Оригинал взят у
chaly58 в
Одесское востание 1960 го года. В середине 70х годов, был приглашён на проводы дальнего родственника в армию. Сердце Молдаванки, улица так и называется- "Средняя". Одноэтажный трёхкомнатный флигель. Кухня, - там спит на сундуке баба Нюся - старшая сестра, моей прабабушки. Ей за 90, с хорошим хвостиком. Мнения родни, насчёт неё раэделялись чётко по образовательному цензу. Родственники без высшего образования считали, что в сундуке золото. С высшим , считали, что там полис на предьявителя в швейцарском банке.
Ну всё, как обычно- одесская кухня- смесь деликатэсов различных народов, девушка армейца- необычайно угодливая и учтивая, старается понравится маме и гостям. Тосты и смех....
Перекур на улице, мне любезно предлагают из пачки "Сальве", уже набитый косяк. Какшкара- поясняют качество плана. Закуриваю и озираясь, спрашиваю- Может отойдём во двор, а то менты? Аборигены, друзья виновника торжества, снисходительно улыбаясь сообщают- Тут уговор, после восстания- для ментов комендантский час после 21.00. А своих здесь не грабят.
Какое восстание?, спрашиваю. Тут я окончательно теряю авторитет.. А ты не в курсе? Да, народ поднялся и пожгли все участки и мента повесили, а нескольких с крыш побросали. Я жил в элитном районе моряков торгового флота и ничего не знал о восстании.
Одесса, ул Средняя.
Что же произошло на самом деле? Пока профессиональные историки не интересуются такими событиями, можно судить только по свидетельствам очевидцев.
18 декабря 1960г в Гастроном на угол Дальницкой и Степовой зашёл солдат и купил шкалик водки. Водку он начал пить тут же возле прилавка и когда понял, что водка палёная, стал возмущаться. Надо сказать, что в те времена было широко распространено производство палёной водки, но продавали её не в центральных гастрономах, а на периферии и не генералам, а таким простым людям, как этот солдатик.
Продавец ликеро-водочного отдела по кличке «Рыбак» ударил солдата, на помощь ему подоспели 2 крышующих милиционера, находящихся в гастрономе. Втроём они затащили в подсобку и там продолжили издевательства, Крики солдата слышали, покупатели. после избиения, его вытащили на угол и там бросили.
Вокруг солдата стал собираться народ. Стали раздаваться проклятия в адрес милиционеров и ненавистных коммуняк.
Папиросы с фильтром "Сальве" производились только в Одессе. (так по слухам завещал, их изобретатель)
Толпа разрасталась и пошла цепная реакция - гонцы побежали по всей Молдаванке. Со всех сторон, людские ручейки превращались в потоки. Гнев обрушился в первую очередь на милиционеров. Их стали отлавливать и избивать. Одного участкового, выстрелившего из пистолета, хотели повесить, но он уже не дышал от побоев. Некоторых миллиционеров клали под колёса трамвая, но к чести одесских вагоновожатых, все отказались переехать, этих людей. Прибывшие на подмогу отряды милиции и курсантов также избили и рассеяли. Присланным пожарным просто попротыкали шланги и они сонно, их то разматывали, то сматывали.
К вечеру войска полностью окружили Молдаванку, был получен приказ из Москвы- Стрелять! Но тогдашний командующий Одесским военным округом, герой Советского Союза Амазасп Бабаджанян наотрез отказался стрелять в одесситов.
К утру толпа устала и пошла спать.
Место начала событий, угол Дальницкой и Степовой
Милиция уже на следующий день начала массовые аресты. Задержано было около ста жителей Степовой и Дальницкой. Но первыми «под раздачу» пошли ранее судимые. Из уголовников просто выбивали признания. В январе 1961 года в клубе имени Иванова перед судом предстало 13 человек. Троим дали по 15 лет строгого режима. 13 лет за «политические подстрекательства» получила дважды ранее судимая Валентина Блайвас. Остальные отправились за решетку на 12 и 10 лет.
Остальные участники событий получили прозвище "Декабристы".