Тerra incognita за поворотом

Nov 29, 2011 12:54


Сергей ГЛЕЗЕРОВ, "Санкт-Петербургские ведомости"
Пространства ближних и дальних окрестностей Петербурга до сих пор остаются территорией terrra incognita для большинства жителей нашего города. Сделать хотя бы их часть чуть более известными призвана только что вышедшая в свет книга петербургского краеведа Андрея Сырова «Забытые достопримечательности южного берега Финского залива».


- Подавляющему числу современных туристов известно не более чем о десяти процентах экскурсионных объектов в окрестностях города и Ленинградской области, - отмечает Андрей Сыров. - Забытых объектов в наших краях сотни, если не тысячи. В пригородных парках рядом с разрекламированными в глянцевых путеводителях дворцами и павильонами таятся старинные руины, в заброшенных деревнях все еще стоят разрушенные церкви и усадьбы, а в непроходимой лесной чащобе прячутся древние валуны и старые фундаменты каких-то прежних построек...

Речь идет главным образом о том, что чаще всего остается «за кадром» экскурсионного и туристского интереса, даже если эти объекты находятся там, где, казалось бы, все давным-давно известно и знакомо. Как отмечает автор, он ставил задачу подготовить путеводитель для живого, непосредственного знакомства с незнакомыми местами, расположенным вдоль южного побережья Финского залива от Петербурга до Кургальского полуострова и верховьев реки Нарвы.

Несомненно, читателей привлечет путешествие по Сойкинскому полуострову. Это край ижор - южной ветви карельского племени, сюда они пришли в глубокой древности. Здесь и сегодня, несмотря на все перипетии ХХ века, сохраняется ижорский язык, пытаются возрождать национальную культуру, действует музей ижорской культуры. Но главная легенда Сойкинского берега - остатки базы Балтийского флота, которую официально называли Комсомольском-на-Балтике, а неофициально - «Вторым Кронштадтом».

- Повсюду в Вистине, Ручьях и их окрестностях можно наблюдать следы былого величия этого некогда строжайше засекреченного военного объекта - пристани, руины циклопических дамб, остатки сухого дока глубиной 12 м и размерами 1500 на 800 метров, старые насыпи со снятым железнодорожным полотном, а также вымощенные булыжником дороги, которые местные жители называют «ворошиловскими», - рассказывает Андрей Сыров. - Военно-морская база «Второй Кронштадт» была уничтожена при отступлении Красной армии летом 1941 года.

Примечательны деревни Лужицы и Краколье на том же Сойкинском полуострове, в которых до сих пор еще сохраняется водское население - «самый коренной из имеющихся в наличии» народов Приневского края. Будущее деревень вызывает серьезное беспокойство. Согласно планам строительства Усть-Лужского порта, деревня Краколье может быть снесена, а Лужицы попадут в промзону.

- Не надо быть экспертом в области этногенеза, чтобы не видеть пагубность исчезновения этих деревень для сохранения водского народа, и так близкого к полной ассимиляции, - отмечает Андрей Сыров. - Конечно, новые порты на российском побережье Балтийского моря жизненно необходимы нашей стране, однако не нужно забывать и о проблеме малого народа...

И, наконец, земля, совсем мало изведанная в экскурсионном и туристском отношениях, - это Кургальский (Курголовский) полуостров. Природа здесь нетронутая и дикая, не случайно на полуострове и прилегающих территориях организован Кургальский природный заказник.

- Это последний российский уголок земли на южном берегу Финского залива, - рассказывает о Кургальском полуострове автор книги. - Подавляющая часть жителей полуострова до войны была представлена ингерманландскими финнами. Жили на нем и ижоры, и единичные водские семьи... Когда в 1930-х годах на Кургальском полуострове развернулось строительство военно-морской базы «Второй Кронштадт», жители ряда деревень были переселены, местность опоясали мощеные «ворошиловские» дороги. Часть из них используется до сих пор и является своеобразным символом полуострова.

С северной оконечности Кургальского полустрова в хорошую погоду отлично просматривается береговая линия островов, которых финны называют «внешними». Это острова Мощный (Лавенсаари), Малый (Пенисаари), Сескар, а также Большой и Малый Тютерс. Уже не один год ведутся разговоры о создании природного заповедника «Ингерманландский», в который планируется включить и эти острова, относящиеся ныне к Кингисеппскому району. Пока же они абсолютно неизвестны туристам, в том числе и потому, что для их посещения или плавания на маломерных судах необходимо разрешение пограничной службы.

Как отмечает Андрей Сыров, его книга - первая в планируемой серии из пяти путеводителей, в которых предполагается описать забытые достопримечательности в окрестностях Петербурга, на его окраинах, которые еще недавно были пригородами, и в районах Ленинградской области. Второй путеводитель, над которым сейчас идет работа, посвящен забытым достопримечательностям западной части Карельского перешейка - от Петербурга до Торфяновки.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10282841@SV_Articles

краеведение

Previous post Next post
Up