Моё интервью для сетевого литературного проекта "Творческий горизонт"

Sep 11, 2014 20:42

Редактор проекта stacie_elberg презентовала мне интервью как приз за участие в флешмобе свободного письма - и конечно же, опять прикололась с заголовком ;). А мою работу - миниатюру "Посвящение" - лучше смотреть вот по этой ссылке http://ingolwen.livejournal.com/225754.html, там слегка отредактированный вариант.

Юлия Ржаницына: «Музу не надо приручать, а то обленится, растолстеет и закиснет»



Юля принадлежит к числу постоянных авторов проекта «Творческий горизонт». Она не только публиковала в наших сборниках прозу и стихи, но и украшала эти сборники своими рисунками. Видеть постоянных авторов в числе участников новых проектов вроде литературных флешмобов - это очень приятно. Юля же не просто приняла участие, но и стала главным победителем с миниатюрой «Посвящение». В качестве приза она выбрала интервью. И мы побеседовали о творчестве, о флешмобе… и не только.

Юля, привет! Во-первых, поздравляю с победой - в очередной раз. Как по мне, она была более чем заслуженной. А твоя работа была одним из моих фаворитов… но самый несчастный человек в таких ситуациях - главный редактор. Права на то, чтобы выделять какие-то работы из общего списка, у меня есть, но следует сохранять беспристрастность. Во-вторых, собственно, вопрос. Я знакома с твоим творчеством еще со времени прошлых сборников, и заметила, что темы мистики и шаманизма тебе очень близки. Мне они тоже близки - отчасти потому, что такие рамки оставляют автору большое пространство для самовыражения, а читателю - множество возможностей для трактовки. Словом, каждый видит свое. Скажи, почему мистика близка лично тебе?

Спасибо, я рада, что мой рассказ тебе так отозвался. Почему близка мистика - ну, из прошлых жизней идет, наверное. Плюс такой склад характера - не материалист я, к счастью :). Всегда, как в той песне у БГ, «сны о чем-то большем».

С творчеством - тут несколько другие приоритеты: не мистика как средство более оригинального авторского самовыражения, а именно что такое вот самовыражение через рассказы-стихи-рисунки получается благодаря увлечению мистикой, эзотерикой и прочими «секретными материалами». Да и все, что у меня пишется хорошего - это чистая интуиция и столь нелюбимое рационалистами «озарение», которое потом дорабатывается и проживается. Только тогда и выходит настоящее, а если насильно-планомерно-рационально из себя что-то выжимать - ерунда будет, проверено. Не копирайтинг все-таки. Поэтому писать стихи-прозу предпочитаю редко, но метко. Хотя иногда и просто ленюсь, это да.

В общем-то, мне все чаще хочется вместо слов «мистика» и «эзотерика» использовать слова «знания о мире и Вселенной». Я в это верю, это часть моей жизни, я постоянно учусь. И даже когда не верила - сейчас вспоминаю, сколько же знаков и удивительных совпадений со мной случалось. Кто бы тогда объяснил, скольких бы ошибок избежала. Хорошо, что у нас нынче такая эпоха продвинутая - кто ищет, тот найдет, только информацию надо фильтровать, конечно.


Три тысячи знаков… пугающе маленький объем и весьма строгое ограничение. Тебе было сложно написать такой короткий рассказ? Или малая форма - это «совсем-совсем твое»?

Так пока что я только малую форму и пишу :). Это спонтаннее и динамичнее, это то, что нужно мне сейчас. Если потом раскачаюсь на роман - он, наверное, будет похож на серию новелл. Что будет через двадцать лет - не могу сказать. И для меня очень важен точный подбор слов, ритмика фразы - поэтому насчет слишком длинных предложений себя стараюсь одергивать.

Но три тысячи знаков  - это и в самом деле чересчур мало. Даже для хорошей статьи - короткие предложения не всегда спасают. А в миниатюре должны быть, как минимум, начало, развитие мысли и концовка (желательно, логичная). С такими рамками хорошо то, что десять раз проходишь по тексту и убираешь массу лишних слов и оборотов - они всегда есть. А плохо то, что при всем этом все равно не влезают какие-то очень важные детали. Бывает и так, что потом осознаешь: а все-таки чего-то не хватает. Или кто-то прочтет, и у него возникнут вопросы - как в этот раз уже после флешмоба один уважаемый мною человек сделал несколько очень точных и конструктивных замечаний. Вот почему для публикации на Самиздате я этот рассказ слегка, несколькими мазками, переработала и расширила. Например, очень существенно было рассказать о том, как же все-таки мой чудо-мальчик попал из реки обратно к родовому кострищу - сам пришел, в трансе, чем и доказал окончательно свои способности шамана. Но мне приятно, что рассказ понравился и в виде трех тысяч знаков.

Ну, а каково было писать, укладываясь в сжатые сроки? Это напрягает или, наоборот, дисциплинирует, дает возможность «приручить музу»?

Музу не надо приручать, а то обленится, растолстеет и закиснет :). Или, наоборот - если ее погонять кнутом, то она и обидеться может, и сбежать, и даже отомстить - женщина все-таки :). Я вообще сторонник интуитивного подхода и страшно не люблю жесткого планирования. Ставить цели - дело хорошее и нужное, но в остальном - человек не компьютер. Сжатые сроки в любом творчестве, как по мне, не на пользу, это же не производственное планирование (да и там сильное давление может повредить качеству).

Скажем так, сами по себе еженедельные задания флешмоба и письма в рассылке - они не напрягали, они вполне себе положительно мотивировали. Фотографии в рассылке - очень хорошая придумка, кстати, это вы молодцы. А вот сроки в четыре дня на написание и особенно всего сутки на голосование - это напрягало, да. Да и, возможно, именно поэтому и работ оказалось меньше, чем могло бы быть, и народу проголосовало гораздо меньше, чем хотелось бы.

Какие впечатления у тебя оставил флешмоб? Дало ли тебе что-то участие в нем? Выделила ли ты для себя кого-то из авторов? Может быть, у тебя есть какие-то критические замечания по поводу организации - мы учтем их в будущем?

В целом, хорошие впечатления, было вполне душевно. Тем более, флешмоб свободного письма - это гораздо конструктивнее и полезнее, чем флешмоб типа «вопросы из школьной анкеты». Отличная рассылка, хорошее освещение событий (поэтому странно, что народу собралось не так много), даже приятно пообщались с некоторыми участниками по ходу дела. И да, я раньше миниатюр не писала, так что это было полезно. Из работ мне лично больше всего понравились миниатюры Тальки Пономаревой - красивый язык, образность, сюжет, и это именно цельные произведения, они не выглядят отрывками из чего-то более крупного.

Из пожеланий: давать больше времени на голосование, прежде всего. Даже притом, что кто-то вывешивал посты о голосовании у себя на страничках для друзей - похоже, у многих просто руки дойти не успели. Ну и, наверное, в следующий раз можно объем побольше - пусть будут полноценные рассказы, миниатюра - все же жанр специфический. Еще: пусть темы нельзя будет угадать, как в этот раз, пусть они будут неожиданными.

Присоединишься к нам в следующем флешмобе?

Так я вроде уже обещала :).

Интервьюер: Анастасия Эльберг (anastasia.elberg@gmail.com)

http://artsoart.ru/fleshmob-svobodnogo-pisma/fleshmob-svobodnogo-pisma-avgust-2014/yuliya-rzhanitsyina-muzu-ne-nado-priruchat-a-to-oblenitsya-rastolsteet-i-zakisnet/

меня посчитали!, литературное

Previous post Next post
Up