О том, как важно родителям адекватно реагировать на действия и эмоции ребёнка.
(Под видео перевод сюжета на русский язык.)
Click to view
"Маленькие дети крайне чутко реагируют на эмоции, на реакцию окружающих на их действия.
Уже более тридцати лет ведутся исследования о роли участия и вовлечения младенцев в социальное взаимодействие.
Эксперимент с "каменным" (неподвижным) лицом:
Мама сидит и играет с годовалой дочкой.
Мама здоровается с малышкой, та отвечает маме. Девочка начинает показывать на различные предметы вокруг, мама реагирует, вовлекается и играет с ней.
Их эмоции и действия скоординированы, мама и ребёнок взаимодействуют и отвечают друг другу.
Подобное поведение - это именно то, что детям нужно, и соответствует тому, как они устроены.
Во второй части эксперимента мы просим маму не отвечать дочке, не реагировать на неё.
Ребёнок очень быстро понимает это и начинает использовать все свои возможности для того, чтобы "вернуть" маму. Девочка улыбается маме. Она показывает на предметы, поскольку помнит, что раньше это "срабатывало". Она тянется к маме всем телом и обеими ручками, как бы говоря: "Что происходит?".
Она пронзительно визжит, стараясь привлечь её внимание: "Эй! Что ты делаешь?".
Через две минуты, после того, как становится ясно, что обычные способы привлечения внимания не работают, девочка начинает реагировать негативно - она отворачивается, она чувствует тревогу и отсутствие возможности повлиять на ситуацию.
Это похоже на игру "плохой", "хороший" и "ужасный" полицейский.
"Хороший" - это обычная, естественная наша реакция на детей.
"Плохой" - это когда родители реагируют как-то неправильно, но у ребёнка есть возможность повлиять на ситуацию и исправить её. Т.е. когда мама "отключает" каменное лицо и снова начинает играть с дочкой.
"Ужасный" - это когда у ребёнка нет шанса вернуть "хорошего" полицейского. Они ничего не могут с этим сделать и остаются в этой ужасной ситуации."