Тезисы выступления Эдуарда Якушина на открытой дискуссии о будущем Санкт-Петербурга и Невского края в пресс-клубе
"Зелёная лампа".
Почему собственно нужна самоидентификация не только петербургская, но и ингерманландская? Причина, как мне кажется в том, что история Петербурга имеет свои специфические особенности. Конечно Петербург задумывался как "окно в Европу", как антитеза Третьему Риму, даже само название Санкт-Петербург, отсылает нас к настоящему Риму, городу св. Петра, т.е. идея буксира, тянущего Россию в Европу.
После переезда столицы в Москву Европа оказалась не нужна, баржа "Россия" плавает в своем вечном Плещеевом озере, а буксир остался не у дел, и кажется, навсегда. Но буксир еще крепок, баки его полны и команда его привыкла быть примером для пассажиров ведомой баржи, а тут вот такая история! Россия пытается встроить его в себя, то как колыбель пролетарской революции, то как культурную столицу и наконец, видимо уже совсем отчаявшись, как столицу криминала. Плещеево озеро не подходит для плавания по нему такого громадного морского корабля.
Идея об автономии и самоопределении Петербурга родилась, я думаю, как только отбыл поезд, увозящий столичные регалии, в Москву. И все бы хорошо, но в этой затее есть изрядная доля обиды изящного кавалера на первых ролях, брошенного своей недовоспитанной Пигмалионшей, ради грубого и жестокого жиголо.
Отсылки к петербургской исключительности имеют право на существование, но вот беда - вся наша исключительность была в пределах русской империи и не имела своей отдельной истории. Между тем Петербург стоит на древней земле - Ингрии, Ингерманландии, которая имеет гораздо более далекую историю в отличие не только Петербуга, но всей России.
Во-первых, это красиво - Ингрия, во-вторых происхождение этого имени связывают с принцессой Ингегердой, женой Ярослава Мудрого, Рюриковича, как известно, т.е. Ингрия как бы стоит в полный рост рядом с "матерью всех городов русских" - Киевом. Россия между тем еще даже и не родилась!
Сама Ингигерда очень примечательна, мало того, что дочь шведского короля Олафа и святая, известная у нас как св. Анна, похоронена в Софийском соборе в Новгороде, но довольно героический человек вызвавшая на бой Мстислава соперника Ярослава. Кто её у нас помнит? А между тем она небесная покровительница Ингрии. Разве это не будоражит воображение?
Есть в Старой Ладоге замечательная фреска со св.Георгием, сюжет которой разительно отличается от московского герба, где как известно св. Георгий пронзает дракона копьем. Староладожский Егорий сопровождает деву Елисаву, которая ведет укрощенного дракона на поводке. Совершенно другой смысл и совершенно другой посыл. Это все наши забытые образы.
Кто помнит о движении федосеевцев - православных протестантах, которые героически обороняли Нарву и Ивангород от войск Петра? Между тем они все, почти поголовно, полегли в нарвском крепостном рву. Им было, что защищать.
Кто помнит об Урбане Йерне? Великом шведском гуманисте, писателе и ученом, между тем он наш! Родился в Скворицах, что рядом с Гатчиной учился в Ниене, родными для него были все четыре языка на которых тогда говорили в Ингрии: шведский, немецкий, финский, русский. Совершенно замечательный образ и это тогда было повсеместно, заметим, что мультикультурность, которой справедливо гордится Петербург, родилась здесь задолго до его основания и вне пределов России.
Ингерманландская идея это не тупиковый путь и его надо рассматривать не как альтернативу Петербургу, но как помощь в определении себя в этом мире.
На снимке: фрагмент картины Эдуарда Якушина "Принцесса Ингигерда"
http://ingria.info/?biblio&news_action=show_news&news_id=5047