влюбленные гибнут - а зритель тащится. Поубывав бы! (с) Да, я отвлёкся, па-де-де стал для меня символом триумфа Дианы на сцене.
И понеслось. И на сцене, и наверное в жизни было также. Хореография, стилизованная под танец теней, только значительно быстрее и с метрономом в качестве звуковой дорожки. Прекрасная метафора! Для тормозов, прапорщиков и гостей нашего города, в конце фрагмента читается текст с субтитрами на заднике о том как жизнь летит, а мы не замечаем.
Классный ход. Хореографически, звуково, декорационно, текстово - все флаги в гости к нам.
Задник продолжает разрушаться. Остаётся только рамка.
Ну и? Задавал я себе вопрос. Что же дальше? Каков результат переоценки Дианы? Как она оправдалась перед собой? Какой ответ нашла на вопрос, который мы все себе задаём в определённом возрасте?
Лебедь! Диана танцует Лебедя! Жизнь ради искусства. Но танец не до конца идеален. Чувствуется скованность. Чувствуется неуверенность и страх, что "балетные" не оценят этот потрясающий сплав на границе нескольких видом искусств. Что зритель не узнает аллюзий, не поймёт их. Не оценит.
Занавеса не было. Просто участники стали выходить на поклон - ученицы Вагановки, "тени", актёры миманса, партнёры. И вот, пришёл черёд Дианы. Но она не спешит. Но страха нет, скорее чувствуется благодарность всем тем, кто участвует в создании чуда по имени балет, благодарность партнерам всех уровней и профессий. Но вот и она. И я сразу чувствую - многие не поняли. Не приняли некоторые "балетные". Не понял "гламурный" зритель. Мне хотелось командным голосов сказать залу - "Все встали и скандируем Браво!". Но после первого поклона половина партера ушла. Как мне сказали, ещё в процессе, уходила часть галёрки. Но ушли не все. На сцену вышел ГенШтаб - авторы концепции и всего остального, того, что "на стыке". И они получили отдельное Браво. И те кто остались, они не останавливались и вызвали Диану ещё раз. И тут не выдержала уже она.
На декорацию сзади вернулись арфистка и виолончелист. И Диана станцевала ещё одного Лебедя. И вот этот Лебедь был уже в разнос. Этот Лебедь уже рвал твои эмоции, как рвал струны Паганини. Потому что Диана прониклась и её понесло, ушла скованность ушли все сомнения. Остался огромный талант и страсть. Это было ошеломительно хорошо. И потом выходили ещё авторы. И Диана в конце концов вытащила один из кубов на середину и дала отдых своим ногам, но отдав дань уважения тем, кто остался. Тем, кто я надеюсь, понял и почувствовал, что произошло ещё одно маленькое чудо - у них получилось!
Это - то, что отложилось, но это - далеко не всё. Была ещё вагановская девочка на качелях. Были расходившиеся "тени" в грубых ботинках. было ещё много прекрасных находок, метафор и аллюзий. Но важно то, что было создано цельное произведение... Да чушь это всё. Главное, что у Его Величества Искусства был полноразмерный праздник. И я очень рад, что у меня была возможность приобщится к "мёду". Надеюсь, что не всё осталось на "усах", в душу тоже что-нибудь попало.