Гуси

Apr 17, 2014 00:04

Одно время Веронике очень нравилась сказка «Гуси», которая чаще встречается под названием «Гуси-Лебеди». Мы с ней читали вариант Афанасьева, а не Толстого, то есть там, где героине помогает еж, и никаких мышей не водится вовсе. J
Поначалу я не понимала, почему девочка отказывается от яблок, хлеба и киселя. Мне это казалось странным, эка невидаль съесть яблоко, даже кислое. Неоднократное прочтение сказки расставило все на свои места.


Итак. В начале сказки мы видим старика со старушкой (опять!), у которых дочка, да сынок малый. Они собираются на торжок и просят девочку присмотреть за братом, за это сулят платочек новый.
Поначалу кажется, что перед нами просто девочка, которой не хочется следить за младшим братом. По-житейски оно и понятно, лучше своими делами заниматься, чем за братом приглядывать. Но, как мы увидим дальше, у девочки в принципе есть проблема с границами. Отказывается девочка принимать реальность со всеми ее требованиями. Не умеет по чужим правилам играть, сложно с ней договориться, хочется ей, чтобы всегда было так, как ей нравится.
В принципе, при должном уме и умении можно, так сказать, перекроить существующее положение вещей. Но во всем нужна мера, уместность, да и нельзя что-то построить, временами не подстраиваясь и не уважая тот порядок, который уже есть.  И приходится ей пройти в сказке урок, который помогает ей измениться.
Начинается все с того, что братца унесли гуси.
Когда замечает девочка пропажу, решает, что надо ей братца выручать, а иначе помощи ждать неоткуда. Бежит в лес и трижды натыкается на тех, кто не прочь ей помочь - печку, яблоню и речку. Помочь-то они не прочь, да только на своих условиях.
Но условия эти девочке не по душе, кто ж захочет ржаные пирожки, когда «у моего батюшки и пшеничные не едятся». И лесные яблоки мало привлекательны в ее глазах, дома от садовых нос воротила, а простой кисель тем более пить не будет, когда сливки поперек горла были. Она об этом и говорит прямо - не стесняется. Каждый раз отказываясь, девочка решает, что и сама справится как-нибудь. Трехкратное повторение в сказках - ситуация, часто встречающаяся. Мне кажется, что это обусловлено не только законом жанра. Ведь если один раз можно отказаться случайно, с перепугу, второй по недомыслию, то третий - это уже своего рода позиция, принятое и осознанное решение.
То есть несмотря на экстремальную ситуацию, в которой девочка оказалась, она отказывается от проявления гибкости. Я сначала подумала, что, может, дело не в упрямстве, а предложение помощников было не только некомфортным, но и морально неприемлемым, но встреча с ежом расставила все на свои места. Ведь очевидно, что она заблудилась и не окажись его там - «долго бы пришлось ей бегать», но вместо того, чтобы обратится за помощью, она и ежа пнуть захотела!  Из этого момента становится видно, что отказываться, отбрыкиваться, упираться - это способ действия. И никак ей этот модус операнди не перебороть.
Интересно, что именно еж выступает ее помощником, ведь он и сам довольно колюч в общении,) И просто так от него не отпихнёшься. Возможно, еж уже скопил достаточно житейской мудрости, чтобы понять и пожалеть девочку, возможно, когда-то он и сам был таким упрямцем, а возможно, что просто в жизни не дается уроков, которые мы не способны пройти и потому нам всячески стараются помочь, даже когда мы настолько твердолобы.  В общем еж, просто так, по доброте душевной помогает девочке, хотя от нее добра ему ждать не приходится.
При помощи ежа, дошла девочка до избушки, а там братец сидит, с яблочками играет. Складывается впечатление, что в принципе ему там и не плохо. Сидит, не плачет, диковинные золотые яблоки в руках.  Что это за яблоки не ясно, но очень любопытно. Но понятное дело девочке не до любопытства (и нам вместе с ней), потому хватает она братца и бежит с ним домой.
Сама Баба Яга за девочкой не идет, ей и не зачем, а вот гусей отправляет. За что ей большое спасибо, ведь именно гуси и угроза скорой расправы, заставляет девочку перебороть в себе тот не приносящий пользы (а скорее вредоносный) образ действий.
Только угроза расправы, заставляет девочку принять чужие условия, только осознание, что иного выхода нет, сподвигает ее и пить кисель, и есть яблоки и ржаной хлеб. Только в таких условиях оставляет она свое упрямство и принимает чужую помощь и чужие правила игры. Только так удается ей свою гордость(?) да упрямство перебороть. Ни разговоры родителей дома, ни чрезвычайные ситуации в жизни не заставляют ее поменять свой способ действия, увы, только близкая расправа и явная опасность. Именно столкнувшись с ними лицом к лицу, она начинает действовать иначе. И тогда взрослеет, и растет над собой.
По возвращению домой родители дают ей платочек новый, словно прошла девочка на новую ступеньку, справилась с собой и поумнела. И этот платочек символизирует собой новый этап в жизни, тот факт, что поднялась она иную ступень.

Сказки

Previous post Next post
Up