20 апреля 2011 года (среда) в 14 часов в Институте Региональной прессы
состоялась пресс-конференция по проблемам Ораниенбаума.
1. На пресс-конференции выступил по проблемам охраны памятников
истории и культуры Ораниенбаума
Горбатенко Сергей Борисович -
автор книги "Петергофская дорога" (в том числе о дворцово-парковом
ландшафтном комплексе Ораниенбаума),
историк архитектуры, эксперт по вопросам охраны наследия, председатель
Санкт-Петербургского отделения Международного совета по вопросам
памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС СПб). Автор 140
публикаций, в том числе 6 книг, многочисленных работ в сфере истории и
охраны объектов культурного наследия. Лауреат Анциферовской премии
2003 г. за лучшую научную книгу о Петербурге.
"Проблемы охраны объектов культурного наследия Ораниенбаума".
Сергей Борисович Горбатенко замечательно говорил, хотя его доклада был
без подготовленных письменно тезисов, так как он за день до этого был
с письмом на приеме министра культуры в Москве по поводу положения дел
в дубовой роще в Ольгином канале (парк Дубки, Ораниенбаум), которая
входит в зону охраняемого международного культурного наследия Юнеско.
Горбатенко - ведущий специалист в истории Ораниенбаума, он и открыл
историю города Ораниенбаума, как когда-то Шлиман открыл Трою. В
Ораниенбауме он начинал свою научную деятельность.
Сергей Горбатенко еще полгода назад дал интервью агентству ИА Регнум:
"Блеск и разрушение трехсотлетней Петергофской дороги"
http://www.regnum.ru/news/1334709.htmlТам он поднял вопрос о сохранности последних памятников 3-х вековой
истории и культуры в Ораниенбауме.
За полгода состояние памятников Ораниенбаума изменилось не в лучшую сторону.
В марте 2011 года развалена на дрова дача Шитта, о которой он полгода
назад говорил в интервью, и на Краснофлотском шоссе развалены
оставшиеся 3 казармы 6-й Лейб-гвардейской инвалидной роты Александра
I постройки 1821-1822гг. по проекту архитектора Василия Стасова.
Практически уничтожена в Дубках (Ольгин канал) дубовая роща, дубы
которой могли бы, по утверждению биологов, прожить еще лет по 50, даже
будучи полностью выжженными изнутри. Из 2-х и 3-х вековых дубов
осталось всего около 30 дубов, на которые инвесторы порто-намыва уже
готовят порубочные талоны.
Продолжает разрушаться имение Отрада из-за невнимания властей. Под
угрозой имение Санс-Эннуи, дача Максимова, Меншиковский канал и
другие, кроме, быть может, дворцов и парков ГМЗ Ораниенбаум.
-----------------
В этом году у города Ораниенбаума юбилей: ему исполняется 300 лет.
На протяжении веков его дворцово-парковый ансамбль был царской
резиденцией, дворянские усадьбы завершали череду парков Петергофской
дороги, город был местом отдыха петербуржцев, природа Ораниенбаума
уникальна.
К юбилею города Правительство Петербурга приготовило городу "подарки":
его решено превратить в промышленную зону. Планируется строительство
нескольких портов, один из которых намечено построить в самом центре
города, рядом с жилыми домами, грузы из порта будут вывозиться через
жилые кварталы и охраняемую зону дворцово-паркового ансамбля.
Для строительства другого порта - "Бронка" - уничтожается старинный
парк "петровских" дубов, выведены из состава ЗНОП парки
"Дубки" и "Санс-Эннуи", строительство ведется на территории природного
памятника "Плавни Кронколонии".
Подготовка к юбилею не финансируется должным образом, город переполнен
разрушенными и сгоревшими зданиями, которые закрыты праздничными
плакатами, канализационные стоки вытекают прямо в залив в центре
города. Сегодня происходит уничтожение памятника отечественной истории
и культуры.
Ингерманландский камень погружается, так как зимой его обкопали,
вынули ил. Скоро засыплют.
Фото и материалы по теме доклада:
zjuravlev@yandex.ru
Владимир Журавлев
meridian222@mail.ru
Александр Толкачев
«Подарок» к юбилею Ораниенбаума: порт в центре города вместо городской набережной».
Докладчик: Толкачев Александр Александрович, общественная организация МООЛ «Город Ораниенбаум».
meridian222@mail.ru
В ряду «подарков» к трехсотлетию Ораниенбаума от Правительства Санкт-Петербурга, возглавляемого членом «Единой России» В.И.Матвиенко, наиболее убийственным для будущего города является намерение построить грузовой порт в Ломоносове.
Ранее этот проект носил название «Янтарь», сейчас - «Ломоносовский грузовой терминал». Порт планируется построить в самом центре города, рядом с железнодорожным вокзалом, в полусотне метров от жилых домов. Дороги для вывоза грузов из порта отсутствуют, и построить их без ущерба для города невозможно. Одна дорога пройдет через жилую зону города, по Ораниенбаумскому проспекту. Вторую намечено проложить через охраняемую КГИОПом зону Меншиковского канала, которая является частью Ораниенбаумского дворцово-паркового ансамбля. По этим дорогам, по плану, пойдет грузопоток в 2000 контейнеровозов в сутки, не считая машин вспомогательного, инженерного транспорта, бензовозов, обслуживающих порты. Небольшой город задохнется в дыму выхлопных газов. Кроме того, планируется значительное расширение старинного железнодорожного вокзала Ораниенбаума для приема грузовых составов, и все это тоже рядом с жилыми домами. Прибрежные воды города будут загрязнены смывами крупнотоннажных кораблей, планируется 79 судозаходов в месяц. Все эти расчетные цифры содержатся в Постановлении № 8 от 20 января 2009 года «О концепции развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербурга»:
http://www.assembly.spb.ru/manage/page?tid=633200014&nd=891802408&nh=1 Постановление принято в 2009 году, но работы по строительству порта начались еще раньше, в начале 2008 года. Тогда была произведена засыпка части акватории Финского залива, являющегося федеральной собственностью. Застройщик - ЗАО «Ломоносовский грузовой терминал» - утверждает, что право на это он получил на основании лицензии на водопользование. Однако во всех документах фактическая засыпка именуется «складом песка», который на деле представляет собой выровненную насыпную площадку площадью несколько гектар. Утверждение изменения границ Санкт-Петербурга в соответствии с 84 ст. Земельного кодекса РФ утверждается решением Совета Федерации РФ. Такого решения в отношении Ломоносова не было. Безусловно, все это должно привлечь внимание прокуратуры. Кроме того, в Ломоносове отсутствуют очистные сооружения, и канализационные стоки вытекают непосредственно в залив в районе произведенной засыпки. Сейчас в месте слива канализации, а также в ближайших жилых домах и на трассе, по которой ездят экскурсионные автобусы - ощущается сильный смрад. Видимо, это такой «подарок» инвесторов городу к юбилею.
Порт в центре Ломоносова полностью изменит историческое лицо города, формировавшееся веками. В городе много объектов культурного наследия: Ораниенбаумский дворцово-парковый ансамбль находится под охраной ЮНЕСКО. Ораниенбаум - памятник истории и культуры России, строить порт в нем - все равно, что строить порт в Петергофе. Веками складывавшаяся жилая застройка не допускает строительства порта в центре города. Как уже упоминалось, дорог для вывоза грузов из порта нет. Планируемые дороги отрежут город от залива и лишат горожан возможности когда-нибудь обзавестись городской набережной. Загрязнение Невской губы, загрязнение атмосферного воздуха выхлопами десятков тысяч автомобилей, шум портовых сооружений в центре города, - ухудшат качество жизни горожан, что является нарушением ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин России имеет право на благоприятную окружающую среду.
Идея строительства порта в центре жилого города, в охраняемой исторической зоне, рядом с жилой застройкой, при отсутствии дорог и подходного морского канала в мелководной части Финского залива, является абсурдной, но вполне достойной ума тех людей, что с фанатизмом маньяков протаскивали несколько лет проект строительства небоскреба Газпрома на Охте, вопреки мнению общественности, специалистов, ЮНЕСКО, Министерства культуры, с хамским пренебрежением к будущему Петербурга и его жителям. Надежды на пробуждение в организмах этих деятелей ума и совести мало. Поэтому мы, жители города, представители общественных организаций и депутаты Муниципального Совета заявляем, что намерены организовать народный протест против программы строительства порта в центре Ломоносова и против превращения города в промышленную зону.
Порты в Ломоносове - это проблема не только Ломоносова, но и Петербурга в целом. Речь идет о судьбе восточной части Финского залива. После достройки дамбы Невская губа станет внутренним водоемом Петербурга с многочисленными культурными и историческими памятниками и сложившейся исторической жилой застройкой берегов. В этот мелководный водоем (средняя глубина Невской губы всего 3 метра) нынешние правители Петербурга намерены допустить тысячи огромных грузовых кораблей. Кроме того, строительство портов будет сопровождаться масштабными намывными и дноуглубительными работами. Для портов намечено намыть 380 га новых территорий, еще 377 га будет намыто в Сестрорецке. Предыдущие подобные работы при строительстве нового порта на Васильевском острове и подходного канала к нему привели к долговременному загрязнению донных вод Курортного района нефтепродуктами и тяжелыми металлам и к катастрофическому уменьшению поголовья рыб в Невской губе. Уловы корюшки, леща, окуня, судака, плотвы за 2006-2008 годы уменьшились в 2 и более раз. А ведь Невская губа является рыбохозяйственным водоемом высшей категории. Кроме того, Невская губа выполняет функцию очистки стоков мегаполиса. Планы намывов и строительства портов погубят жизнь во внутреннем озере Петербурга.
Нам, горожанам, следует объединиться против планов превращения Невской губы в безжизненную сточную канаву.