May 29, 2013 23:52
При всём моем прорхладном отношении к марксизму, марксова метафора о религии как "опиуме народа" имеет глубокий смысл. Так же, как и опиаты, религия может стать, в зависимости от потребностей и личностных качеств юзера, и лекарством, и болезнью, и средством расширения сознания, и способом получения удовольствия. Довольно часто, при бесконтрольном и частом употреблении, лекарство становится болезнью - и в случае с наркотиками, и в случае с религией. Прибегнув к Богу не для интереса, не из благодарности за блага Божьего мира, не от радости, а от боли и несчастья, человек "подсаживается на религиозную иглу" и приобретает навыки зависимого поведения. Зависимого - не от Верховной Первопричины мира, а от "батюшки", гуру, общины, секты, кумирни, идола, коллективной энергетики обездоленных неудачников и лузеров. "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" - эти слова Иисуса для меня - ключевые во всем христианстве. Но и в других, более жизнеутверждающих религиях, дело обстоит так же. В любой общине любой деноминации, в церковно-приходской школе, исламском культурном центре, дхармической секте, в молитвенном собрании христиан-реформаторов, на рериховском семинаре - стоит одинаковая атмосфера устойчивого невроза и несчастья, сравнимая только с атмосферой наркологической или психиатрической клиники. Или - психотерапевтическую группу, показанную в гениальном "Бойцовском клубе", попав в которую, любой здоровый человек чувствует себя симулянтом, у которого "яйца на месте"...
психотерапия,
психиатрия,
дискурс,
психоактивные вещества,
религия