Жёлтые финны: опыт референдума 1919г.

Jul 12, 2014 22:58

Принято считать, что республика Северная Ингрия со столицей в Кириасалах удерживала свою независимость полтора года: с 9 июля 1919 года по 6 декабря 1920г. Более внимательное рассмотрение документов и сопутствующих им событий и фактов принуждает к выводу, что на самом деле этот срок составил три полных года.
Да, начинать отсчёт нужно с декабря 1917 года. Царская семья ещё не догадывается о скором расстреле, но уже не помышляет о возвращении на трон. Временное правительство пало. Большевиков пока ещё не воспринимают как полноценную власть (и мало кто понимает, что они пришли всерьёз и надолго).
Все политические силы (прежде всего, национальные окраины) стараются использовать особенность момента в своих интересах. Украина провозгласила свою независимость ещё в июне 1917г. Временное правительство её не признало, зато большевики готовы поддержать. В конце 1917 года из состава империи окончательно и бесповоротно ушла Финляндия.
Задним числом можно сказать, будто Ленин ещё в 1917г. прозорливо предвидел объединение новопровозглашённых республик в составе СССР. Если такие мысли и возникали, то именно с Финляндией Ленин просчитался.
Большевики призывают создавать новые органы самоуправления и присягать им. На почве безвластия органы волей-неволей создаются, но присягать не торопятся. Не стал исключением и Карельский перешеек.
Ингерманландские финны после отделения Финляндии остались на территории РСФСР. Здесь важно заметить, что значительная часть их финляндских собратьев по языку считала карел второсортными финнами, а ижор, водь и ингерманландцев - третьесортными.
Оказались они между двух огней и в контексте политической ориентации. Прежде всего, среди ингерманландцев не было сторонников белого движения. Никто не хотел восстановления прежней власти (ни царской, ни буржуазной). Не было среди ингрофиннов и сторонников пронемецкого правительства Свинхувуда в новорожденной Финляндии. Но идеи красных прельщали ингрофиннов ещё меньше. Их отношения с большевиками отнюдь не столь благостны, как об этом писали учебники истории ВКП(б).
В конце января красные финны захватили власть в Хельсинки. Три месяца спустя мятеж будет жёстко подавлен благодаря организационному и военному таланту Маннергейма, возглавившего (белую) армию Финляндии.
Но на первых порах обстановка складывается в пользу красных. Хотя РСФСР ещё не успела обзавестись собственной Красной армией, она помогает поставками оружия и в конце февраля организует вторжение через Рауту (в 10км от Кириасал).
В марте 1918г. советское правительство во главе с Лениным внезапно бежит из Петрограда в Москву. Принято считать, будто причиной послужило поражение Красной армии под Нарвой. Конечно, оно тоже сыграло свою роль. Но более серьёзной опасностью стало контрнаступление финнов со стороны Рауту и Кириасал. Под командованием Юрье Эльфенгрена был сформирован Первый Карельский полк из местных жителей (финнов-суоми из волостей к северу от границы и финнов-инкери из волостей к югу от границы). В середине марта он отразил первый этап интервенции в Рауту и взял под свой контроль значительную часть нынешнего Всеволожского района. Если Западный фронт проходил в 120км от Питера, то из Токсова артиллерия могла бить прямо по Смольному.
Однако долго удерживать Токсово местные жители не смогли. В конце марта на подмогу первому красноармейскому десанту в Рауту выдвигается подкрепление из нескольких тысяч новобранцев (в основном, из числа сестрорецких рабочих). В первые дни апреля 1918г. вокруг Рауту состоялось одно из наиболее кровопролитных сражений во всей истории Карельского перешейка. По свидетельству местных жителей в одной только братской могиле на берегу ручья Быковец (Кюлмяноя) были захоронены около трёх тысяч красноармейцев.
Кстати, на этой могиле до сих пор нет никакого памятного знака. Во избежание распространения инфекций место массового захоронения залили известью, из-за чего там долгие годы не росла даже трава. Пустырь хорошо читается на картах для спортивного ориентирования 1969г.
В противоположность изгнавшим интервентов жителям финляндского Рауту, оставшиеся на российской стороне ингерманландцы подверглись преследованиям чекистов, тщательно выискивавших «контру». Последней каплей стал призыв в Красную армию весной 1919г. Пытавшихся уклониться от него арестовывали и конфисковывали имущество. Это вынудило более трёх тысяч молодых крестьян бежать в Рауту.
11 июня 1919г. группа вооружённых беженцев взяла под свой контроль Кириасальский выступ, ограниченный реками Волчьей и Смородинкой. Месяц спустя на подавление мятежа был направлен карательный отряд. 33 его участника и два местных жителя, согласившихся стать проводниками, похоронены в братской могиле на окраине Кириасал. Среди мятежников в том бою не погиб никто.
9 июля 1919г. на собрании беженцев в Рауту было заявлено о провозглашении независимой республики Северная Ингрия. В противоположность недавним «референдумам» в Крыму, Донецке и Луганске, это мероприятие идеально вписывалось в систему Версальского мира, поставившего точку в первой мировой войне. Страны-победительницы договорились тогда, что изменение границ в Европе должно происходить не в результате войн, а на основе голосования.
Вооружённые силы Северной Ингрии возглавил тот же Юрье Эльфенгрен, собиравшийся снова захватить Токсово. Однако в этот раз на на фронте установилось равновесие. Полк Эльфенгрена не смог пробиться в южном направлении, но и не отступал целых полтора года. Сдать Кириасалы пришлось лишь по условиям Тартуского мирного договора.
Previous post Next post
Up