В чем смысл жизни? Я, к сожалению, не знаю однозначного ответа на этот вопрос. У каждого он - свой. Но мы, тем не менее, живем, куда-то стремимся. В большинстве случаев живем, не задумываясь о смысле жизни, о том, что, что она коротка - миг во Вселенной. Осознаем это на словах, но реально вдуматься в это, понять, что жизнь может оборваться в любой миг, ну не хватает нас на это, пока случай не поставит перед фактом. Какое-то время после возникшего форс-мажора мы еще пытаемся соблюдать некие морально-этические нормы, но хватает нас ненадолго.
Речь не о том, что мы все ведем безнравственный образ жизни, а о том, что мы на многое закрываем глаза в погоне за единственной живительной, как нам кажется, силой - бумагами с изображением президента США, тогда как сегодня даже в Америке (!) снова актуален вопрос нравственности. И этот, приходится признать, весьма немаловажный фактор, играет главенствующую, если не определяющую роль в жизни нашего современного общества. Совсем недавно в беседе с коллегой, известной журналисткой, услышал фразу, что мы в советское время были одинаковы бедны (условно, конечно), но у нас было собственное достоинство.
Сейчас достоинство человека поставлено на грань выживания. Ведь посмотрите, мы (не все, но очень многие) не гнушаемся обмануть, подвести человека, не сдержать слова; торопимся на работу, обидев в спешке родных; проскакиваем на красный сигнал светофора - авось, пронесет; ссоримся с близкими из-за мелочи, думаем - никуда не денется, сай вар иза-м; готовы к рукоприкладству при любом удобном и неудобном случае, не задумываясь над тем, что это может нам (и не только нам) сулить; откладываем на потом посещение больного неимущего родственника - успеется, и спешим обозначиться у состоятельного соседа или дальнего родственника - вдруг, пригодится; нарочито подчеркиваем, что жарко и день длинный, чтобы все поняли, что у нас ураза; считаем, кто сколько дал заг1а-хьолчаг1а - надо же адекватно ответить…
Мне могут возразить, я-де, не такой, не надо всех под одну гребенку. Не торопясь возразить, зададим себе несколько вопросов по теме, что называется, и сами же ответим на них, и станет понятно кто из ху, как говорится. Да и речь, конечно же, не обо всех. Но значительная часть, представляется, узнает себя в этом описании. Со мной можно поспорить, но я так считаю….
Что же делать, есть ли выход? Нет, панацеи от этого нет, есть лишь одно средство - каждый должен понять, что жизнь коротка (1ожал куг къал йоал), и не ставить все на карту ради сиюминутной прибыли, ради ощущения, что я сегодня победил (в ссоре, в сделке), утер нос соседу, родственнику, построив, условно говоря, забор выше, чем его дом. Есть одно средство - желание каждого остановиться и задуматься о смысле жизни, желание, сформированное в масштабах семьи, школы, города, республики, всего народа. С детства. Поскольку нация - это союз людей во имя своего (личного) будущего, будущего своего общества и своего государства.
Я не знаю, что и как конкретно нужно сделать, чтобы все начали меняться, да и не начнут они меняться вдруг, по чьему-то велению, но я знаю, что что-то должно измениться, чтобы ингуши наконец поняли, что так больше продолжаться не может. Я также знаю, что мы не дождемся изменений, если не начнем меняться сами, ибо Всевышний сказал: «...Просите же меня направить вас на правильный путь и Я направлю вас!». Если же мы не будем сами стремиться стать лучше, то никто не направит нас на путь истины, поскольку все в этом мире имеет свой смысл, в нем нет ничего случайного, а если нам что-то кажется случайным, то это - лишь результат нашего неполного знания. Избрали ли мы правильный путь, заслуживаем ли мы лучшей доли - ответить на эти вопросы может каждый для себя сам.
Духовный опыт, нравственно оправданные формы ведения жизни, дозволенность тех или иных норм поведения, толкование феномена совести, гражданской ответственности, патриотизма складываются веками. Брошенное «на произвол судьбы» сознание людей становится легкой «добычей» для политических манипуляций, возникают масштабные проявления безнравственности, невежества, душевной опустошенности, апатии, безучастности к судьбе своей Родины, своего народа.
Оговорюсь, чтобы было понятно, все это пишется и говорится не потому, что мы хуже всех, но потому что на нас всё отражается больнее, акцентированнее что ли. Нас очень мало даже в сравнении с малыми народами Северного Кавказа. И, к сожалению, мы чаще ищем друг в друге отличия, нежели точки соприкосновения, и ищем свое преимущество над соседом, родственником чаще, чем знак равенства и общую идею. При том, что в обществе могут быть национальные, конфессиональные, поколенческие отличия, общество не может развиваться, не найдя общих для всех точек соприкосновения.
Такой точкой соприкосновения для народа Ингушетии должно стать необратимое движение вперед, причем не абы как, а последовательное, интенсивное, с учетом того, что республика начала развиваться с отметки ниже нулевой в сравнении с другими субъектами РФ.
Развитие, как известно, предполагает качественное образование, высокий уровень культуры. Культуры не только как субстанции, передаваемой посредством учреждений культуры, а культуры межличностного общения, культуры государственного строительства.
Есть и определенные рекомендации в этом направлении, и главное здесь, на мой взгляд - введение для всех учебных заведений единого стандарта, критерия духовно-нравственного и поведенческого воспитания молодежи. Сложно. Но возможно, хотя одни только учебные заведения ничего здесь не изменят, необходимо тесное взаимодействие семьи и школы.
Для этого мы должны использовать все имеющиеся в распоряжении общества механизмы духовного, нравственного, патриотического, культурного и поведенческого воспитания. Тут вступает в силу постулат о том, что воспитатель сам должен быть хорошо воспитан….
Приобщение человека к основным духовным и нравственным ценностям общества - это сложнейший воспитательный процесс, и враз здесь ничего не изменится, но идти к этому мы обязаны, если для каждого из нас Ингушетия - не абстрактный символ, а часть его персонального существования, потому что развитие любой страны, региона зависит от тех людей, которые непосредственно осуществляют его.
Ингушетия находится в каждом из нас, мы должны, просто обязаны воспитывать в себе толерантность - не только в отношении представителей других народов, но и во взаимоотношениях между собой, что-то менять в отношении к нравственности, в нашем отношении к государственности, которую выстрадали наши отцы и деды.
P.S. Меня одолевает желание, чтобы как можно большее количество людей прочитали эту статью. Не для мнимой популярности, но для того, чтобы как можно большее количество людей поставили перед собой вопросы, поднятые здесь, попытались ответить на них.
И. Мержоев
http://gazetaingush.ru