О Польше: долгий путь домой

Aug 30, 2014 20:18

Оригинал взят у holicin в О Польше: долгий путь домой
Оригинал взят у vitalij_jung в О Польше: долгий путь домой

В контексте общих размышлений о будущем нашей многострадальной родины, а также в поисках выхода из евразийского тупика, было бы весьма нелишне обратить свои взоры на некоторых из наших славянских соседей, которые окончательно порвали с авторитарным прошлым и добились впечатляющих результатов на пути построения современного национально-демократического государства. Республика Польша, рассматриваемая с этой точки зрения, могла бы послужить достойным примером для многих стран, проблемы которых в экономической и в национально-миграционной сферах - запущенные и брошенные на самотёк - перерастают в неуправляемые хаотичные процессы, грозящие разрушением самого государственного здания.

Исторически и цивилизационно Польша, несмотря на славянское родство и общие корни с нашей страной, и в географическом и в политическом смыслах ab ovo была окраиной западного католического мира и постоянно находилась в сфере притяжения "большой" Европы, в отличие от России, испытавшей за три века монголо-татарского ига трагический разрыв со своим европейским прошлым. Предками современных поляков можно считать одну из частей восточнославянского племени полян, заселивших в доисторическую эпоху земли западнее Днепра (западные поляне). Любопытно узнать, как высказывался о его представителях знаменитый древнерусский летописец:

"Нестор о полянах: "Поляне были образованнее других, кротки и тихи обычаем; стыдливость украшала их жен; брак издревле считался святою обязанностию между ними; мир и целомудрие господствовали в семействах."
(Карамзин Н.М. История Государства Российского, т.1.)
Если наблюдения летописца соответствуют действительности, то становится неудивительным, что этот европейский народ сохранил и пронёс через века своей драматической истории стремление к свободе и приверженность европейским ценностям.

Для современного путешественника знакомство с Польшей начинается с больших приветственных плакатов на границе - "Добро пожаловать в Европейский Союз!". Сознание своего личного присутствия придаёт отечественному автолюбителю, уже несколько утомлённому долгой дорогой и прохождением таможенного контроля, сил и любознательности, необходимых для активного попутного ознакомления с окружающей средой - дорогами, придорожными посёлками, пастбищами и полями, городской архитектурой и разгадкой сделанных на незнакомом языке надписей в витринах магазинов.

Особенное внимание привлекают и внезапно появившиеся на горизонте вереницы ветрогенераторов, расположенные на свободных пространствах по обе стороны дороги, белые лопасти которых неутомимо и неслышно рассекают холодный утренний воздух; и красивые ухоженные деревенские дома с газончиками - на их территории бросаются в глаза красивые и величественные статуи Спасителя; и стоящие возле этих домов длинные металлические шесты с гнёздами аистов наверху.

Для стороннего, но неравнодушного к изменениям наблюдателя, посещавшего Польшу в достопамятные советские времена, контраст между прошлым и настоящим её состоянием виден невооружённым глазом: европейские стандарты дорог, жилищ, сельского хозяйства и городской инфраструктуры вместо соответственно унылых и плохого качества советских коммунистических образцов, общая экономическая эффективность государства (к слову сказать - без всякого рода высоких технологий) и готовность населения отстаивать свой европейский выбор стали определяющими факторами в развитии польского общества и страны в целом.

Национальные демократы разных стран, приобщаясь к польскому опыту, непременно обратят внимание на чуткую и отвечающую интересам местного населения политику государства в миграционной сфере. Опора на собственные силы и вера в себя, разумное дистанцирование от излишнего применения доктрины мультикультурализма оберегают Польшу от межэтнических распрей и конфликтов. Как доказывает польский пример, нет никакой необходимости в привлечении малоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа для поддержания и роста экономики страны (не говоря уже о порядке и чистоте улиц): на 38 млн населения число мигрантов составляет лишь несколько десятков тысяч, большую часть которых составляют близкие по ментальности граждане славянских государств - Белоруссии и Украины.

Государственность, а следовательно, и история Польши, начинается с момента принятия христианства в 966 году . За это время Польша успела побывать в разных ипостасях: королевством; составной частью (наряду с Литвой) федеративной Речи Посполитой; дважды утрачивала свою государственность; существовала в виде герцогства Варшавского, часть которого была присоединена к Российской империи и называлась Царством Польским; и дважды обретала свою независимость.

Для русского (русскоязычного) читателя наиболее полезным окажется рассмотрение непростого периода пребывания большей части Польши, разделённой между тремя державами (в т.ч. Пруссией и Австрией), в составе Российской империи (1815 - 1915 гг.). Царское правительство проводило насильственную русификацию польской территории, постепенно душило свободу и отменяло принципы им же дарованной Конституции, что вызывало недовольство местных жителей, которые отвечали на лишение прав бунтами и восстаниями.

Поражение знаменитого восстания 1863 года, подавленного русскими императорскими войсками, надолго похоронило мечты поляков о независимости. Неуёмные аппетиты царских властей в России, которые, впрочем, соответствовали настроениям большей части "мыслящего" российского общества, находились в самом разгаре: несмотря на недавнее поражение в Крымской войне, государство завершало долгий период непрерывных имперских завоеваний и территориальных приобретений - Кавказ, Средняя Азия, Сибирь и Дальний Восток к тому времени оказались уже включёнными в сферу влияния самодержавного государства. Русская интеллигенция была большей частью проимперски настроенной, и из известных людей того времени лишь Герцен и Огарёв поддержали требования польских повстанцев:
"Русский солдат не должен соглашаться на роль угнетателя других народов. Освобождение Польши - половина освобождения России. Свободная Варшава - смерть для императорского Петербурга" - писал Герцен, будучи противником русского самодержавия и имперского устройства государства, на страницах польской демократической печати в статье "Русско-польский революционный союз" в 1854 году. Спустя девять лет он повторит эти слова во время Январского восстания.

Польский мемуарист М. Модзелевский, сосланный в Сибирь уже после подавления восстания 1863 года, отражая взгляды польской демократической общественности, следующим образом передал своё видение роли Герцена в русской политике:
"В те времена для определённой части российского общества существовало два царя - Александр 2 и Герцен, первый - официальный, второй - моральный".
(M. Modzelewski, "Lata 1861 - 1863", Biblioteka Jagiellonska, rkps 6014, p.243.)

Одним из важнейших событий 20-го века на европейском театре военных действий, оставшимся без должной оценки со стороны советских историков, стал разгром Красной Армии на западном направлении. Экспансионистская политика советских коммунистов нашла своё отражение в приказе №1420 командующего Западным фронтом М. Тухачевского от 2 июля 1920 года:
«Бойцы рабочей революции. Устремите свои взоры на запад. На западе решаются судьбы мировой революции. Через труп белой Польши лежит путь к мировому пожару. На штыках понесем счастье и мир трудящемуся человечеству. На Запад! К решительным битвам, к громозвучным победам! Стройтесь в боевые колонны! Пробил час наступления. На Вильну, Минск, Варшаву - марш!»

Польские ополченцы под руководством маршала Пилсудского в битве за Варшаву в августе 1920 года наголову разбили конные армии большевиков, и в результате этого военного успеха Польша и остальная Европа были спасены от дальнейшей материализации коммунистического призрака. Именно благодаря польской победе большевистское руководство прибегло к психологии осаждённой крепости, отказавшись от идеи мировой революции (или по крайней мере - отложив её на более благоприятные времена) и замкнувшись на "строительстве коммунизма в отдельно взятой стране".

На следующем отрезке своего существования Польша - по несчастному стечению политических и географических обстоятельств - стала жертвой военной агрессии двух тоталитарных режимов, фашистской (национал-социалистической) Германии и коммунистического СССР. Боевые действия союзников в начале второй мировой войны (1939-1941 гг.) - Гитлера и Сталина - отличались большой слаженностью на основе взаимных договорённостей. Польша была разделена ими примерно поровну - западная часть досталась Германии, а восточная - Советскому Союзу.

По окончании войны Польша, де-юре обретшая независимость, осталась в зоне советских интересов, а позднее под настойчивым руководством большого восточного соседа, военная оккупация со стороны которого не прекращалась и в послевоенное время, вошла в Варшавский блок - объединение социалистических стран в целях эффективного противостояния капиталистическому Западу.

Тем не менее, Польше с полным основанием можно приписать главные заслуги в падении мировой коммунистической системы. Рабочий профсоюз "Солидарность" с начала 80-х годов прошлого века боролся с тоталитарным режимом, включив в повестку дня, помимо экономических, также и политические требования. Немаловажный для сравнения с Россией факт: на стороне оппозиции и народа открыто выступила польская католическая церковь, служители которой за такую позицию подвергались гонениям и репрессиям.

Гражданское общество в Польше было всегда. Оно не умирало даже в критические моменты польской истории. В то время мало кто верил в успех "Солидарности", однако в конце десятилетия битва за демократию (конечно, на фоне экономических трудностей восточного гиганта) была выиграна, вследствие чего не только Польша обрела независимость, но и пала Берлинская стена, произошло объединение двух Германий (речь, скорее, может идти о самоликвидации ГДР и вхождении бывших её территорий в состав ФРГ), прекратил своё существование Советский Союз, республики которого получили независимость, в том числе и Россия.

Польское общество mutatis mutandis сумело сделать правильные выводы после победы демократической революции 1989-го года. В ходе ликвидации оккупационного режима в Польше была проведена люстрация (отстранение бывших партийных функционеров от власти на долгий срок), а также приравнена к фашистской и на этом основании запрещена коммунистическая пропаганда и символика. Памятники большевикам-узурпаторам и их подельникам были демонтированы.

Возвращение в Европу ознаменовалось построением правового государства со всеми присущими ему атрибутами: независимой (от исполнительной власти) судебной системой, принципом сменяемости высших должностных лиц и депутатов парламента (Сейма) в результате свободных демократических выборов и разумной экономической политики, базирующейся на либеральных основаниях. Таково было исполнение необходимых предпосылок для последующего вхождения Польши в ЕС и НАТО.

европейские ценности

Previous post Next post
Up